Функции конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание

В качестве средств, в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1. Функции конкуренции……………………………………………………....3
1.1 Основные модели рынка…………………………………………………..5
1.2 Способы ведения конкурентной борьбы………………………………...11
2. Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции….18
2.1 Методы промышленного шпионажа……………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ+.docx

— 37.42 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...2

1. Функции конкуренции……………………………………………………....3

1.1 Основные модели рынка…………………………………………………..5

1.2 Способы ведения конкурентной  борьбы………………………………...11

2. Промышленный шпионаж и фальсификация  фирменной продукции….18

2.1 Методы промышленного шпионажа……………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы конкурентной борьбы

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения  производителей устанавливаются и  цены товаров и объемы продаж.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие  конкуренции. Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями, как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению  рынка товарами.

В качестве средств, в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

монополистический конкуренция промышленный шпионаж

1. Функции конкуренции

Функция регулирования. Для того чтобы  устоять в конкурентной борьбе, фирма  должна предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предприятия  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует  производственный процесс.

- предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция  не только включает в себя стимулы  к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход  среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом. Это отвечает господствующему  в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентами. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой»  олигополией с «умеренной» индивидуализацией  продукции. «Узкая» олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

Государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий;

- соразмерность предлагаемой услуги  по цене и другим договорным  условиям;

- защищенность правовыми нормами  товарных знаков и марок помогает  покупателю различать товары  по их происхождению и своеобразию,  а также судить о некоторых  их качествах;

- ограниченную по времени патентную  защиту (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.

1.1 Основные модели рынка

В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

1. Большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных  потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель,  в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности  товара, его ценой и собственными  возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю,  сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей  не приобретет какую-либо существенную  долю общего спроса. Данная структура  рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

2. Огромное число обособленных  потребителей и малое количество  производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную  долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную  конкуренцию. Предельным случаем  данной структуры, когда массе  потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить  общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно  большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

3. Единственный потребитель товара  и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством  производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемой монопсонией  (монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия), вообще не является  конкурентной, но также не является  и рыночной.

По Смиту, сущность конкурентного  поведения производителей составляло «честное» - без сговора - соперничество  производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в  современной трактовке понятия  конкуренции.

Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.

Полиполия (совершенная конкуренция)

Большое число продавцов и покупателей  одного и того же товара. Изменения  в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

Рынок открыт для каждого. Рекламные  компании не так важны и обязательны, так как на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют  какие либо предпочтения. На рынке  с подобной структурой цена - это  заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

Акцептант цены. Хотя цена и формируется  в процессе конкуренции среди  всех участников рынка, но в тоже время  отдельно взятый продавец не оказывает  никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более  высокую цену, все покупатели сразу  же переходят к его конкурентам.

Если же продавец запрашивает более  низкую цену, то он окажется не в состоянии  удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при  этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

Регулятор качества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования  объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое  намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

Условия совершенной конкуренции  определяются следующими предпосылками:

- большое количество продавцов  и покупателей, ни один из  которых не имеет заметного  влияния на рыночную цену и  количество товара;

- каждый продавец производит  однородный продукт, который ни  в каком отношении не отличим  от продукта других продавцов;

- барьеры для выхода на рынок  в долгосрочном аспекте либо  минимальны, либо вообще отсутствуют;

- никаких искусственных ограничений  спроса, предложения или цены  не существует и ресурсы - переменные  факторы производства - мобильны;

- каждый продавец и покупатель  владеет полной и правильной  информацией о цене, количествах  продукта, затратах и спросе на  рынке.

Ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.

Монополия.

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие  характерные черты:

а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта);

б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его  заменителей;

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем  цены, то есть монополист назначает  цену и покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве  случаев монополист не может назначить  произвольно высокую цену, так  как по мере роста цен спрос  снижается, а при падающих ценах  спрос возрастает);

г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые  барьеры для конкурентов - как  естественного, так и искусственного происхождения.

Примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного  пользования - электрические и газовые  компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторыми фирмами на исключительное право функционировать на данном рынке.

Монополистическая конкуренция.

Относительно большое число  производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, то есть на рынке  присутствуют гетерогенные товары. В  условиях совершенной конкуренции  фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции  производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря  чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция  может быть дифференцирована также  по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы и т.п.

Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров.

Информация о работе Функции конкуренции