Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила  безопасного поведения по целому ряду причин:   

• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;   

• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;   

• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

 

 

   Эти причины влекут за собой возникновение  опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут  включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного  поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.   

Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что  она представляет собой сложное  взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов  этой системы к действиям в  опасных ситуациях.   

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных  и общественных структур. Она заключается  прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать  в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая  и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Выводы


 

   Безопасность жизнедеятельности  как научная дисциплина изучает  основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных  условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о  безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой  для специальных дисциплин, изучающих  различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет  социальную направленность, так как  связана с обеспечением защиты социума  от различных опасностей, в том  числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и  собственно социальный аспект, связанный  с опасностями, получившими широкое  распространение в обществе и  угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов научного познания проблем безопасности.   

Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует  о высокой степени сложности  взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих этой системы к действиям в  опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как  объекта и субъекта обеспечения  безопасности, позволяющая ему адекватно  действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную  направленность – информационную, юридическую, психологическую и  силовую, а также включать моделирование  поведения людей в конкретной опасной ситуации.

Контрольные вопросы


 

   1. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.   

2. Чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?   

3. Каковы социальные аспекты безопасности жизнедеятельности?   

4. Чем является безопасность жизнедеятельности для других дисциплин, изучающих проблемы безопасности в различных сферах?   

5. Что необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности?   

6. Что определяется понятием «опасность»?   

7. Приведите примеры опасных ситуаций в социальной сфере.   

8. Назовите основные положения, изучаемые дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».   

9. Охарактеризуйте объекты и субъекты социальной безопасности.   

10. Раскройте методологические принципы исследования проблем безопасности жизнедеятельности.   

11. Какую роль играет человек в системе безопасности?   

12. Что такое социум и каково его место в системе безопасности?   

13. Какие опасности угрожают человечеству?   

14. Что является объектами и субъектами обеспечения безопасности личности, общества и государства?   

15. Перечислите основные составляющие концептуальной модели безопасности личности.

Рекомендуемая литература


 

   О безопасности: Закон Российской Федерации (в ред. указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288). М., 1994.   

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.   

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие/ Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов и др. СПб., 1999.   

Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1999. № 1.   

Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под ред. В. Ф. Нишевича. Екатеринбург, 2003.   

Русак 0. Н., Малаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.   

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. М., 2002.   

ЯрочкинВ.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.   

Ярочкин В. И., БузановаЯ. В. Теория безопасности. М., 2005.

Глава 2 
Чрезвычайные ситуации социального характера


 

   В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).   

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях,[4] эпифитотиях[5] и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75–80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера. В данной главе рассматриваются сущность, причины и последствия, закономерности проявления, а также классификация опасных и чрезвычайных ситуаций социального происхождения, анализируются возможные ЧС подобного рода на территории РФ и ее регионов.

 

2.1. Сущность  и классификация ЧС 


 

   Создавая условия для  своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек  постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его  ответную реакцию – противодействие. В ходе или в результате этого  противодействия он, в свою очередь, подвергается воздействию различных  факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий  для себя человек переносит эти  воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. Далее происходит нарушение здоровья человека или функционирования социума, т. е. возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, представляющая реальную угрозу жизни человека или социуму в целом.   

С философской точки  зрения опасность есть не что иное, как образное, эмоционально окрашенное выражение того, что принято обозначать приближением той или иной системы  к кризисному состоянию. В этой связи  опасность можно определить как  понятие, фиксирующее нарастание в  жизни человека или его сообществ  таких противоречий, дальнейшее развитие которых чревато гибелью людей. Опасность может выступать в  различных формах: в виде намерений, планов подготовки и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение и т. д. объектов безопасности.   

С методологической точки зрения необходимо прежде всего  уяснить, ч т о является источником угрозы человеку и социуму в целом  и каким образом опасность  влияет на общественные отношения. Если все внимание будет сконцентрировано на угрозах и опасностях (терроризм, преступность, наркомания и т. д.) без выявления порождающих их причин, предотвратить ЧС и эффективно бороться с ними невозможно.    

Таким образом, социальные угрозы и опасности – результат  имеющихся и формирующихся в  самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и устранения никакая  безопасность обеспечена быть не может.    

Рассмотрим в  общих чертах механизм действия опасности. Ее воздействие на ту или иную систему  есть процесс, имеющий определенную структуру, в котором выделяются статический и динамический аспекты. К первому относятся постоянные факторы возможных ЧС, ко второму  – нестабильные.

 

 

   Статический аспект опасности включает в себя:   

• источник (субъект) опасности, например, природные явления (землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и т. д.), элементы техногенной сферы (АЭС, предприятия с опасным производством и пр.), человек и его сообщества (преступник, преступные элементы, государство-агрессор и т. п.);   

• объект опасности, которым может выступать только человек и его сообщества, все остальные объекты могут быть объектами опасности лишь в том случае, если они каким-либо образом включены в жизнь людей и играют в ней очень важную роль (природа, производство, материальные ресурсы и т. д);   

• средства, с помощью которых субъект воздействует на объект опасности, каковыми могут быть те или иные формы насилия (военное, политическое, экономическое, духовное и пр.), аварии на опасных производствах и АЭС, катастрофические природные явления и т. д.

 

 

   Динамический аспект опасности характеризуется:    

• целью, которую преследует источник опасности, воздействуя на объект, причем это возможно только в том случае, если в качестве источника опасности выступает человек или его сообщества (хотя нередко верующие и суеверные люди источником опасности считают происки потусторонних сил);   

• процессом воздействия субъекта опасности на объект. Подобное воздействие всегда носит деструктивный характер и по отношению к объекту может быть прямым и опосредованным. Этот процесс всегда в той или иной степени инвариантен, что обусловлено активной ответной реакцией объекта опасности;   

• результатом этого воздействия, который может заключаться в утрате объектом опасности тех или иных своих элементов, нарушении связей между ними, упрощении структуры объекта, потере им способности к развитию, ослаблении функций объекта опасности и полном его разрушении.   

Выявление и анализ механизма действия опасностей дают возможность решить две важные в  методологическом и практическом плане  задачи. Во-первых, позволяют увидеть  и проанализировать систему взаимосвязей между его элементами, что имеет  очень важное значение для создания системы защиты объекта от опасностей. Во-вторых, помогают разработать четкую систему классификации опасностей.    

В качестве примера  приведем классификацию В. И. Ярочкина,[6] в которой социальные опасности группируются по следующим признакам:    

• по объектам воздействия – человек, общество, государство, а также среда обитания социума;   

• по отношению к объектам воздействия – внутренние и внешние;    

• по направлениям (сферам) человеческой деятельности – экономические, социальные, политические, военные, культурологические, информационные, экологические и т. д.;   

• по масштабам – глобальные, региональные, национальные, локальные, местные и т. д.;   

• по способам и формам проявления – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования и пр.;    

• по источникам и движущим силам (по происхождению) – природные, обусловленные деятельностью людей (техногенные, социальные);   

• по ожиданию воздействия на объект – внезапные, неожиданные; ожидаемые с малым временем задержки или с большим временем задержки;   

• по умыслу – правомерные, вытекающие из реализации правовых норм; противоправные; внеправовые;    

• по форме – прямые, косвенные, завуалированные, латентные, несформировавшиеся;   

• по времени – мгновенные, длительные, дискретные;   

• по последствиям – необратимые, обратимые, мутагенные, доминантные, катализирующие;   

• по значению – допустимые, недопустимые;   

• по составу – разовые, бинарные, кумулятивные, диффузные;    

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях