Корпоративное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция

Описание

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО_лекции.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

Схема холдинга может представлять вертикальные и горизонтальные управленческие отношения.

При приобретении во владение акций (долей) предприятий холдинга для целей  руководства обществом следует использовать полномочия холдинга на общем собрании акционеров (участников) общества и в его совете директоров (наблюдательном совете). Например, для получения отчетов о финансово-хозяйственной деятельности общества общее собрание акционеров (участников) и (или) совет директоров может использовать такой орган, как ревизионная комиссия общества.

Как правило, холдинговые структуры  состоят из юридически хозяйственных  субъектов, не связанных между собой  из-за антимонопольных ограничений  и стремления к разделению финансовых и товарных потоков с целью минимизации налогообложения. Отсюда неэффективность управления, а также трудности с привлечением инвестиций в холдинг - нельзя доказать юридическую связь всех его звеньев.

Под неформальным холдингом следует понимать группу компаний, контролируемых либо непосредственно управляемых другой группой юридических или физических лиц, формально не связанных между собой, но представляющих, по сути, единый хозяйствующий субъект.

В последнее время намечается тенденция к "легализации" связи между субъектами холдинга путем получения разрешений антимонопольных органов на создание соответствующих холдинговых структур.

 

6.4. Концерн

 

Концерн - крупное объединение фирм, основной деятельностью которого является промышленное производство, имеющее собственный мощный сбытовой аппарат в лице торговых филиалов и разветвленную диверсифицированную структуру входящих в концерн фирм, объединенных через систему участия.

Такое предпринимательское сообщество состоит из головной организации с местом нахождения, как правило, в индустриально развитом государстве и большого количества зависимых обществ во многих других государствах. Зависимость основывается на разделении большинства обычно на договоре о правлении, параллельно образуя объединение концерн.

История регулирования подобных объединений  корпораций показана в Германском торговом уложении 1897 г. Согласно Уложению, концерны (ст. 290) - это объединения, в составе  которых предприятия, находящиеся  под единым руководством материнской  компании в пределах страны и при этом материнскому предприятию принадлежит участие в других (дочерних) предприятиях. Само участие в других предприятиях, находящихся под единым руководством материнской компании, возможно в случае, если головной компании: 1) принадлежит большинство голосов участников; 2) принадлежит право назначать или отзывать большинство членов "административного, руководящего или наблюдательного органа" дочернего предприятия, и оно одновременно является участником; 3) принадлежит право оказывать определяющее влияние на деятельность дочернего предприятия на основании заключенного с ним договора об управлении или в силу его устава.

За материнской компанией закреплена обязанность по ведению баланса  концерна и составлению отчета о  состоянии дел концерна в целом, т.е. консолидированной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Управленческая структура  концерна может быть определена двояко. Во главе концерна стоит крупная  организация, осуществляющая производственную деятельность, или организация (руководящий орган), не осуществляющая никаких производственных функции, но владеющая пакетами акций и долей уставных капиталов других компаний, входящих в концерн.

Концерны позволяют не только монополизировать рынок товаров (работ, услуг), но и скрывать прибыль от налоговых органов, создавать схемы ухода от налогов в крупных размерах и шпионские организации, следящие за деятельностью конкурентов. Подобным незаконным действиям может способствовать качественный состав концерна. На практике финансирование внутри концерна может принимать самые различные формы, например, заключение соглашения о предоставлении заемных средств между двумя дочерними ("сестринскими") компаниями, находящимися в разных налоговых юрисдикциях.

 

6.5. Финансово-промышленная группа

 

Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных  комплексов.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический "симбиоз" обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развития хозяйственных связей. При этом финансово-промышленная группа (ФПГ) - не просто производственно-технологический комплекс, а прежде всего инвестиционно-финансовый институт или объединение технологических и экономически связанных производственных, торговых и финансовых предприятий.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих  как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошли 500 предприятий  и организаций с более чем 3 млн. работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России. Статистика показывает устойчивое развитие ФПГ: на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 86 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (среди них - 10 межгосударственных), при этом их общая численность на 2003 г. увеличилась в среднем на 104 объединения.

В истории современные  ФПГ представлены своими прообразами - объединениями крупных торгово-финансовых компаний. Поэтому на начальном этапе развития ФПГ определялись как синтез материальных ресурсов с производственно-потребительскими инструментами. Отголоски истории есть и в современном представлении о подобных формах объединений юридических лиц.

На постсоветском экономическом  пространстве термин "финансово-промышленная группа" употребляется в нескольких взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих  значениях. Чаще всего им обозначаются любые формы относительно устойчивого  взаимопроникновения промышленного и финансового капитала.

