Корпоративное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция

Описание

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО_лекции.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

Важная роль в финансовом контроле принадлежит аудиторским проверкам. Аудиторская проверка должна проводиться  таким образом, чтобы ее результатом  стало получение объективной  и полной информации о деятельности общества.

При этом акционеры общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица формируют свое мнение об обществе на основании информации о его деятельности.

Аудиторские организации (аудитор) могут  выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех  или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Кроме того, аудиторские организации  при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Контроль за устранением выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность  предоставляемой акционерам информации. Осуществление такого контроля можно  поручить комитету по аудиту общества.

Аудиторские организации (аудиторы) проверяют  соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает  на себя обязательство следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной вести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

Комитет по аудиту должен оценивать  кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлять оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров - обосновывать свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие и назовите  принципы корпоративного управления.

2. Сформулируйте понятие корпоративных  органов.

3. Назовите признаки и виды  корпоративных органов.

4. Определите основные полномочия  совета директоров корпорации.

5. Сформулируйте понятие и назовите формы корпоративного контроля.

6. Назовите субъекты финансового  контроля и их функции в  корпорации.

 

9. КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

9.1. Понятие и правовой статус  корпоративной информации.

9.2. Коммерческая тайна и инсайдерская  информация.

9.3. Порядок раскрытия корпоративной  информации.

 

9.1. Понятие и правовой статус  корпоративной информации

 

В самых первых значениях слова "информация" проявлялись моменты  активности: термин происходит от латинского слова "informatio" - ознакомление, разъяснение, изложение.

Информация - это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы  их представления.

Информация признается в качестве одного из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В законодательстве информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Основной объем прав на информацию содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Можно выделить случаи предоставления информации конкретным лицам и случаи предоставления безадресной информации, рассчитанной на широкий круг лиц (широкую  публику).

Статус корпоративной информации определяет ее содержание, правовую охрану и порядок ее предоставления.

Корпоративная информация имеет определенный круг субъектов, которые заинтересованы в ней. В первую очередь это  акционеры корпорации.

Значение права акционера на информацию действительно важно, поскольку оно служит гарантией надлежащего осуществления иных прав акционера. В результате нарушения права на информацию акционер может быть лишен возможности реализовать иные свои права, например право акционера на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев, помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации, акционер может предъявить требования иного характера, в частности о признании решения общего собрания акционеров недействительным.

Кроме того, акционерные общества, осуществляющие публичное размещение акций, обязаны раскрывать информацию о деятельности акционерных обществ в публичном порядке (путем публикаций в СМИ). Так, обязательными для публикации согласно ст. 92 Закона "Об акционерных обществах" являются: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ России.

Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества (п. 4 ст. 11 Закона "Об акционерных обществах"), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Наряду с этим согласно Постановлению ФКЦБ России от 8 мая 1996 г. N 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации" открытые акционерные общества в дополнение к сведениям, указанным в п. 1 ст. 92 Закона "Об акционерных обществах", обязаны публиковать: во-первых, соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала; во-вторых, количество акционеров; в-третьих, наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России специализированного регистратора по каждому виду именных ценных бумаг, если в соответствии с законодательством РФ ведение реестра именных ценных бумаг акционерного общества должно осуществляться специализированным регистратором; в-четвертых, наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, если акционерное общество осуществляет самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг.

Категория "информация" нуждается  в дальнейшем осмыслении в системе  гражданско-правовых координат, в выявлении  тех содержательных аспектов, которые  представляют интерес для права и гражданско-правового регулирования. В целом необходимо отметить, что информация является сложным, но вместе с тем весьма научно привлекательным явлением современной действительности, подлежащим дальнейшему изучению.

Итак, корпоративная информация - общедоступная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, раскрытие которой направленно на обеспечение интересов всех участников корпорации.

 

9.2. Коммерческая тайна и инсайдерская  информация

 

Тайна - определенная, неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, тайной считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае тайна есть нечто непознанное. Но такая (абсолютная) тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая (относительная) тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Если информация имеет коммерческую ценность, она именуется коммерческой тайной. При этом определение "коммерческий" не относится к содержанию этой информации. Информация любого рода может считаться  коммерческой, если из нее можно  извлечь выгоду. Кроме технической и технологической информации к коммерческой можно отнести экономическую, организационную, политическую, научную информацию. Информация о состоянии здоровья, о материальном положении, даже о привычках отдельных лиц также может составлять коммерческую тайну.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить  положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Понятие коммерческой тайны можно  условно разделить на отдельные  виды тайн.

Предпринимательская тайна - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые  в интересах фирмы в тайне  от конкурентов.

Финансовая тайна - сохранение в  недоступности для посторонних  лиц бухгалтерских и финансовых документов, деловой служебной информации с целью защиты юридического лица от конкурентов; не распространяется на официальных представителей налоговой  службы.

В свою очередь, коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная  информация), подразделяется на два  вида:

а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна);

б) корпоративная информация открытого  доступа.

К коммерческой информации можно отнести и ноу-хау, которые условно разделяют на три большие группы:

1) информация о сущности незапатентованного  изобретения, полезной модели  или промышленного образца;

2) сведения, имеющие коммерческую  ценность, но лишенные способности охраняться патентом;

3) добавочная информация, получаемая  при использовании запатентованных  технологий, которая, не будучи  патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать  запатентованное устройство или  способ.

Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и иного характера. Деловая тайна, в отличие от ноу-хау, не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав.

В свою очередь, к корпоративной информации открытого доступа относится коммерческая информация в корпоративных отношениях, не содержащаяся в тайне, например информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Сложнее дать определение понятию  "служебная тайна". Если исходить из буквального значения употребленных в этом выражении слов, то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, трудится такой гражданин в государственной или в негосударственной организации. Попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не основаны на законе, но и неверны по самой своей сути; подобные попытки могут нанести лишь ущерб общему правовому регулированию.

Что касается содержания служебной  информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская тайна.

Гражданское право многократно  упоминает о коммерческой тайне  и об отдельных ее категориях.

В статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действующих на территории России с 3 августа 1992 г., объекты коммерческой тайны именовались секретами производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства, - ноу-хау). В статье 139 действующего ГК РФ применялся термин "служебная или коммерческая тайна", а в ст. 1027 ГК РФ - "охраняемая коммерческая информация".

Все эти термины следует считать  синонимами; во всех случаях имеется  в виду неопубликованная информация, которая может представлять или представляет собой коммерческую ценность.

Как следует из норм законодательства, информация составляет служебную или  коммерческую тайну, если она:

1) имеет действительную или потенциальную  ценность в силу неизвестности информации третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного  доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

Информация о работе Корпоративное право