Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

Широкое распространение  получили интерпретирующие компьютерные системы, позволяющие при наличии определенных условий и данной интерпретации знаний вскрывать наиболее обоснованные и вероятные состояния опасных явлений. Компьютер здесь выступает как инструмент мыслительной системы, дающий возможность по-разному комбинировать условия, состояние процессов и исходные знания, чтобы те или иные выводы или собственные суждения согласовывались с максимальной совокупностью имеющихся фактов.   

В моделировании также  широкое распространение получили экспертные компьютерные системы, исполняющие роль консультантов. В этих системах в памяти закладываются знания множества, причем банк экспертных данных постоянно пополняется. Машина обобщает эти знания и приводит в определенный логический порядок. ЭВМ анализирует введенную в нее задачу с позиций самых авторитетных знаний и выдает оптимальный ответ. В силу своих практически безграничных возможностей экспертные системы выводят на качественно новый уровень и исследование процесса жизнедеятельности всех элементов природы, техники и социума и управление ими.   

В последнее время ученые многих стран разрабатывают методы нелинейного математического моделирования для изучения наиболее сложных и важных процессов возникновения и развития социально-политических, духовно-нравственных и военных опасностей и угроз. Однако этот процесс идет медленно и противоречиво. Некоторые исследователи полагают, что математические вычисления вероятности социальных явлений и процессов невозможны. Другие, напротив, демонстрируют возможности изучения опасностей и угроз с помощью математических моделей и компьютерных систем.   

Моделирование опасностей и  угроз в перспективе, вне всякого  сомнения, будет способствовать обеспечению  более точной диагностики развивающихся  в природе и обществе процессов, выявлению степени риска ЧС, повышению  эффективности предпринимаемых  превентивных мер по обеспечению  комплексной безопасности, существенному  снижению финансовых затрат на предотвращение стихийных бедствий, техногенных  катастроф, социальных конфликтов, а  также обусловленных ими человеческих жертв и материальных потерь.

Выводы


 

   Социальный опыт свидетельствует, что безопасность – это приемлемый риск, который существует, но не является фатальным с точки зрения его  превращения в реальную опасность. Опасности, как правило, не возникают  неожиданно. Им предшествует накопление факторов риска. Обнаружение, анализ этих факторов, прогнозирование с их помощью  степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. – важнейшие задачи диагностики опасности и угроз. Она включает определение показателей и индикаторов измерения риска, выявление критериев опасностей и угроз, а также их пороговых значений с точки зрения приемлемого для социальной системы риска.    

Накопленный мировой опыт решения задач управления рисками  ЧС, анализ реального состояния и  прогноз показывают, что эта проблема вполне обоснованно стала важной составной частью государственной  политики в области устойчивого  развития национальной безопасности и  безопасности международного сообщества в целом. Диагностика опасностей, знание факторов риска, умение их прогнозировать являются важными компонентами подготовки специалиста в сфере безопасности, в том числе учителя безопасности жизнедеятельности.

Контрольные вопросы


 

   1. Что такое риск?   

2. Какие разновидности риска вы знаете?   

3. Что собой представляет социальный риск?   

4. Дайте характеристику понятия «политический риск».   

5. Что означает приемлемый риск?    

6. Охарактеризуйте методологические подходы к процедуре определения риска.    

7. Что такое показатели и индикаторы опасностей и угроз?   

8. Назовите особенности диагностики опасностей и угроз.   

9. Каковы критерии опасностей и угроз?   

10. Что такое риск ЧС социального характера?   

11. Как можно управлять рисками ЧС социального характера?   

12. Охарактеризуйте стадии управления рисками ЧС.   

13. Какие проблемы необходимо решить для повышения эффективности управления рисками ЧС?   

14. Что представляет собой моделирование ЧС социального характера?

Рекомендуемая литература


 

   Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.   

Жуков В. И. Что такое ИРЧП? К вопросу о человеческом потенциале//Социологические исследования. 1996. № 4. С. 101–102.   

Миэринь Л. А. Основы рискологии: Учеб. пособие. СПб., 1998.   

Панкратов В. К. Risk Management – Управление риском // Жизнь и безопасность. 1999. № 1.С. 43–50.   

Русак О. Н., Напаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.   

Сивкова В. Россия вступила в зону риска // Московские новости. 2000. № 35.   

Сорокин В. И. Управление рисками чрезвычайных ситуаций // Безопасность: Информ. сборник. 2001. № 3–4.   

Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.   

Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. М., 2005.

Глава 4  
Теоретическая модель личности безопасного типа поведения


 

   Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного  типа поведения (ЛБТП). Именно в школе  осуществляется основная подготовка ребенка  к самостоятельной жизнедеятельности  в рамках общества и государства. Чтобы добиться успеха в процессе обучения и воспитания, а также  уметь прогнозировать его результаты, учитель БЖ должен ясно представлять то, что он хочет сформировать. Что  же входит в понятие «личность  безопасного типа поведения»? Его  содержание определяется возможностями  и способностями человека удовлетворять  потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности  и самооценке, что составляет ядро личности. К данной формулировке мы бы добавили – личности, безопасной для окружающих.   

Разные люди в  различной степени обладают качествами, присущими ЛБТП. В значительной мере это зависит от их врожденных способностей, но свою роль играют и условия существования  человека в обществе, а также воспитание и образование. В данной главе  ЛБТП рассматривается в двух аспектах – психофизиологическом и социальном, определяются компоненты содержания такого поведения и психолого-педагогические условия его формирования.

4.1. Человек  в социуме 


 

   Человек в силу своей природы  получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически  заложенных способностей. Смысл его  существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного  общества – свобода личности, не стесняющая свободу других.   

Человеческое сообщество как биосоциальная система может  устойчиво функционировать в  двух режимах: конструктивном и деструктивном.    

Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения:   

• признание ценности интеллекта и природной одаренности;   

• признание ценности профессионализма и образованности;   

• признание ценности личности и ее прав;   

• признание неприкосновенности частной собственности;   

• законопослушание;    

• уважение чужих интересов и способность к компромиссу;   

• честность и обязательность;    

• расчетливость и бережливость.

 

 

   Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических.   

Общество сегодня  достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов  социальной опасности является так  называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения:   

• аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ;   

• антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества;    

• суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости;   

• конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество;   

• нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему;   

• фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее;    

• аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности;    

• девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.

 

 

   В качестве причин деструктивного поведения можно назвать:   

• ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.);   

• нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности;   

• изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации;   

• необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).

 

 

   Многочисленные социально-психологические  исследования показали, что в настоящее  время наиболее часто встречаются  люди с чертами личности опасного типа поведения. Для них характерно сознательное или бессознательное  проявление агрессии. Эта агрессия прежде всего причиняет вред их здоровью и создает опасные для человека ситуации, но в конечном счете наносится  вред всему обществу и природной  среде, нарушаются экологическое равновесие и энергетический баланс. Преобладание в обществе подобных личностей ведет  к беспрецедентному возрастанию  различного рода угроз для всего  человечества. Это происходит из-за «снежного кома» агрессивных  действий, взаимно порождаемых людьми. Межличностная конфронтация в обществе способствует росту психологической  напряженности во всех сферах жизни  и увеличению заболеваемости населения.    

Кроме того, возникают  два планетарных процесса, связанных  с нерациональным природопользованием  и типом воспроизводства населения. Это экологический и демографический  кризисы. Именно сейчас настало время  для воплощения извечной идеи синтеза  общечеловеческого знания и опыта, позволяющего за счет соединения внутреннего  богатства национальных культур, религии, типов самосознания выработать качественно  новый взгляд на происходящее.

 

 

   В. Оствальд рассматривал в  качестве критерия общественного прогресса «энергетический императив»: «Не расточай энергию, используй ее». Суть этого постулата – приспособление существующего в природе процесса превращения энергии к человеческим целям. Для гармоничного развития общества и человека принципиально важно реализовать идею Ф. Энгельса о том, что свободное развитие каждого индивида является условием свободного развития всех. Эта идея – одна из ключевых в человеческом измерении безопасности. В этой связи следует отметить, что свободное развитие человека возможно лишь при условии осознания им необходимости духовного и физического самосовершенствования, а человеческого сообщества как определенной системы – при свободном развитии каждого ее элемента (различных общественных групп, организаций, государств).

4.2. Типологические  черты личности безопасного типа  поведения 


 

   К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые  установки и способы деятельности.    

Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе.   

Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества.   

Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.    

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, общество, техноген), можно выделить основные черты ЛБТП:    

• альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;   

• бережное отношение к окружающему миру;   

• грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;    

• предвидение опасностей, влияющих на человека;   

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях