Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

И наконец, в период ЧС социального  характера нарушается нравственный баланс в обществе. Именно поэтому  ЧС подобного рода более масштабны  и трагичны, чем самые грандиозные  стихийные бедствия. Причем вне зависимости  от их последствий – будь то снижение уровня жизни населения или революция  и гражданская война. Жертвы и  в том и в другом случае исчисляются  сотнями тысяч. Только при открытой войне они явные и потому легче  поддаются подсчету, а при дестабилизации общества – скрытые, так как включают в себя тысячи «случайных смертей» от насильственных преступлений, несчастных случаев, эпидемий и других сопутствующих  социальным ЧС факторов.   

При возникновении социальных катаклизмов естественно встает вопрос о возможности выживания. Специалисты в этой сфере отвечают на него утвердительно, но с определенными  оговорками. Индивидуальное выживание, по их мнению, в условиях социальных катастроф возможно, но гораздо более  эффективно коллективное выживание. Однако полностью гарантировать безопасность людей можно, только остановив социальную катастрофу в самом начале. Для этого необходимы совместные усилия всего народа.

 

 

2.2. Возможные  ЧС социального характера на  территории России 


 

   Рассмотренные выше сущностные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, а также их классификации  позволяют с научных позиций  проанализировать возможность возникновения  подобных явлений в современной  России и ее регионах. Несмотря на то что в настоящее время социально-экономическое, политическое и международное положение  России несколько стабилизировалось, говорить о ее благополучии и безопасности преждевременно. Экономическое развитие страны неравномерно и зависит как  от внутренних, так и от внешних  факторов. В условиях инфляции и  существования безработицы социальное положение большинства людей  неустойчиво. В ряде отдаленных регионов (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток и др.) остро стоит проблема энергоснабжения. Население страдает от преступности и коррупции. Сохраняется угроза террористических актов, имеют место  конфликты на национальной и религиозной  почве. Все это не дает оснований  считать безопасность России надежной.    

В Концепции национальной безопасности РФ вполне определенно  сформулированы реальные угрозы российской безопасности, к числу которых отнесены:   

• состояние российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;   

• несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;   

• социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;   

• криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма;   

• размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.;   

• обострение межнациональных отношений (этноэгоизм, этноцентризм, шовинизм, неконтролируемая миграция), способствующее усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающее условия для возникновения конфликтов;   

• угроза физическому здоровью народа, вызванная кризисом системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков;   

• сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи;   

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа;   

• угроза личной безопасности граждан и пр.;   

• угрозы в международной сфере, связанные с продвижением НАТО на восток, притязаниями на российскую территорию, возникновением и эскалацией конфликтов вблизи границ РФ, международным терроризмом и пр.;   

• угрозы в информационной сфере – попытки вытеснить Россию как с внешнего, так и с внутреннего информационного рынка, разработка рядом государств концепции информационных войн и т. д.;   

• возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере, обусловленное переходом США и НАТО к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН;   

• угрозы в пограничной сфере, связанные с экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций;   

• активизация на территории РФ деятельности иностранных спецслужб и используемых ими организаций;   

• экологические, техногенные угрозы.

 

 

   Если недооценивать и  игнорировать эти угрозы, они могут  привести к ЧС социальной направленности. Фактически любая из их разновидностей – экономический кризис, социальный взрыв, национальный или религиозный  конфликт, террористический акт и  пр. – может сегодня стать реальностью в нашей стране, а многие из них таковой уже являются если не на всей территории государства, то в том или ином его регионе.    

Мы уже рассматривали  причины возникновения и последствия  социальных ЧС. Теперь проиллюстрируем  эти общие положения примерами  из российской действительности.   

Одной из причин социальной напряженности российского общества стал развал Советского Союза и последовавший  за этим сложный период реформирования. Глубочайший кризис, охвативший наше государство и общество, привел к  тому, что в России резко снизился уровень жизни людей. Об этом свидетельствуют  показатели индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 1980-х годов. В число ведущих показателей ИРЧП входят: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровую жизнь, знания и достойный человека уровень жизни.   

Сразу же после начала реформирования России по всем этим показателям  наблюдалось существенное снижение по сравнению с советским периодом. Значительно сократилась продолжительность  жизни. В 1985 г. она составляла 69,6 лет, а в 1995 г. – 63,8 года, опустившись до уровня 60-х годов. Снизился и уровень образования. В 1985 г. его индекс равнялся 0,833, через десять лет, к началу 1995 г., – 0,819. Резко упал уровень жизни. В конце 1994 г. доходы 10 % богатых в 15 раз превысили доходы 10 % бедных. Обвальное снижение этих показателей и привело к заметному падению ИРЧП. Так, в 1992 г., т. е. в самом начале реформ, он составлял 0,849, что позволяло России относиться к группе наиболее развитых стран и занимать 52-е место среди 174 государств, но уже к началу 1995 г. ИРЧП снизился до 0,547, и она перешла в группу стран со средним уровнем развития, оказавшись отброшенной на 119-е место.[8] В результате некоторой социально-экономической и политической стабилизации в 1999 г. Россия занимала по индексу человеческого развития уже 62-е место, а к 2001 г. переместилась на 55-е (между Белизом и Малайзией).   

Таким образом, хотя налицо некоторая стабилизация социальной жизни, но негативные тенденции сохранились, и российское общество все еще  находится в зоне повышенного  социального риска, не способствующего  устойчивости его социально-экономического и политического развития.   

0 неблагоприятной социально-политической обстановке в стране в период перехода к рыночным отношениям свидетельствует и тенденция к усилению неравенства материального положения различных слоев населения, особо характерная для первой половины 1990-х годов. Разрыв в уровнях доходов между бедными и богатыми в 1995 г. по сравнению с 1991 г. увеличился почти в 9 раз, что стало закономерным результатом высоких темпов инфляции, падения производства, а это, в свою очередь, привело к трудно предсказуемым негативным социально-политическим, техногенным и даже экологическим последствиям.   

Техногенные аварии и катастрофы провоцируются ослаблением государственного контроля за состоянием опасных производств  и технических сооружений. Ветшают  оставшиеся без надзора здания и  сооружения, в том числе плотины  и дамбы. Нарушается техника безопасности на производстве, в строительстве, в  быту, что приводит к частым и  разрушительным авариям. Изнашивается транспорт (самолеты, корабли, подвижной  состав железных дорог и т. д.), отчего он становится все более опасным. Повсеместно нарушаются санитарные, эпидемиологические и экологические нормы, правила хранения опасных и взрывчатых веществ. В частные руки попадают опасные химические, радиоактивные и взрывчатые вещества и т. п. Перестают на должном уровне работать службы, прогнозирующие опасные природные явления (метеорологические, сейсмические и др.). Падает эффективность работы спасателей, пожарных, медицинских и иных служб, что оборачивается серьезными человеческими и материальными потерями в случае стихийных бедствий.   

Для того чтобы предотвратить  подобные явления, в развитых странах  правительства перераспределяют доходы через прогрессивную налоговую  систему. За счет налоговых платежей выплачиваются дотации наименее обеспеченным слоям населения. Там  существуют программы социального  страхования и государственной  помощи бедным, что открывает перед  ними определенные жизненные перспективы. В России такие перспективы для  бедного населения отсутствуют. Нет и эффективного механизма  предупреждения стихийных бедствий, предотвращения техногенных, экологических  катастроф и ликвидации их последствий. Все это является результатом  непродуманных, проводившихся без  учета национальной специфики реформ, а также коррупции и криминализации общества, о чем вполне определенно  говорится в Концепции национальной безопасности РФ.   

Используя схему механизма  действия опасности, рассмотренную  выше, попытаемся применить ее к  российской действительности, и в  частности к анализу возможных  ЧС социального происхождения.   

Анализ статического аспекта опасностей, угрожающих нашей стране, показывает, что источниками (субъектами) социальных ЧС могут быть экстремистские партии и политические течения, террористы, преступные группировки, коррумпированные чиновники, специалисты опасных производств (АЭС, военных, химических НИИ, заводов, биологических лабораторий и т. д.), способные за денежное вознаграждение сотрудничать с террористами или уголовными элементами и др. Очень опасным субъектом сегодня для России и ее граждан является международный терроризм, который развязал открытую кампанию с целью дестабилизации ситуации в России. Учитывая социальную опасность, именно представители указанных групп риска должны находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов и силовых структур.   

Объектами преступных посягательств чрезвычайного характера могут выступать люди (руководители государства, субъектов РФ, местных органов власти, политических партий, представители силовых структур, бизнесмены, работники оборонных предприятий, рядовые граждане), а также объекты промышленности, инфраструктуры, транспорта, социального и культурного назначения и т. д. Забота об обеспечении их безопасности является важнейшей задачей силовых структур.   

Средствами, с помощью которых могут быть инспирированы ЧС социального характера, являются искусственно вызванные экономические затруднения (инфляция, безработица, невыплаты зарплаты, локауты, банкротство банков, предприятий и фирм, нехватка продовольствия и т. д.), политические акции (убийства государственных и политических деятелей, репрессии против оппозиции, представителей национальных меньшинств или религиозных конфессий, провокации против иностранных граждан и представительств, разгон мирных митингов и демонстраций и др.), военные провокации (пограничные конфликты, инциденты, нарушение границы и т. д.), террористические акции (на объектах промышленности, транспорта, инфраструктуры, социально-культурной сферы, захваты заложников и т. д.), информационная война (инициирование в СМИ разоблачений государственных, политических и общественных деятелей, распускание провокационных слухов, формирование необходимого определенным кругам общественного мнения и т. п.).   

Анализ динамического аспекта опасностей показывает, что ЧС социальной направленности, возможные в России, обусловлены, как правило, целевыми установками субъектов опасности, о которых речь шла выше. Такой целью может быть захват власти, ликвидация существующего строя, выход из-под контроля метрополии и создание суверенного национального государства, получение контроля над какой-либо сферой экономики, борьба религиозных конфессий за доминирование в обществе и т. д.   

Процесс воздействия субъектов социальных ЧС на Россию и ее регионы носит деструктивный характер, заключающийся в потере государством контроля над общественными процессами, дестабилизации общества, развале экономики, росте преступности и насилия, социально-психологическом подавлении людей. Это воздействие может быть прямым, явным, когда его деструктивность видна, и опосредованным, когда явственные признаки деструктивных процессов отсутствуют.    

Результатом воздействия ЧС социального характера на российское общество может быть утрата части территории страны в результате сепаратистских действий ее национальных субъектов, потеря экономической самостоятельности, информационного пространства, определенной части населения, районов, богатых природными ресурсами; нарушение экономических связей с отдаленными субъектами РФ, с ближним и дальним зарубежьем; упрощение структуры Федерации в связи с выходом из ее состава ряда национальных и региональных субъектов, например, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Дальнего Востока; потеря способности государства и общества к развитию, ослабление основополагающих функций (обороны, социальной поддержки населения, защиты национальных интересов на международной арене и пр.) и полное их разрушение. Хотя этот анализ носит прогностический характер, однако он вполне вероятен.   

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях