Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для этого рассмотрим основные виды франчайзинга.
Задачей в данной курсовой работе является: определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Не должен остаться без внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……4стр
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………….……5стр
1.1ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ…………………………………...….5стр
1.2КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..7стр
2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………...…………..9стр
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ……………………………………….10стр
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ…..…………………….11стр
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………....12стр
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………13стр
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ……..……………………14стр
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА.……………15стр
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………….…….15стр
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА…………………….…15стр
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ…………………………..17стр
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА…...……………………………..19стр
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА……………...…………….19стр
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ………………….……………21стр
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………………………….22стр
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ…………..…………………………..23стр
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………24стр
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА…...….………..25стр
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……………………………………………….……………..27стр
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА………...………...….28стр
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИ….29стр
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ………29стр
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ……………………...……………………….29стр
5.ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………………….30стр
5.1 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ…………………………………………….31стр
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………….…………………………….33стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………….34стр
ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………...35стр

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по к.д..docx

— 95.31 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  Нижегородской области

ГБОУ СПО «Нижегородский технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»

 

Тема: «Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Шабакина Д. А.

Студентка группы № К 312-10

Специальность_080302 « Коммерция (по отраслям)»

Руководитель: Мамонова И. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Н.Новгорода

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……4стр

1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………….……5стр

1.1ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ…………………………………...….5стр 
1.2КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..7стр

2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………...…………..9стр 
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ……………………………………….10стр

2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ…..…………………….11стр 
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………....12стр 
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………13стр 
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ……..……………………14стр

3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ  ФРАНЧАЙЗИНГА.……………15стр 
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………….…….15стр 
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА…………………….…15стр 
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ…………………………..17стр 
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА…...……………………………..19стр 
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА……………...…………….19стр 
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ………………….……………21стр

4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………………………….22стр 
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ…………..…………………………..23стр 
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………24стр 
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА…...….………..25стр 
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……………………………………………….……………..27стр 
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА………...………...….28стр 
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИ….29стр 
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА  В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ………29стр

4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА  КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЕ……………………...……………………….29стр

5.ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………………….30стр

5.1 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ…………………………………………….31стр

ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………….…………………………….33стр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………….34стр

ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………...35стр

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу студента

 

 

___________________________________________________

Наименование техникума

 

 


Ф.И.О. студента

 

__________________________ _____________________________

специальность № группы

 

 

на тему:___________________________________________________________

наименование темы курсовой работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________                                                             ______________

Ф.И.О. руководителя роспись

Введение.

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для этого рассмотрим основные виды франчайзинга.

Задачей в данной курсовой работе является: определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Не должен остаться без  внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом. 

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на российском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения. Вся франчайзинговая система в российской экономике на данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму, для чего в ходе работы будут выявляться слабые и сильные стороны данной системы.

 

1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

Нельзя не отметить, что  для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.

Франчайзинг (от фр. Franchise – льгота или от англ. Franchise – предоставлять привилегию ) представляет собой такой тип деловых отношений между предпринимателями, при котором одна из сторон ( франчайзер ) предоставляет другой стороне ( франчайзи ) право пользования объектами интеллектуальной собственности ( товарным знаком или знаком обслуживания, технологиями, специальным оборудованием и т. п.) в обмен на первоначальный взнос и часть прибыли.

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).

В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФРАЧАЙЗИНГА

 

Я считаю, что самая ценная и полезная льгота, которая нужна  начинающему предпринимателю, —  это возможность использовать уже  отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и  получать по ходу дела необходимые  консультации. Все эти возможности  могут предоставить те, кто уже  имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает  капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно  использовать. Система ведения бизнеса  под названием «франчайзинг» как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации «Дженерал Моторс», франчайзинг стал широко использоваться в торговле и общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, бытовом обслуживании и ремонтно-строительных работах, деловом и профессиональном обслуживании.

Франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов.

Помимо использования  оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества — характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.

Присущее малым предприятиям чувство хозяина играет существенную мотивационную роль в повышении  интенсивности труда и ответственности  за его результаты. Поэтому случаи компрометации операторами торговой марки франчайзера очень редки и влекут за собой расторжение контракта и выплату франчайзеру неустойки. Вопросы финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду. Кроме того, франчайзер вправе сам кредитовать оператора на льготных условиях или выступать в качестве поручителя по договору банковского кредита.

Помимо единовременного  взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.

Система договорных отношений  франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга.

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его использовании. Франчайзинг  может   быть  определен как  способ  доставки продукции  или услуг  потребителю,  способ  развития бизнеса  и завоевания  рынка на  основе кооперации   материальных   и   финансовых средств  и  усилий  различных  предприятий.   Франчайзинг    может   рассматриваться также и  как соглашение,  при котором   производитель   или  единоличный распространитель  продукта  или  услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права  на  распространение на данной   территории    своей   продукции или  услуг   независимым  предпринимателям  (розничным  торговцам)  в  обмен на получение от  них платежей  при условии  соблюдения   технологий  производственных   и   обслуживающих   операций.

Существуют  три  основных  вида франчайзинга:

·              Товарный франчайзинг;

·              Производственный франчайзинг;

·              Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ

 

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.

Информация о работе Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности