Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте
Цель данной контрольной работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же выявить основные правила воздействия на выборных должностных лиц.

Содержание

Введение
1. Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования;
2. Тесты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

упр.общ. отношениями.docx

— 41.73 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

  1. Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования;
  2. Тесты

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте

      Цель данной контрольной работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же выявить основные правила воздействия на выборных должностных лиц.

  1. Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования

    Лоббизм - это сложное, многоплановое явление. Если к нему подойти с позиций  системного подхода, то в лоббизме как  системе можно выделить целый  ряд элементов, причем от позиции, с  которой рассматривается система, и от задач рассмотрения зависит  и модель данной системы, а, как известно, таких моделей может быть построено  бесконечное множество. Вместе с  тем можно выделить несколько  основополагающих блоков, из которых  строится технологическая цепочка  лоббирования. В каждом конкретном случае технология, сохраняя общий алгоритм, может подвергаться определенным модификациям, поэтому в отдельных случаях некоторые конструктивные блоки могут оказаться незадействованными.1 Лоббирование одного или нескольких связанных между собой решений государственного или муниципального органа является отдельным проектом, обладающим всеми признаками проектной деятельности, а именно:

  • наличием цели;
  • воздействием на определенную предметную область;
  • определенной временной продолжительностью;
  • уникальностью или повторной применимостью;
  • комплексностью и разграниченностью по субъектам и предметной направленности;
  • специфичностью организации деятельности.

    В соответствии с проектным подходом к лоббированию и необходимо выстраивать  данную технологию из соответствующих  блоков. При этом организация процесса лоббирования во многом зависит от того решения, на принятие (или блокирование) которого нацелена деятельность лоббиста. Так, когда речь идет о принятии закона, то организация лоббирования привязана  к законодательному процессу, а когда  необходимо добиться принятия решения  органом исполнительной власти, то при организации лоббирования надо исходить из процедур работы соответствующего органа.

    Одним из важных блоков технологии лоббирования является проведение кампании. Рассмотрим виды кампаний, которые можно задействовать  при осуществлении лоббирования.

    1. Кампания популяризации (нацелена  на разъяснение как 
можно более широкому кругу лиц существа проблемы или явления).

    2. Кампания в поддержку кого-либо  или чего-либо (нацелена на привлечение средств и иных ресурсов).

    3. Информационная кампания (нацелена  на привлечение внимания общественности к проблеме).

    4. Просветительская кампания (нацелена  на изменение отношения к проблеме, поведение лиц).

    5. Кампания протеста (цель - добиться  прекращения действия или бездействия).

    6. Кампания в защиту прав (нацелена  на обеспечение выполнения правовых норм).

    7. Кампания в защиту общественных  интересов (нацелена на реализацию  артикулированных интересов, например, путем изменения имеющихся норм  или принятия и реализации программ и т.п.).

    8. Кампания по общественным связям, или паблик рилейшнз (нацелена  на создание, распространение желаемого  имиджа физического лица или  организации)2.

    Все эти кампании можно организовывать в ходе лоббирования. Конечно, многое зависит от содержания лоббируемого проекта решения, ситуации, плана  осуществления лоббистских действий и т. п. При определенных условиях кампания может оказаться не только не полезной, но даже вредной для  успеха лоббирования. Конечно, все видовое  разнообразие кампаний не исчерпывается  перечисленными выше. Можно назвать, к примеру, также рекламную кампанию (нацелена на увеличение объема продаж, продвижение товаров и услуг, привлечение потребителей), избирательную  кампанию (цель - собрать голоса для  избрания кандидатов на выборные должности), религиозную кампанию (формирование определенного религиозного мировоззрения, привлечение сторонников к конфессии) и др. Эти кампании не организуются в ходе лоббирования. Однако если какая-нибудь из таких кампаний проходит и очевидно, что ее можно использовать для  целей лоббирования, то, конечно  же, этим надо воспользоваться.

    Например, в ходе избирательной кампании, естественно, надо поддерживать тех кандидатов, которые поддержат или уже  поддержали те или иные лоббируемые  предложения.

    Лоббирование - это всегда целенаправленное воздействие  на властные органы в рамках, установленных  правовыми нормами. Этапы воздействия  тесно связаны со стадиями принятия решения. Все стадии принятия решений  в государственных и муниципальных  органах регламентированы соответствующими нормативными актами. Ниже мы вернемся более подробно к рассмотрению действий лоббистов на различных стадиях  законодательного процесса. Именно законодательный  процесс выделен особо по ряду причин.

    Во-первых, лоббисты чаще всего заинтересованы в том, чтобы в конечном счете  их интересы нашли отражение в  нормативном правовом акте, а закон  занимает в иерархии нормативных  правовых актов высокое место, уступая  только Конституции РФ и международным  договорам РФ (в класс «закон»  в России входят на федеральном уровне федеральные конституционные законы и федеральные законы, а на региональном уровне - законы субъектов РФ). Поэтому  лоббисты иногда через исполнительную ветвь государственной власти все  же стремятся добиться принятия того или иного закона.

    Во-вторых, лоббистам легче действовать  на разных этапах законодательного процесса, поскольку парламент работает в  гораздо более открытом режиме, чем  органы исполнительной власти.