На фоне существующего  понятия ФПГ отмечается некоторая "размытость" их определения в  сравнении с иными корпоративными объединениями. Общие признаки, заложенные в понятие корпоративных структур, легко обнаруживаются в существующих формах объединений, что порой не позволяет четко установить сущность того или иного юридического формирования.

По мнению ряда авторов, такое неоднозначное понимание  статуса ФПГ является результатом  отраслевого деления российского  права, возникшего еще в советский период развития нашего государства. В настоящее время, например, ФПГ характеризуются при помощи терминологии антимонопольного законодательства как "группа лиц" и "хозяйствующий субъект".

Среди участников ФПГ обязательно  наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

ФПГ могут различаться: по формам производственно-хозяйственной  интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые); по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные); по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Спектр деятельности ФПГ  достаточно широк.

ФПГ преследуют социально-экономические цели: развитие экономики отдельных отраслей, расширение рынка сбыта продукции, восстановление партнерских связей между хозяйствующими субъектами, связанными единым производственным циклом.

Сущность такого объединения  состоит в консолидации финансовых, научных и производственных ресурсов участников ФПГ. Поэтому потенциальными участниками договорного объединения могут стать компании соответствующего профиля и сферы деятельности: банки, промышленные предприятия, исследовательские институты.

В основном ФПГ создаются  для какого-либо крупного проекта, реализация которого требует значительного  межотраслевого экономического сотрудничества. ФПГ выступает "базой" для соединения бизнеса и науки в сферах, где  преобладание структур подобного рода должно быть значительным.

На начальном этапе возникновения  корпоративных объединений правовое положение ФПГ не получало должной  регламентации. Первоначально вакуум в правовом регулировании статуса  и деятельности финансово-промышленных групп был заполнен Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".

Более взвешенное правовое регулирование  ФПГ получили в связи с принятием  Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Согласно ст. 2 Федерального закона под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Исходя из легального определения, ФПГ может быть образована двумя  способами. Первый заключается в  создании ФПГ с образованием центральной  единицы - основной компании (акционерного общества) и дочерних компаний. В  этом случае основное общество является преобладающим в дочерних компаниях посредством реализации корпоративных связей, опосредуемых наличием пакета ценных бумаг таких юридических лиц. "Система участия" - самый распространенный в настоящее способ объединения юридических лиц - предполагает преобладание в уставном капитале юридического лица.

Второй вариант - договорная форма  образования ФПГ. В этом случае ФПГ  создается как юридическое лицо на основании договора (соглашения) между юридически равными участниками. Эта разновидность представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В обоих случаях объединение не является юридическим лицом, а входящие в него участники не теряют самостоятельности.

В литературе отмечается, что договорная форма создания ФПГ представляет собой синтез элементов нескольких договоров, по крайней мере двух - договора простого товарищества (о совместной деятельности) и учредительного договора. Правовой статус, а значит, и компетенция центральной компании определяются по согласованию между всеми участниками ФПГ. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются по типу объединений на основе договора. Их иногда именуют "мягкими нехолдинговыми корпорациями" или "договорными холдингами". Смешанные договорные конструкции в данном случае типизируют фактическую природу взаимоотношений внутри участников объединения.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях  она выступает через свою центральную  компанию. Центральная компания ФПГ  есть юридическое лицо с "усеченной" правоспособностью. В ФПГ участники также могут передавать часть функций управления центральной компании.

На особый правовой статус юридического лица в отношениях объединения должно быть указано в ее наименовании. Центральная компания ФПГ, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Для ФПГ, не относящихся к юридическим  лицам, устанавливается возможность  формирования совета управляющих и  исполнительно-распорядительного органа - центральной компании ФПГ. Эти органы не идентичны органам юридического лица, но также закрепляют единую организационную структуру ФПГ.

Подчинение в ФПГ весьма условно, так как полномочия центральной  компании ФПГ по ведению дел  образуются всеми ее участниками.

За фактической капитализацией различного рода форм интеграции порой  сложно уловить действующую ФПГ. Высказываются мнения о существовании "неформальных, фактических" ФПГ, легализация которых не представляет по определенным соображениям какой-либо необходимости.

ФПГ может получить официальный  статус путем ее государственной  регистрации. Некоторые авторы связывают  правосубъектность ФПГ с фактом ее государственной регистрации, которая  служит подтверждением законности созданного объединения.

Государственная регистрация ФПГ  определяет гарантии, экономическое  стимулирование существования объединения.

Неслучайно И.С. Шиткина определяет возможность предоставления мер  государственной поддержки ФПГ  как одну из причин разрешительно-регистрационного порядка возникновения ФПГ.

Информация о работе Корпоративное право