Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

 

   Накопленный мировой опыт по решению проблемы безопасности, анализ ее реального состояния и  прогноз на перспективу показывают, что управление рисками ЧС вполне обоснованно стало важной составной  частью государственной политики в  области устойчивого развития и  национальной безопасности как отдельных  государств, так и всего международного сообщества, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.   

Это обусловлено  вполне определенными объективными факторами. Во-первых, ЧС, их социально-экономические последствия как в настоящее время, так и в прогнозируемой перспективе представляют серьезную угрозу национальным интересам большинства государств и человеческой цивилизации в целом, если не принимать действенных целенаправленных мер по снижению их риска. Во-вторых, проблема управления рисками ЧС является достаточно сложной и многогранной. Чтобы управлять рисками, необходимы не только знания из многих отраслей науки и техники, но и реальный опыт, практика.   

Выбор наиболее приоритетных и эффективных мер и мероприятий, направленных на снижение рисков ЧС, и  составляет главную цель государственной  политики и практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности.    

Риск  ЧС социального характера в широком смысле – это вероятность стихийного бедствия, техногенной или экологической катастрофы, социально-политического катаклизма (войны, революции, межэтнического или межконфессионального конфликта и т. п.) и того ущерба, который они могут нанести личности, обществу и государству. Этот риск заключается в определении количественных и качественных показателей, ожидаемых в связи с конкретной опасностью возникновения этого явления: числа погибших и раненых, степени материального и морального ущерба, в том числе в результате спада экономической деятельности.   

Оценка  риска VC выражается в виде шкалы, на которой в цифровом виде представлены потери в конкретном районе ЧС за определенный период времени. Управление рисками ЧС социального характера должно включать в себя как оценку размера конкретного риска, так и оценку того, насколько большим является риск для личности, общества и государства. Поэтому процесс управления рисками ЧС имеет две стороны, которые условно называются количественной (объективной) и качественной (субъективной) оценками.    

Количественная (объективная) оценка риска ЧС требует определения «количества» риска на основании имеющихся данных и понимания всей сложности процессов, ситуаций и возможных последствий.   

Качественная (субъективная) оценка указанного риска  – это оценка риска обществом, т. е. взгляд общества на ту опасность, которая ему грозит и его представления о том, что нужно делать.   

Исходя из этого  первый этап управления рисками ЧС – это расчет вероятного риска, второй – его качественная оценка, получение  представления о его серьезности, важности и значимости для социума. Нередко общественная оценка риска  какой-либо ЧС формируется под влиянием тех рисков, с которыми людям уже  приходилось сталкиваться в повседневной жизни, а также степени серьезности  возникших опасностей и их последствий.    

На практике управление рисками ЧС социального характера  сводится к повышению уровня социальной безопасности. Безопасность социума  представляет собой, во-первых, отсутствие опасностей и угроз в пределах некоторого приемлемого для общества риска, во-вторых, достаточную степень  его устойчивости к ним, т. е. наличие определенного иммунитета, и, в-третьих, способность и готовность защищаться от этих опасностей и угроз, устранять их, восстанавливать состояние благополучия. В связи с этим для повышения уровня безопасности в социальной сфере необходимо обеспечить:    

• совершенствование социальной системы и ее объектов (структур, институтов, организаций, отношений между ними, политики и т. п.);   

• подготовку персонала, способного эффективно и целенаправленно работать над решением этой задачи;   

• способность и готовность социальных структур и персонала к ликвидации последствий ЧС.   

Управление рисками  открывает принципиально новые  возможности повышения безопасности социума. К политическим, организационным, административным, техническим добавляются  экономические методы управления рисками. К последним относятся: страхования, денежные компенсации ущерба, платежи  за риск и т. д. Многие специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск. Однако есть немало и тех, кто полагает, что превентивные меры по предотвращению рисков, сводящиеся к страхованию, перестали быть эффективными. Ложное ощущение безопасности – «все застраховано» – стало опасно само по себе, поскольку, во-первых, персонал меньше заботится о последствиях риска, а во-вторых, даже полный страховой полис не покрывает «скрытых» расходов, которые неизбежны в условиях жестокой рыночной конкуренции.[15]    

По мере социально-экономического и научно-технического развития общество придает все большее значение уменьшению рисков ЧС. С одной стороны, это обусловлено тем, что повышается вероятность аварий, катастроф, вооруженных  конфликтов с применением оружия массового уничтожения и т. п. С другой стороны, развиваясь, общество становится богаче и способно инвестировать больше средств в программы своей защиты, которые выступают одним из важнейших элементов предупреждения и готовности к различного рода ЧС, в том числе и социального происхождения.   

Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Поэтому тщательно  аргументированная разработка базы данных и их реализация – одна из важнейших задач управления риском ЧС социального характера на всех уровнях.   

В основе управления рисками  ЧС лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска, которая предполагает следующую последовательность изучения опасностей.

 

 

   Стадия I. Предварительный анализ опасностей, включающий в себя:   

• выявление источника опасности;    

• определение частей социальной системы, которые могут вызвать эти опасности;    

• введение ограничения на анализ, т. е. исключение опасностей, которые не будут изучаться, так как не имеют отношения к исследуемой ЧС.   

На этом этапе очерчивается рисковая конъюнктура социальной сферы, изучается статистика происшествий, катастроф и ЧС, выявляются наиболее уязвимые места. В качестве примера  можно привести анализ ситуации для  обеспечения защиты частного предприятия  от политического риска в какой-либо стране или регионе. Такой анализ предполагает:   

• изучение страны или региона, политической ситуации в них, лидеров правящей партии и оппозиции;   

• предварительный анализ политических рисков, а также постоянное проведение такого анализа после установления с кем-либо деловых отношений с тем, чтобы иметь текущую информацию о масштабе и типе риска;   

• выяснение возможностей установить более тесные контакты с представителями власти и оппозиции;   

• определение порядка назначения персонала (на ключевые посты не следует нанимать персонал из числа местного населения);    

• составление перечня комплектующих, которые трудно производить на месте (их следует ввозить из страны или региона, где расположена материнская фирма);   

• установление оптимальных способов обмена (перевода) местной валюты.    

Стадия II. Выявление последовательности опасностей, которые могут вызвать ЧС социального характера. Например, возникновение трудностей с продовольствием, высокая инфляция, безработица, социальная напряженность, столкновения на межэтнической почве, проявления религиозного экстремизма и т. д. Все эти опасности являются предвестниками острого социального конфликта и возможной ЧС (вооруженного конфликта или войны).    

Стадия III. Анализ последствий ЧС. Здесь необходимо четко представлять, какие потери может понести та или иная социальная структура в случае возникновения ЧС (революции, гражданской войны, регионального межэтнического конфликта и т. д.). На этой стадии деятельность по управлению риском требует значительных финансовых затрат. С практической точки зрения лучше начать с катастрофических случаев, а затем расширить исследование, перейдя постепенно к случаям с менее значительными последствиями. Если речь идет о частном предприятии, то опасности могут быть следующего характера: внезапная или постепенная конфискация (национализация) собственности, изменение валютной ситуации (запрещение обмена местной валюты на конвертируемую или перевода валюты за границу), введение дискриминационных налогов, ограничение цен и введение контроля за производимыми товарами, угрозы персоналу и похищение ключевых сотрудников и т. п.   

В настоящее время специалисты  в сфере обеспечения безопасности, как ученые, так и практики, считают, что для повышения эффективности  управления рисками ЧС необходимо ускорить решение ряда назревших проблем. Среди них наиболее важными представляются следующие:[16]    

• разработка и принятие государственной стратегии снижения рисков ЧС, опирающейся на научно обоснованную законодательную нормативно-правовую базу;   

• совершенствование статистического учета ЧС природного, техногенного и социального характера, разработка современных методик оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями, и их применение при прогнозировании социальных угроз;    

• формирование системы управления рисками ЧС, включая предупреждение подобных ситуаций и оперативное реагирование на них;   

• разработка методических основ стратегического и оперативного планирования мероприятий по снижению рисков ЧС;   

• развитие систем комплексного мониторинга рисков ЧС, особенно его элементов и структур в субъектах РФ и муниципальных образованиях;   

• сближение систем предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны (ГО) с возможным последующим объединением их в единую государственную систему гражданской защиты, а также создание системы общественных спасательных организаций и формирований;    

• дальнейшее совершенствование государственной политики по сохранению и развитию существующего потенциала ГО и ее материально-технической базы, включая создание резервов на случай ЧС в условиях мирного и военного времени;    

• реализация эффективных мер по совершенствованию подготовки специалистов и населения в области ГО и предупреждения и ликвидации ЧС и формирование у населения страны массовой культуры безопасности;    

• разработка и совершенствование нормативно-методической базы страхования и перестрахования рисков ЧС;   

• обобщение и распространение опыта мирового сообщества по управлению рисками.

 

 

   На решение этих задач была направлена федеральная программа «Снижение  рисков и смягчение последствий  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. № 1098. Кроме того, в Концепции национальной безопасности РФ указано на необходимость нового подхода к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественного совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе дальнейшей интеграции ее с аналогичными системами иностранных государств.   

Определенную помощь в  обеспечении комплексной безопасности может оказать применение теории управления рисками. Ее методы позволяют оценить различные риски, угрожающие человеку и обществу, вычислить рациональные затраты, необходимые для их снижения до приемлемой величины. Критерий оптимальных затрат – максимально возможное снижение суммарного риска, которое достижимо при данном уровне жизни общества.   

Однако следует отметить, что данный подход возможен только в социально здоровом обществе и  в мирное время. В дестабилизированном  обществе (при угрозе войны, в условиях острых социальных конфликтов и революций, криминализации общества, при стихийных  бедствиях и других форсмажорных обстоятельствах) целесообразно использовать другие подходы и критерии для  обеспечения безопасности и решения  проблемы приемлемого риска.   

В настоящее время наиболее эффективным способом управления рисками  является моделирование процессов возникновения опасностей и угроз, их развития, перерастания в ЧС и устранения. Исследование опасностей по моделям, под которыми понимаются аналоги (математические, физические, компьютерные, модели-схемы и т. д.) изучаемых объектов, в ряде случаев является единственно возможным, например при определении последствий войны, особенно ядерной, стихийного бедствия, техногенной катастрофы, криминальной ситуации и т. п. Результаты разработок и исследования модели по определенным критериям распространяются на оригинал или реальные процессы. Возможность переноса результатов, полученных в ходе построения исследования, на оригинал основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-то его стороны и свойства. При этом необходимо учитывать, что модель – всегда лишь упрощенная копия каких-либо свойств оригинала, и важно не перешагнуть допустимые пределы таких упрощений.   

Модели могут быть статичными, отражающими структуру, взаимосвязи  и состояние опасностей; простыми динамичными, характеризующими качественные изменения; сложными динамичными, отражающими  качественно-количественные изменения (скачки и их эволюцию).   

В настоящее время в  связи с широким внедрением в  обиход видеотехники моделирование  ЧС возможно с помощью видеофильмов по тематике социальных катастроф. Они помогают достаточно обстоятельно разобраться в той или иной критической ситуации, отображаемой на экране. Однако нужно учитывать, что авторами видеофильмов являются, как правило, профессиональные репортеры, не всегда свободные от симпатий и антипатий.   

Огромные возможности  для моделирования сегодня предоставляет  компьютерная техника. Существует несколько  разновидностей компьютерных систем, с помощью которых осуществляется моделирование изучаемых процессов, в том числе потенциальных опасностей и угроз. Фактологические системы представляют собой механизм собирания, накопления и обобщения факторов опасностей. Хранение информации о тех или иных опасных процессах в разные моменты дает возможность выявить тенденции, изменения, развивать позитивные и сводить на нет или ослаблять негативные явления (процессы). Такие системы выполняют диагностические функции, позволяя по набору определенных признаков и их изменениям судить о состоянии исследуемых процессов, обеспечивая выработку рекомендаций для их прогноза и контроля.    

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях