Бюджетирование предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетирования на предприятии и составления бюджетный смет.
Для написания данной курсовой работы были использованы различные издания книг, учебных пособий, последние издания газет и журналов, законы, нормативно- правовые акты.
Теоретические основы бюджетирования на предприятии
Сущность и цели бюджетирования

Содержание

Теоретические основы бюджетирования на предприятии
Сущность и цели бюджетирования
Виды и содержание бюджетов предприятия
Действующая практика разработки операционного бюджета деятельности предприятия
Порядок формирования бюджетирования продаж
Разработка системы производственной себестоимости и смет коммерческих и общехозяйственных расходов
бюджетный отчет о прибылях и убытках

Работа состоит из  1 файл

бюджетирование .docx

— 157.50 Кб (Скачать документ)

      Транспортный цех фабрики занимается доставкой готовой продукции в мебельные магазины и на железнодорожный вокзал, для отправки мебели иногороднему потребителю, и завозом товароматериальных ценностей на фабрику.

     Для хранения готовой продукции и материалов руководство фабрики арендует склад.

     Исходные данные для составления бюджета продаж:

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Нормативы расходов основных материалов и рабочего времени на 1 изделие:

 

Диван

Кресло

Кровать

Сборочные конструкции и  детали

6

4

3

Цена 1 комплекта

400

300

200

Обивочная ткань, м

15

11

6

Цена за 1метр

100

100

100

Труд производственных рабочих, ч

16

12

8

Оплата труда за 1 час, д.е.

30

30

20

Транспортно - заготовительные расход, %

10

10

10


 

Таблица 2. Информация для составления бюджетов:

Готовая продукция

Диван

Кресло

Кровать

Объем продаж в отчетном в тыс. руб. 2012г

2000

1500

1000

Планируемый среднегодовой  темп роста, %

Для всех изделий 110

Продажная цена единицы продукции  в 2012г.  д.е.

8000

7000

6000

Прогнозируемый темп роста  инфляции

12% в среднем за год


 

В таблице 3 произведен укрупненный расчет бюджета продаж на 20Х Х год, составленный по данным условного примера.

 

 

 

 

Таблица 3 Бюджет продаж на 20Х Х год

       Для целей контроля и регулирования, и для составления основных бюджетов (в частности, бюджета движения денежных средств) бюджет продаж рассчитывается в виде плана-графика по кварталам (по месяцам).

В таблице 4 приведен условный пример расчета плана-графика бюджета продаж.

 

Таблица 4 План-график бюджета продаж на 20ХХ год

     План-график бюджета продаж необходимо для составления графика поступлений денежных средств, который в свою очередь служит основой для составления бюджета движения денежных средств.

После подготовки бюджета  продаж начинается разработка бюджет производства.

Бюджет производства (производственная программа) должен соответствовать  объему продаж (в физических единицах измерения продукции) и учитывать  изменения запасов готовой продукции  на планируемый период.

Чтобы учесть изменения запасов  готовой продукции составляется бюджет запасов, который необходим  не только для обеспечения ритмичности  поставок, но и для более точного  отражения запасов в расчетном (плановом) балансе.

 

2.2 Разработка  системы производственной себестоимости  и смет коммерческих и общехозяйственных  расходов

 

Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В  смету включаются затраты основного  и вспомогательного производства, связанные  с изготовлением и продажен продукции, а также на содержание административно-управленческого  персонала, выполнение   различных  работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.

Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении  на предусмотренные в годовых  проектах производственные программы,  цели и задачи, выбранные экономические  ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходoв составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов.      Смета затрат па производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период.  Сводная смета увязывает все затраты и результат по основным разделам годового плана развития предприятия.-. В процессе разработки сметы затрат на производство и.-отечественной экономической науке и практике широко; применяют три основных метода:

1)  сметный — на основе расчета затрат в масштаб всего предприятия по данным всех других разделов плана .

2)  сводный — путем суммирования смет произведет отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

3) калькуляционный — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

         4) Сметный метод на отечественных предприятиях наиболее распространен. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находят по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий

     Бюджеты накладных затрат на продажу и управление составляются в форме самостоятельных документов:

1. Бюджет коммерческих  расходов;

2. Бюджет управленческих  расходов.

     Эти бюджеты отражают ожидаемые расходы на реализацию (продажи) и общие расходы на управление (общехозяйственные расходы).

В отечественной экономической  литературе отдельные авторы называют эти расходы периодическими. Видимо это понятие – производное  от понятия используемого западными  экономистами, которые подразделяют «затраты на продукт» и «затраты на период». Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли позже их фактического осуществления. Затраты же на период с движением физических единиц готовой продукции не связаны, они сразу списываются в дебет счета «Продажи» и уменьшают прибыль. Классификация расходов «затраты на продукт» и «затраты на период» является относительно новой для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли. Нынешний план счетов предусматривает такую возможность.

     При планировании коммерческих и управленческих расходов необходимо учитывать, что критерием их эффективности является опережающий рост объема продаж по сравнению с темпами роста этих расходов. В результате абсолютная величина накладных расходов повышается, а их доля в объеме продаж снижается. Эту закономерность необходимо учитывать при составлении бюджетов коммерческих и управленческих расходов.

Следует иметь в виду, что в отдельные периоды жизненного цикла организации уровень и  темпы роста коммерческих и управленческих расходов могут нарушить отмеченную тенденцию, например, при трудностях с продвижением товаров или необходимостью завоевания новых рынков сбыта и  др. Но в любом случае необходимо предусматривать пределы, до которых  можно наращивать эти расходы  для целей бизнеса.

    Бюджет накладных коммерческих расходов (см. таблицу 5) составляется по видам реализуемой продукции. Коммерческие затраты содержат не только усилия и средства, связанные непосредственно с объемом продаж в течение бюджетного периода, но и с продвижением продукции на рынок (расходы на рекламу, на стимулирование спроса). Эти расходы отвечают целям организации не только в краткосрочном периоде, но и определяются долгосрочными (стратегическими) целями.

В состав коммерческих расходов включаются: оплата работников, занимающихся продажей продукции, расходы по доставке продукции до потребителя, амортизация  транспортных средств, затраты на рекламу, вознаграждение посреднику и другие.

Подавляющая часть этих расходов в течение годового бюджетного цикла  с изменением объема продаж остаются постоянными. К переменным следует  отнести только вознаграждение посредникам, так как оно определяется в  процентах от бюджетной выручки. Расходы на содержание транспортных средств можно отнести к полупеременным.

Бюджет управленческих расходов (см. таблицу 6). В состав управленческих расходов включаются расходы на содержание и оплату труда высшего и среднего управленческого персонала организации, часть накладных расходов, связанных с их деятельностью: услуги вспомогательных цехов, представительские, командировочные расходы, содержание служебного транспорта, аренда, консалтинговые услуги, услуги аудиторов со стороны, хозяйственные нужды, оплата связи, канцелярские расходы, расходы по содержанию офисного оборудования и т. п.

Наряду с планом-графиком распределения управленческих расходов внутри бюджетного периода (по месяцам), определяется доля структурных подразделений  в сумме общеорганизационных  управленческих расходов.

Так как управленческие расходы  относятся к постоянным затратам и оказывают непосредственное влияние  на изменение показателя прибыли, при  планировании их величины устанавливаются  лимиты в виде фиксированных сумм на предстоящий период. Доля оплаты труда составляющая значительную часть управленческих расходов, в общем фонде оплаты труда организации может возрастать, но в общем объеме продаж она должна быть стабильной или снижаться с течением времени. Это соотношение должно быть заложено в стратегических бюджетах.

     Последовательность составления бюджетов коммерческих и управленческих расходов:

1.Определить наиболее  важные виды накладных расходов, которые соответствуют профилю  и структуре организации;

2.Распределить эти расходы  на управленческие и коммерческие  по их служебной и функциональной  роли;

3.Выделить в составе  управленческих и коммерческих  расходов переменные (прямые) и условно  постоянные расходы;

4.Определить какие расходы  из суммы условно-постоянных коммерческих  и управленческих следует отнести  к расходам отдельных структурных  подразделений организации и какие к общеорганизационным расходам;

5.Составить планы-графики  отдельно для коммерческих и  управленческих расходов, выделив  внутри них переменные и условно  постоянные расходы и соответственно  скорректировать эти расходы  по месяцам бюджетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 Бюджет коммерческих расходов в 20ХХ г.

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 Бюджет управленческих расходов в 20ХХ г.

    После того как составлены все бюджеты, входящие в производственный бюджет, можно исчислить (скалькулировать) производственную себестоимость изготовленной продукции, которая включает в себя прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и накладные (общепроизводственные) расходы.

Бюджет производственной себестоимости по данным условного  примера имеет следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)

 

     Подобный бюджет производственных затрат может быть составлен для каждого вида продукции.

     Для того, чтобы более четко прослеживать соотношение объема производства и производственных затрат целесообразно с самого начала процесса бюджетирования разграничить переменные и постоянные затраты, то есть использовать принципы маржинального калькулирования (основанного на деление затрат на переменные и постоянные по отношению к изменению объема производства). Анализируя соотношение изменения объема производства и производственных затрат можно действенно их планировать и контролировать.

      Кроме операционных бюджетов у организации может возникнуть потребность в составлении вспомогательных или специальных бюджетов.     Роль этих бюджетов заключается в подготовке исходной или необходимой для обработки итоговых данных информации при составлении основных бюджетов.

     Вспомогательные и специальные бюджеты и форматы их составления обычно определяются руководством организации в зависимости от того, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в конкретный период.

    

 

2.3 бюджетный отчет  о прибылях и убытках

 

     Бюджет доходов и расходов – финансовый план – показывает соотношение всех запланированных доходов от реализации продукции (услуг) со всеми видами расходов, которые предполагается понести организации в плановый период.

      Иными словами бюджет доходов и расходов – это документ, показывающий соотношение затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности за определенный плановый (бюджетный) период.

Информация о работе Бюджетирование предприятия