Управленческие идеи Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 00:34, доклад

Описание

Взгляды и теории Фомы Аквинского на политическое и социальное устройство.

Работа состоит из  1 файл

Доклад на тему.docx

— 14.90 Кб (Скачать документ)

  Доклад на тему : 
 
«Управленческие идеи Фомы Аквинского» 
 
Фома Аквинский - философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, возможно, является первым теоретиком социального законодательства, как основной функции государства. Является последователем Аристотеля, что и отразилось в его учениях. 
От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». Он считал, что в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, так как в одиночку человек удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает государство. Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом государство, а затем начинает управлять им. 
 
Цель государственности — «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение имеющих власть лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию — правителям, олицетворяющим собою государство.  
 
Стремясь подвести базу под вмешательство церкви в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следующих элементов государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. 
 
Аквинский определял сущность власти, как порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Аквиант не исключал, что конкретные же способы завоевания власти , те или иные формы ее устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, — тот правитель превращается в тирана. 
Народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть такого правителя.  
 
Воспроизведя аристотелевскую классификацию форм государства, Фома придает значение лишь некоторым из них. Таким образом, тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал, как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость и преуспеяние тех государств, где властвовал один, а не множество. 
 
Примечательной чертой политической теории Фомы является разработка им концепции “государства всеобщего благоденствия”. Философ совершенно отчетливо видел, что функции государства не ограничиваются исключительно охраной формального порядка. Государство должно взять на себя заботу об экономической сфере общественной жизни. Оно должно контролировать торговлю, препятствовать получению несправедливых и чрезмерных доходов и, за щищая справедливые цены и плату за труд, способствовать увели чению богатства своего народа. Аквиант широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных политически оформленному обществу. Он разработал особую теорию закона. 
Основываясь на Аристотелевском деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).Закон содержит в себе элемент воли, выразителями которой являются и сам разум, и правитель.  
 
В своих взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию.Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех. 
Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда.Хотя соответственно христианской доктрине Фома Аквинский считал работу неотъемлемой обязанностью верующего, сугубо физическая, трудная работа, по его мнению, была «рабским занятием». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни. 
 
Можно подвести итог и сказать, что возможно, Фома Аквинский является первым теоретиком социального законодательства как основной функции государства. Он настаивает на необходимости того, чтобы король считал своим долгом обеспечение государства звонкой монетой и контроль над системой мер и весов.  
Значение политической теории Фомы заключается прежде всего в том, что, оставаясь на типично средневековой точке зрения по во просу о различных функциях и целях государства и церкви, он с особой силой защищал идею предела государственного вмешательства, отвергал претензию законодателей преобразовывать все и вся исключительно при помощи законодательных предписаний, устанавливая контроль над духовной и частной жизнью людей.

Информация о работе Управленческие идеи Фомы Аквинского