    В-третьих, каждый этап законодательного процесса требует специального разбора, так  как обладает рядом особенностей и включает особую роль различных  ветвей государственной власти, чего меньше в этапах принятия актов исполнительной власти.

    Эффективность лоббирования зависит от совокупности факторов, и в отдельных случаях  представляется, что задействованные  ресурсы непропорционально велики по сравнению с полученным результатом. Во всяком случае, данный вопрос является одним из самых дискуссионных  в зарубежной политической науке  и требует отдельного освещения.3

    Лоббирование  бывает прямым и косвенным. Прямое лоббирование своим содержанием имеет методы непосредственного влияния на лиц, принимающих решения, которое осуществляется через представителей организованных интересов. Оно может выражаться в следующих формах:

    1) непосредственный контакт в процессе  подготовки и доработки проекта  решения с лицами, принимающими их;

    2) предоставление лицам, принимающим  решения, информации относительно  задач, которые могут быть решены  в случае принятия определенного  решения, или относительно последствий  (положительных и/или отрицательных)  реализации решения, проект которого разрабатывается:

    3) проведение экспертизы проекта решения;

    4) частные встречи кулуарного характера;

    5) выступление на парламентских  слушаниях по обсуждению законопроекта;

    6) проведение круглого стола, конференции,  общественных слушаний и т.  п.  по проекту готовящегося решения с приглашением лиц, принимающих решения.

    Косвенное лоббирование состоит в опосредованном влиянии на лиц, принимающих решение, с тем чтобы было отвергнуто либо, наоборот, принято решение соответствующего содержания.

    Среди форм косвенного лоббирования можно назвать:

    1) организацию различных кампаний  с целью формирования определенного общественного мнения;

    2) финансирование избирательных кампаний  кандидатов, выступающих с позиций,  близких соответствующей заинтересованной группе;

    3) рассылку информационных и аналитических  материалов, среди которых имеются  и материалы, относящиеся к  конкретному решению;

    4) выступления в средствах массовой информации;

    5) поддержку организаций, уже лоббирующих  соответствующее решение.

    Рассмотрим  некоторые формы прямого лоббирования подробнее.

    1. Непосредственный контакт.

    Практически любая организация, когда-либо вовлеченная  в лоббирование, использовала такую  форму лоббирования, как прямой контакт  с официальными лицами, принимающими решение, - по телефону, по почте, а также непосредственно при личной встрече. Основная задача лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы убедить должностное лицо в правильности и важности принятия того или иного решения по проекту.

    2. Предоставление информации.

    Для политиков и чиновников, которые  стремятся к выбору лучшей альтернативы решения, особую важность представляет не только техническая информация, сбор которой является относительно дорогостоящим процессом, но и политическая информация. Организации, заинтересованные в лоббировании того или иного  решения, проводят аналитические исследования или собирают техническую информацию по вопросам, волнующим их членов. Обычно и законодатели, и представители  исполнительной власти обладают ограниченными  экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий  всех решений, которые они принимают.

    3. Экспертиза.

    Лоббисты  могут представлять лицам, принимающим  решения, экспертные заключения по проектам законов или иных решений. В таких  экспертных заключениях, наряду с анализом текста, должны содержаться конкретные предложения по улучшению формулировок, по включению новых положений  или исключению отдельных положений. В некоторых случаях лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. Очевидно, что предоставленная лоббистами информация может быть селективной  относительно того, каким образом  она отразится на интересах их заказчика. Поэтому необходимым  условием восприятия информации представителями  власти является ее нейтральность, достоверность, исчерпываемость, а также репутация  организации, которая ее предоставляет.

    4. Частные встречи кулуарного характера.

    Такие встречи проводятся в неформальной обстановке, например за обедом или  на прогулке. Неофициальная обстановка, отсутствие письменных текстов позволяют лучше наладить беседу, что дает хороший эффект. Однако после достигнутых договоренностей необходимо встретиться уже в рабочих условиях, чтобы зафиксировать все, о чем удалось договориться, в тексте проекта решения в определенных формулировках.

    5. Выступления на парламентских слушаниях.

    На  проводимых слушаниях по законопроекту, обычно организуемых представительной ветвью власти, либо на заседаниях профильных советов, создаваемых при органах  исполнительной власти, лоббисты могут  выступать с оценкой последствий  принимаемых решений. Этот метод  позволяет представителям тех или  иных интересов высказать свою точку  зрения, которая печатается в стенограмме  и может найти отражение в  рекомендациях парламентских слушаний или отчете. Хотя такой метод играет незначительную роль с точки зрения воздействия на позицию представителей власти, если вообще он действует, однако, по мнению ряда лоббистов, впоследствии можно ссылаться на рекомендации парламентских слушаний или отчет. Если обратить внимание на проблему воздействия  на публику, то наука логики (Логика (от греч. «построенный на рассуждении») - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 316) учит, что в выступлениях, дискуссиях, беседах апелляция к чувствам слушателей, цитаты, характеристика личных качеств человека могут и должны использоваться в сочетании с объективной аргументацией лишь в качестве вспомогательных средств убеждения. Как писал Цицерон, «оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной 
речью» (Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972,с. 272.)4

Информация о работе Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования