Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для этого рассмотрим основные виды франчайзинга.
Задачей в данной курсовой работе является: определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Не должен остаться без внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……4стр
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………….……5стр
1.1ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ…………………………………...….5стр
1.2КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..7стр
2.ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………...…………..9стр
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ……………………………………….10стр
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ…..…………………….11стр
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………....12стр
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………13стр
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ……..……………………14стр
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА.……………15стр
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………….…….15стр
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА…………………….…15стр
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ…………………………..17стр
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА…...……………………………..19стр
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА……………...…………….19стр
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ………………….……………21стр
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………………………….22стр
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ…………..…………………………..23стр
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ………24стр
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА…...….………..25стр
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……………………………………………….……………..27стр
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА………...………...….28стр
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИ….29стр
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ………29стр
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ……………………...……………………….29стр
5.ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ…………………………….30стр
5.1 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ…………………………………………….31стр
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………….…………………………….33стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………….34стр
ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………...35стр

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по к.д..docx

— 95.31 Кб (Скачать документ)

·        Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

·        Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.

·        Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.

·        Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 НЕДОСТАТКИ

Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзора. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.

 

3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА

·        Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.

·        Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.

·        Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.

·        Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязан предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.

·        Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.

·        Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.

Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзор должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзор должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзор должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.

Франчайзор должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзоры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ

Невыполнение контракта  по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему.

·        Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы.Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

·        Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

·        Отсутствие поддержки со стороны франчайзора. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзор необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзора является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт.

·        Определение финансовой мощи франчайзора. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Может случиться так, что франчайзор объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.

До начала приведения в  исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать является ли франчайзор членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре.

 

4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ

 

Франчайзинг как правило, регулируется главой 54 ГК РФ. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).

В России франчайзинг не всегда подразумевает использование договора коммерческой концессии в основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ  УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ

 

Предметом договора являются действия правообладателя по предоставлению пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока, в пределах срока основного договора право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д., а кроме того, может предусматриваться постоянное техническое и консультативное содействие пользователю. Пользователь в свою очередь использует данный комплекс исключительных прав и платит вознаграждение, предусмотренное договором, в форме и порядке, согласованных сторонами.

Договор должен определять способ использования фирменного наименования и коммерческого обозначения  правообладателя, конкретные условия  определения и выплаты вознаграждения правообладателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ

 

Объекты договора коммерческой концессии в зависимости от правового  значения делят на две категории: обязательные и факультативные. Предоставление по договору права пользования обязательными объектами составляет существо договора; без их передачи договор не может считаться заключенным. Это комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя). Кроме того, к обязательным объектам относится охраняемая коммерческая информация, обычно составляющая его коммерческую тайну ("ноу-хау") (ст. 139 ГКРФ). Охрана такого рода информации, не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации, от неправомерного использования другими лицами практически может осуществляться только по договору, который пользователь должен заключить с ее обладателем. Обязательное требование закона - инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением соответствующих прав (п. 1 ст. 1031 ГКРФ). Такой инструктаж также становится обязательной составной частью объекта рассматриваемого договора.

К факультативным объектам договора, при не предоставлении которых  договор будет считаться заключенным, относятся товарный знак, знак обслуживания, права патентообладателя и др. (п.1 ст. 1027 ГКРФ предусматривает примерный открытый перечень таких исключительных прав).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ

 

Основная обязанность  правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором  объеме. Этой обязанности соответствует  право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы  пользования, установленные договором.

Договор коммерческой концессии  может определять конкретный объем  использования полученных пользователем  прав и информации (например, по стоимости  или количеству произведенных товаров  или оказанных услуг, использованию  их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе).

Информация о работе Франчайзинг, как инновационная форма коммерческой деятельности