Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)
p>следует сказать по данному  вопросу. Завершается 

изложение опровержением  противоположных 

аргументов.

Фома Аквинский стал известен как основатель

томизма - одного из главных  направлений ортодоксальной

схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей

философско-теологической  схоластики и ее обоснователем.

В этом и состоит его  огромнейшая заслуга в

истории философии.

В вопросе об отношении  веры и знания, религии и 

философии - главной проблемы схоластической философии -

Аквинату приходилось  вырабатывать свою позицию в 

условиях уже имевшихся  точек зрения. Ведь кроме чисто 

религиозной позиции, рассматривавшей  веру

выше всякого знания и  отдававшей-приоритет 

теологии перед философией, существовала концепция 

двойственной истины (теория двух истин), которая имела 

место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что 

религия и теология, с одной  стороны, и философия и наука, с 

другой, имеют разные предметы и методы исследования и в 

силу этого между ними нет противоречия. Другая же

разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что 

между истинами философии  и теологии есть противоречия.

Оба варианта указывали на иррационалистический характер

теологических размышлений.

Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые 

его предшественники-философы, говорил о том, что религия 

и наука обладают разными  способами достижения истины.

Так, если религия и теология обретают свои истины в 

откровении. Священном писании, то наука и философия 

приходят к истинам  посредством опыта и разума. В  то же

время в отношении предметов  исследования наука и религия,

философия и теология не так  резко отличаются, как по

отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в 

теологии существуют истины, которые могут быть

обоснованы с философских  позиций. Конечно, они могут и 

обойтись без этого  философского обоснования, но все-таки

последнее больше укрепляет  веру человека в эти истины.

Еще Ансельм Кентерберийский  утверждал, что в 

философском, рациональном обосновании  нуждаются все 

догматы церкви, но эта позиция  встретила противодействие 

со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому 

Аквинат предлагает половинчатое решение данной

проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном

обосновании лишь как в  дополнительном укреплении веры.

К этим основным положением вероучения относятся,

в частности, вопрос о бытии  Бога, отдельные свойства Бога,

бессмертие человеческой души. В то же время другие

положения теологии не могут  быть обоснованы

рациональным способом. К  ним относятся: существование 

Божества в виде трех лиц  одновременно - Бога-Отца, Бога-

Сына и Бога-Святого  Духа, возникновение мира во времени 

из ничего, первородного греха, вечного блаженства и 

наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату,

не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни

рациональными, они, по его  мнению, сверхразумны.

Таким образом, философия  и теология - это две 

дисциплины, которые самостоятельны и не зависят друг от

друга. При этом теология использует принципы философии 

для того, чтобы обосновывать истины откровения и сделать 

их более близкими душе человека. Поэтому "философия есть

служанка теологии". Более  того, Аквинат в своих 

рассуждениях заходит  так далеко, что поднимает теологию

выше всего остального над всей философией и обычной 

наукой только потому, что  большинство догматов теологии,

непознаваемые для человеческого  ума, открыты для ума 

божественного. Теология - это  священное учение, это такая 

наука, которая основывается на свете откровения.

Утверждение о превосходстве  веры над знанием 

доказывается Аквинатом  не только логическими 

рассуждениями, но мяожеством примеров,

свидетельствующих о чудесном проявлении божественной

воли. Так, он повествует о  необычном, сверхъестественном

лечении больных, о воскресении  мертвых, прозрении 

идиотов и т.п

Позиция превосходства веры над знанием 

продиктована также стремлением  Аквината устранить 

противоречия между ними, которые возникают, по его 

мнению, в силу того, что  ученые, стремясь к знанию,

забывают о Боге. о божественном откровении, и поэтому над 

ними господствуют ошибки чувственного восприятия и 

логического рассуждения  Если же возникают противоречия

между верой и разумом, то приоритет всегда должен

принадлежать вере. Более  того, все науки должны

согласовывать свои положения  с теологией кис высшей

мудростью, они должны стремиться прежде всего к 

объяснению всего того что содержится в Библии, а 

философия, занимаясь также  доказательством христианских

догматов, выступает как  преддверие

При этом Аквинат теологию сделал философичной.

Это проявляется прежде всего  в доказательствах бытия Бога,

которых он приводит пять. Первое доказательство исходит из

понят" движения. Так как  самодвижение предметов 

невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен

двигаться другим, а это  значит, что должен существовать

перводвигатель. Бог как  конечный двигатель. Второе

доказательство Бога сводится к понятию производящей

причины. Здесь также рассуждение  строится на признании 

пета причин и восхождения  к конечной причине, которая 

выступает в виде Бога, являющегося  первой творческой

причиной мира. Третий дуть доказательства бытия Бога

исходит из признания мира как совокупности случайности и 

необходимости. В мире наличествует множество 

случайностей, но это не хаотическое  существование, должна

существовать необходимоость, которая скрепляет все 

случайности, " это Бог.

Четвертое доказательство состоит  в том, что 

наличествуют разные степени  совершенства в мире. Но

разная степень совершенства должна определяться каким-то

единым мерилом, т.е. должна соотноситься с неким 

образцом совершенства, которым  выступает опять же Бог.

Пятый путь доказательства бытия  Бога носит 

название божественного  руководства миром и основывается

на признании целесообразности, существующей во

Вселенной. Согласно Фоме, есть разумное существо,

полагающее цель для всего, что происходит в природе

[Сумма теологии, l.q, Зс].     _

Все эти доказательства почерпнуты Фомой у 

Аристотеля и направлены против возможных еретических 

учений, которые обосновывали существование Бога из его 

данности человеческому  сознанию, исходя из мистического

пантеизма, утверждавшего  наличие Бога непосредственно в 

человеческой душе.

Фома Аквинский основывает на Аристотеле и свою

метафизику,

заимствуя у него категории, но приспосабливая их не

к философскому обоснованию  естественнонаучного 

материала, а к проблемам  теологии. Так, вслед за

Аристотелем он утверждал, что  общее не может 

непосредственно присутствовать в человеческом уме.

Источником общего является сверхъестественный ум Бога,

общее - это сущность, которой  наделено все существующее

в мире, а также Бог. В  разделении сущности и 

существования проявляется, по Аквинату, различие между 

Богом и остальным миром. В Боге сущность и 

существование соединены  вместе, представляют единство,

они неразличимы. В конкретном мире сущность и 

существование разорваны, только Бог определяет

конкретное существование  отдельных вещей.

Фома Аквинский исходит  из Аристотеля и в проблеме

соотношения формы и материи, однако приспосабливая его к 

догматам вероучения.

Так, он истолковывает учение Аристотеля о пассивной 

первоматерии в духе сотворения ее Богом из ничего, внося,

таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он

подвергает изменению  и учение о формах. Для Аристотеля

форма всегда тесно связана  с материей, бестелесной формы 

не существует, кроме Бога. По мнению же Аквината,

существуют и бестелесные, нематериальные формы,

например, ангелы.

Согласно Аристотелю, Бог  как конечная и бестелесная 

форма обладает высшей активностью, или актуальностью,

первая материя же - это  пассивная потенциальность. Первая

материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо

участия в делах земных, последние определяются лишь

взаимодействием материи  и формы. Бог выступал у 

Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от

Стагирита, пытается его перетолковать  в духе креационизма.

Аквинат полагает, что Бог  создал мир в соответствии с 

гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела мира

и управляет им, хотя и  не направляет движение каждой вещи,

которая может иметь естественные причины, изучаемые 

наукой.

В решении проблемы универсалий  позиция Аквината

приближается к позиции  Авиценны, который утверждал 

существование трех видов  универсалий. Согласно Аквинату,

общее содержится в отдельных  вещах как их сущность, а 

также в человеческом уме, который извлекает его из

отдельных вещей. Таким образом, это те виды общего,

которые существуют после  вещей. Но Фома признает и 

третий вид универсалий, которые существуют до вещей - это 

идеи, содержащиеся в божественном уме. Концепция 

Аквината по проблеме универсалий -это позиция умеренного

реализма.

Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя 

способностями в познании - чувством и интеллектом.

Процесс познания начинается с чувственного опыта:

чувственные образы, возникающие  у человека под 

воздействием объектов, посредством  активного разума

превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит 

процесс абстракции.

Истину Аквинат определял  как соответствие между 

разумом и вещью, сами же вещи являются истинными 

постольку, поскольку они  соответствуют понятиям об этих

вещах, которые уже существуют в уме Бога.

В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отход 

от фатализма, характерного для августианизма,

придерживался позиции признания  свободной воли, так как в 

противном случае с человека снималась бы ответственность 

за свои поступки.

Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому, дает

возможность человеку сделать  выбор между добрыми и 

злыми поступками: добрые поступки - это такие действия,

которые направляют его к  Богу, злые поступки - это такие 

действия, которые ведут  его от Бога. Зло - это лишь

недостаток блага, менее  совершенное благо. Аквинат,

подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность  за

зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека

подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным

поступкам его ум. Высшим же благом признается познание

Бога.

Конечной целью деятельности человека Аквинат 

признавал достижение "блаженства". Блаженство же состоит 

в деятельности теоретического разума, в познании

абсолютной истины - Бога.

Душа для Аквината выступает  формирующим 

принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи,

поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома

различает вегетативную душу, которая присуща растениям,

сенситивную, которую имеют  животные, и разумную,

которая присуща человеку.

В произведении "О правлении  владык" Аквинат,

отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека прежде

всего как общественное существо, понимая общество

органистическим образом. Общественное целое выступает 

для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие

занимается соответствующими обязанностями. К 

физическому труду привлечено большинство людей, к 

умственному труду - меньшинство. Духовные пастыри 

общества - это служители  церкви. Государство Аквинат 

рассматривал как божественное установление, главная цель

его состоит в том, чтобы  содействовать общему благу, чтобы 

в обществе поддерживались мир  и порядок, чтобы члены 

общества вели себя добродетельно  и т.п.

Фома различал пять форм государственного

устройства, лучшей из которых  признавал монархию.

Однако если монарх становится тираном, то народ, по

мнению Фомы, имеет право  выступить против него и 

свергнуть, несмотря на то, что  власть имеет божественный

источник. При этом Форма  признает право народа на

выступление против главы  государства лишь в том случае,

когда его деятельность противоречит интересам церкви.

Философия Фомы Аквинского явилась  вершиной

ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом

как официальная философская  доктрина. С 

соответствующими изменениями  она развивается в 

настоящее время неотомизмом.

 

 

3

 

1. Подход Фомы Аквинского  к моральной проблематике

2. Законы

3. Моральная философия

 

 Подход Фомы Аквинского  к моральной проблематике

 

 

1. Благо и зло

 

 Бог является благом  и своим собственным благом; Он  – благо всякого блага. Он  – интеллектуален, и Его акт  интеллекта – его сущность. Он  познает при помощи своей сущности  и познает Себя совершенным  образом. (Иоанн Скот будет придерживаться  по данному вопросу иного воззрения.)

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)