Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 00:33, доклад

Описание

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее ( мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.

Содержание

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения и сокращения

4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

5. Требования к нормативному обеспечению

6. Требования к метрологическому обеспечению

Работа состоит из  1 файл

Безопасность в чрезвычайных ситуациях.docx

— 16.14 Кб (Скачать документ)

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Мониторинг  и прогнозирование

Основные  положения

Содержание

 

1. Область применения

 

2. Нормативные ссылки

 

3. Определения и сокращения

 

4. Основные положения  по составу системы мониторинга  и прогнозирования ЧС

 

5. Требования к нормативному  обеспечению

 

6. Требования к метрологическому  обеспечению

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает  основные положения по составу системы  мониторинга состояния окружающей среды (далее ( мониторинг) и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.

 

Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение  вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

 

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения  основных понятий

 

ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных  чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

 

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

 

ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая  эталонная модель

 

3. Определения и  сокращения

 

3. 1. В настоящем стандарте применяют  следующие термины и определения:

 

3.1.1. мониторинг окружающей среды  ( по ГОСТ Р 22.1.02.

 

3.1.2. прогнозирование чрезвычайных  ситуаций; прогнозирование ЧС ( по  ГОСТ Р 22.1.02.

 

3.1.3. метрологическое обеспечение:  Установление и применение научных  и организационных основ, технических  средств, правил и норм, необходимых  для достижения единства и  требуемой точности измерений.

 

4. Основные  положения по составу системы  мониторинга и прогнозирования  ЧС

 

4.1. Система мониторинга и прогнозирования  ЧС состоит из следующих основных  элементов:

 

( организационной структуры;

 

( общей модели системы, включая  объекты мониторинга;

 

( комплекса технических средств;

 

( моделей ситуации (моделей развития  ситуаций);

 

( методов наблюдений, обработки  данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

 

( информационной системы.

 

4.1.1. Общая модель системы мониторинга  отражает возможность развития  следующих ЧС:

 

( природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются  природные процессы и явления,  установленные ГОСТ Р 22.0.03 и  ГОСТ Р 22.0.06;

 

( биолого-социальных чрезвычайных  ситуаций, установленных в ГОСТ  Р 22.0.04;

 

( техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;

 

( чрезвычайных ситуаций в результате  применения современных средств  поражения: ядерного, бактериологического,  химического оружия и других  специальных средств поражения.

 

4.1.2. Организационная структура  в общем случае включает в  себя:

 

( орган управления системы мониторинга  соответствующего уровня (по 4.2);

 

( службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения  и контроля);

 

( службу сбора и обработки  информации и выработки рекомендаций  по комплексу мероприятий, направленных  на предупреждение возникновения  ЧС или уменьшения их вредного  воздействия на окружающую среду  и человека;

 

( службу технического обеспечения  деятельности системы.

 

4.1.3. Комплекс технических средств  должен удовлетворять целям наблюдения  и контроля:

 

( обеспечивать осуществление измерения  требуемых параметров;

 

( обладать необходимой для оценки  состояния окружающей среды точностью,  достоверностью, оперативностью, уровнем  автоматизации ( в соответствии  с моделью ЧС).

 

4.1.4. Модели ЧС (модели развития  ситуаций) должны содержать:

 

( общее описание ситуаций в  зависимости от процесса его  проявления;

 

( комплекс характеристик, входных  измеряемых параметров состояния  окружающей среды, позволяющих  идентифицировать ситуацию в  целом и отдельные этапы ее  развития;

 

( критерии принятия решений.

 

Примечание ( При наличии взаимосвязанных  источников ЧС модель должна содержать  также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.

 

4.1.5. Методы наблюдения и контроля  должны содержать:

 

( описание наблюдаемых процессов,  явлений и перечень наблюдаемых  параметров;

 

( значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

 

( режим наблюдений- непрерывный  или периодический;

 

( точность измерений наблюдаемых  параметров;

 

( правила (алгоритм) обработки результатов  наблюдений и форму их представления.

 

4.1.6. Методы прогнозирования ЧС  включают:

 

( описание прогнозируемых процессов,  явлений;

 

( перечень исходных данных для  прогнозирования;

 

( правила оценки репрезентативности  исходных данных;

 

( алгоритм прогноза (включая оценку  достоверности результатов) и  требования к программному и  техническому обеспечению;

 

( перечень выходных данных.

 

4.1.7. Информационная система мониторинга  представляет собой распределенную  автоматизированную систему оперативного  обмена информацией и содержит  сеть центров коммутации и  абонентских пунктов, обеспечивающую  обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и  рассылку информации.

 

Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью  взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс  для связи с различными прикладными  задачами.

 

Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а  также свободный доступ абонентам.

 

Информационная система мониторинга  должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое  и правовое обеспечение.

 

4.2. В зависимости от масштаба  ЧС, установленного в ГОСТ Р  22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:

 

( глобальный;

 

( национальный;

 

( региональный;

 

( местный;

 

( локальный.

 

Каждый нижеследующий уровень  мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.

 

5. Требования к нормативному  обеспечению

5.1. Нормативное обеспечение мониторинга  окружающей среды и прогнозирования  ЧС включает:

( законодательные акты;

( нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные  стандарты;

( нормативные документы, положения  и правила, утверждаемые уполномоченным  органом государственного управления.

5.2. Объектами нормативного обеспечения  являются элементы системы мониторинга  и прогнозирования ЧС, установленные  в разделе 3.

5.3. В состав комплекса нормативных  документов мониторинга включают  документы, действие которых распространяется  на аналогичные объекты в других  областях деятельности, а также  специально разрабатываемые документы.  Специальные документы разрабатывают  при отсутствии нормативных документов  на аналогичные объекты или  при необходимости установить  специфические требования.

6. Требования к метрологическому  обеспечению

6.1. Метрологическое обеспечение  мониторинга и прогнозирования  ЧС осуществляется в целях  получения результатов измерений  и контроля, использование которых  исключает или сводит к допустимому  уровню риск принять неправильное  решение или получить неверный  управляющий сигнал в системах  управления.

6.2. Метрологическое обеспечение  мониторинга и прогнозирования  ЧС должно быть основано на  положениях Закона Российской  Федерации "Об обеспечении  единства измерений", законодательных  актах, стандартах и других  нормативных документах Государственной  системы обеспечения единства  измерений.

6.3. Номенклатура измеряемых величин  должна обеспечить оценку и  анализ параметров, полно и адекватно  отражающих развитие процессов  и явлений, их прогноз, и  устанавливать на основе создания  моделей ситуации (моделей развития  ситуации).

 

6.4. Требования к точности изменений  устанавливают, исходя из необходимости  исключения или снижения до  допустимого уровня риска принять  неправильное решение о развитии  ситуации и на основе значений  параметров, принятых в качестве  нормальных (фоновых), допустимых и  критических.

 

 

 

Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы  мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга  и прогнозирования, метрологическое  обеспечение мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций


Информация о работе Безопасность в чрезвычайных ситуациях