Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:24, реферат

Описание

В соответствии со статьей 46 Федерального закона в Российской Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы…………………………………………………………………………….3
Заключение…………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

обж реферат.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………..2

    Основные  функции  Государственной санитарно-эпидемиологической службы…………………………………………………………………………….3

    Заключение…………………………………………………………………..9

    Список  использованной литературы……………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Каждое  общество стремится защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого рода опасности. Опасности, которая в наше время приобретает все больший размах. Она может принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как, например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего.

    Данная  тема является особенно актуальной, поскольку  неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним. Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и  правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.

    Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм  и правил. Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм.

    В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор. Данная разновидность административного надзора регламентируется Федеральным  законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением «О Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», Положением «О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» и другими правовыми актами.

    В соответствии  со статьей 46 Федерального закона в Российской Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  функции  Государственной санитарно-эпидемиологической службы 

    Эти функции закреплены в Положении  об этой службе, которое отражает все вопросы ее компетенции. В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил. Служба разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами  и  могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические  требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

    Например, Министерство  Здравоохранения Российской Федерации издает приказ от 20 июля 1998 г. N 217, «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором  «в  целях  повышения эффективности  работы  по  охране жизни и  здоровья   населения, приведены  системы гигиенической оценки продукции,   товаров  и производств,  в соответствии  с действующим законодательством  Российской  Федерации,  гармонизации  указанной процедуры  с международными  требованиями,  руководствуясь Законом Российской   Федерации    "О    санитарно-  эпидемиологическом благополучии  населения"  от  19 апреля  1991  года N 1034-1, Законом  Российской  Федерации  "О  защите  прав  потребителей" , а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской  Федерации, утвержденным  Постановлением Правительства  Российской  Федерации  "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения   Российской Федерации"   от  3  июня 1997 года N 659 выносит ряд постановлений, а также определяет положение, в котором устанавливает общие требования к порядку проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая  оценка  продукции   и товаров,   а   также  производств -  специальная  процедура, осуществляемая  органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для оценки   потенциальной   опасности продукции и  товаров  для здоровья населения  и  предусматривающая  проведение специальных санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз,  а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр.  В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции  и  товаров,  внесения  при необходимости дополнительных  требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека.

    По  результатам  гигиенической  оценки  выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия   продукции  и  товаров  установленным требованиям санитарного законодательства. Продукция и товары допускаются к производству, применению и реализации после прохождения гигиенической оценки  и  при  наличии заключения установленного образца. Организация  лабораторных, инструментальных   исследований продукции и товаров по гигиенически-значимым показателям, а также проведение гигиенической оценки осуществляются в соответствии с заключаемыми договорами.

    Работы  по гигиенической   оценке,   выдаче   заключений, гигиенической оценке производства,   внесению   их   в   Реестр осуществляются на основе заключаемого между заявителем  и  центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением договора. Работа  по  гигиенической  оценке  производств   проводится органами и учреждениями   Государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии  с договором с организацией,  ставящей  на  производство данный  вид продукции. При проведении  гигиенической  оценки  продукции,  товаров, производств к ним    предъявляются требования, установленные действующим законодательством. Решение  о безопасности продукции,  товара,  вида продукции при гигиенической оценке производства   принимается  на  основании экспертизы представленных  документов  и результатов испытаний. 

    В случае полного соответствия  представленных  данных   требованиям санитарного законодательства   центром  Государственного санитарно- эпидемиологического  надзора или иным уполномоченным учреждением  готовится заключение   установленного образца. Заключение подписывают главный государственный санитарный врач Российской   Федерации   или   его    заместители,    главные государственные санитарные    врачи    по   субъектам   Российской Федерации, городам, регионам на транспорте или их заместители. В случае несоответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным уполномоченным  учреждением принимается решение об отказе в выдаче заключения,  о  чем  заявителю направляется письменное обоснование принятого  решения.   В  случае  несогласия  заявителя  с принятым решением об  отказе  в выдаче  заключения   он может обратиться с апелляцией в апелляционный Совет при Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического  надзора    Министерства здравоохранения Российской Федерации. На продукцию, прошедшую процедуру гигиенической оценки, по желанию производителя  (продавца,  поставщика) может быть нанесен знак, подтверждающий,  что  данная продукция прошла гигиеническую оценку. Копии  гигиенических  заключений, выданные   Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического    надзора Министерства здравоохранения   Российской   Федерации,    центрами государственного санитарно-эпидемиологического   надзора в субъектах Российской Федерации, а также центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в регионах на транспорте, Федеральным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации,  центрами  государственного   санитарно-эпидемиологического надзора   федерального   управления  медико-биологических и    экстремальных    проблем    при    Министерстве здравоохранения Российской Федерации,  имеют установленные степени защиты.

    Следующая основная функция государственной  санитарно-эпидемиологической службы состоит в контроле и надзоре за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации.  Контроль и надзор тесно взаимосвязаны, но различны по результатам принимаемых после них решений. При контроле заключением является дача согласия на то или иное решение вопроса, а надзор выявляет нарушения, которые приводят к применению мер административного принуждения. Тем не менее в нормативных актах и практическом их осуществлении они органично взаимосвязаны.

    Например, главный государственный санитарный врач, рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью рынков города, выносит постановление «Об усилении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на рынках города», в котором отмечает, что нарушаются требования санитарных правил: санитарно-техническое состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются условия хранения и реализации продукции, юридические  лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.

    Компании,  управляющие  рынками,  администрации  рынков  не  осуществляют должных  мер  по  обеспечению  соответствующих   санитарно-гигиенических   и эпидемиологических условий на рынках, в том  числе  по  обеспечению  условий труда продавцов. В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30  марта 1999г. № 52-ФЗ  "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения", Федеральным законом от 2 января 2000г. №29-ФЗ  "О  качестве  и  безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Москвы от 18 апреля  2000г. №292  "Об  упорядочении  рыночной  торговли  в  г.  Москве",  постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2000г.  № 118 " О порядке  организации  и проведения производственного контроля  за  соблюдением  санитарных  правил", постановлением Правительства Москвы  от  28  декабря  1999  г.  №  1228  "Об обязательных   профилактических   медицинских   осмотрах   и   гигиенической аттестации", постановляет ввести ряд запретительных и  обязательных  мер  по обеспечению   санитарно-эпидемиологической    безопасности   населения в частности организовывать работу рынка и связанных с его деятельностью  процессов  в строгом соответствии с действующими санитарными правилами соблюдать специализацию торговых  мест,  иметь  согласованную  с  центром Госсанэпиднадзора схему этих мест соблюдать наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств, обеспечить бесперебойное функционирование  систем  горячего  и  холодного водоснабжения и  канализации,  систем  освещения,  отопления  и  вентиляции, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры, реализовывать товары с сертификатом соответствия  и  отметкой  о  наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, обеспечивать  проведение   на   рынке   производственного   контроля   за соблюдением санитарных правил, определив ответственное  должностное  лицо  и обеспечив его обучение и аттестацию на право осуществлять этот контроль, проводить санитарные дни по графику и т.д. Далее  указывает,  что   невыполнение  мероприятий  данного  постановления является  условием,  создающим  угрозу   возникновения   и   распространения инфекционных   заболеваний   и    массовых     неинфекционных    заболеваний (отравлений) и служит  основанием  для приостановления деятельности  рынка администрацией  рынка   самостоятельно   или   по   постановлению   главного государственного санитарного врача или его заместителя. Таким образом проводится проверка выполнения санитарных правил и  норм, гигиенических   нормативов и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации предприятий, учреждений, организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств.

Информация о работе Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы