Воздействие телевизионной рекламы на детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является составление практических рекомендаций по созданию телевизионной рекламы для детей, на основе теоретического материала данной работы. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

рассмотреть психологические аспекты телевизионной рекламы;
- раскрыть, особенности восприятия телевизионной рекламы детьми дошкольного возраста;

- определить, что недопустимо в телерекламе для детей;

провести анализ телевизионного рекламного ролика, на примере рекламы «Киндер Сюрприз»;
- разработать практические рекомендации по созданию телевизионной рекламы для детей.

Содержание

Введение……………………………………………..3

Глава 1. Психологические аспекты телевизионной рекламы и ее влияние на детей дошкольного возраста……………………………………………....6

1.1. Психологические аспекты телевизионной рекламы………………………………………………6

1.2. Особенности восприятия телевизионной рекламы детьми дошкольного возраста…………..13

Глава 2. Воздействие телевизионной рекламы на детей дошкольного возраста…………………...….30

2.1. Анализ влияния телевизионной рекламы на детей дошкольного возраста на примере рекламного ролика «Киндер Сюрприз»….……….30

2.2. Практические рекомендации по созданию телевизионной рекламы для детей дошкольного возраста……………………………………….…….39

Заключение…………………………………………43

Список использованных терминов……………..…46

Список используемой литературы……………..…49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Основам рекламы.doc

— 574.00 Кб (Скачать документ)

1.2. Особенности восприятия телевизионной рекламы детьми дошкольного возраста.

     Попробуем разобраться, за что же дети любят рекламу и насколько позитивно или негативно ее воздействие. Ведь мнение самих детей спрашивают редко, а когда спрашивают, как правило, ждут от них "правильных", нужных ответов. Поэтому сложно сказать, какая реклама наносит больший ущерб детской психике.14 Тем более что малышам свойственно примерять на себя различные роли. Следовательно, реклама любого товара может быть одинаково вредна или не вредна, равно как любой контакт ребенка с внешним миром.15 Независимо от рекламы дети хотят обладать дорогими игрушками, пить колу и хрустеть чипсами. Но если расценивать рекламу как негативный фактор, то сюда же можно отнести и сказки. Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, живая вода.... Этот список можно продолжать до бесконечности, и даже самый обеспеченный родитель не сможет купить ребенку ничего подобного. А еще русские народные сказки активно пропагандируют лень! Но сказки детям продолжают читать. В рекламе речь идет о сказках и игре как о способах детского познания мира и адаптации к социальным ролям.16 Ведь для ребенка реклама - это, прежде всего, самая простая модель знакомства с обществом. Благодаря игре дети вырабатывают собственные сценарии поведения. Реклама в восприятии ребенка - синтез игры и сказки. Герои рекламных роликов просты и линейны, их желания и поступки лишены нюансов, понятны ребенку. Развитие ребенка зависит только от его особенностей, от родителей, от воспитателей. Без исключения все люди нуждаются в рекламе, а иначе как бы мы узнавали о каких-либо товарах или услугах? Другое дело, как к этому относится, насколько критично. Специалисты по рекламе побуждают к приобретению товара, используя наши потребности. Телевизионная реклама вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста, так как она отличается яркостью и динамичностью. Хорошо воспринимаются ролики с юмором, запоминающимся сюжетом, интересной музыкой или песней. Малышам очень нравятся любимые герои мультфильмов. Дети старшего дошкольного возраста любят экспериментировать, стараются попробовать новые вкусы того или иного товара. А это в какой то степени дает шанс им делать свои первые шаги самостоятельности. Дети 6 - 7 лет очень быстро адаптируются к новым условиям жизни и способны оценить рекламируемый товар по достоинству. Мальчики и девочки менее активно, чем взрослые реагируют на убеждения. Чем старше ребенок, тем более критично он начинает относиться к рекламе. Среди детей дошкольного возраста более половины любят смотреть телерекламу, потому что она яркая, красочная, живая, интересная и иногда похожа на сказку. И в этом нет ничего плохого, просто ее должно быть в меру.

     Реклама не просто рассказывает о преимуществах тех нам определенный, и прямо скажем, противоестественный, стиль жизни или иных товаров. Она формирует потребительский стереотип.17 Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ ребенка старшего дошкольного возраста или подростка, являются не слишком полезными для питания. Но детям нравится эта реклама, им хочется быть похожими на героя в рекламе, и они начинают ему подражать и, поэтому каждый ребенок дошкольного возраста будет просить у родителей тот или иной товар,  и не успокоится пока не получит свое.18  Родителям бывает трудно доказать что эта пища не полезная, даже вредная для желудка детей, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит. Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

     Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили тюка не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью. Сейчас девочки и мальчики являются косвенными покупателями, то есть делают свой выбор с помощью родителей. Но буквально через несколько лет они станут полноправными покупателями, со своими сформированными предпочтениями и вкусами. Именно поэтому производители товаров заинтересованы в том, чтобы привить любовь к своим торговым маркам с раннего детства. От рекламы напрямую будет зависеть, что будут пить подростки - соки, газированную воду, питьевые йогурты или пиво, будет ли модным жевать на улице жвачку или аппетитно хрустеть чипсами и сухариками.

     Малыш получает огромный поток  информации, с которой еще не умеет справляться его нервная система и органы чувств. От этого нарушается сон, пропадает аппетит, возможна необоснованная агрессия.19 От телевизора портится зрение, так как глаза подвергаются более сильной нагрузке, чем обычно. А детские глаза устают быстрее. Чтобы не свести вредное влияние телевизора к минимуму, от экрана до малыша должно быть не менее двух метров. Занятый рекламой, малыш пассивен. Хотя должен познавать мир через активные игры, рисование, чтение книжек и так далее. Поэтому родители обязаны ограничивать просмотр телевизора ребенком, не столько именно реклама влияет на детей, сколько телевидение в целом.

     Для малыша до года телереклама - набор ярких привлекательных картинок. Потом она немного приобретает смысл.20 Детишки используют рекламу в играх, запоминают простые рифмы. Существует множество историй, в которых дети удивляют родителей, использую в самых неожиданных ситуациях рекламные слоганы. Малыши ассоциируют рекламу со сказкой, герои рекламы превращаются в сказочных. Ведь в обоих случаях ожидается счастливый конец. Кроме того, точно так же как и сказки, реклама малышам не надоедает. Разница в том, что в отличие от рекламы, услышав сказку, малыш включает воображение. В рекламе те же люди, что и в жизни, только там все ярче и интересней. Не надо изолировать малыша от рекламы, она давно стала частью нашей жизни и от нее никуда не деться. Просто всему надо знать меру.21 Ведь малыш восприимчив к чужим эмоциям, а телевизор предоставляет море негативной информации. Увлечение рекламой делает малыша пассивным и ленивым. Не стоит развивать в нем такие качества. На пользу телевизор может пойти при выборе того, что малыш смотрит и обсуждение увиденного с родителями, обязательно с выражением мнения и отношения к тому или иному товару или в целом к увиденной рекламе. С возрастом, благодаря влиянию взрослых, дети меняют свое отношение к рекламе от равнодушия к критике.22

     Статистика показывает, что более половины активной аудитории рекламных роликов - вовсе не платежеспособные взрослые люди, а дети дошкольного возраста. По данным опросов, ребенок до 7 лет проводит у телевизора в среднем 2 часа в неделю, не делая различий между любимыми мультиками и совершенно бросовыми, с точки зрения взрослых, рекламными блоками. Кроме того, английские психологи пришли к выводу, что дети, смотрящие телевизор в одиночестве, более восприимчивы к рекламе, чем те, кто сидит перед телевизором в компании родителей. Дело в том, что в мозге взрослого человека есть своеобразные «фильтры», которые отсеивают ненужную информацию. И процесс этот происходит не только на сознательном уровне, но и бессознательном. Эти фильтры формируются у каждого в свое время, но в среднем человек начинает учиться искусству «фильтрования» лет в 6, а до этого малыш жадно впитывает любую информацию, не выбирая из нее важную и неважную - идет процесс «первоначального накопления» информационного багажа. В этом и должны помогать родители. Современная телевизионная реклама характеризуется динамичностью, интенсивность сменяемых друг друга образов очень высока. Однако взрослый, имея достаточно развитую волю и сформированное критическое мышление, при желании легко «отстраивается» от рекламных картинок на экране и запросто переключается на другую программу. Ребенок же полностью попадает под власть рекламы. В рекламных клипах визуальные образы меняются настолько быстро, что внимание ребенка просто не успевает уставать и послушно следует за ними. Поэтому, о каком бы товаре не шла речь, ролики, напрямую обращенные к детям, отличаются  быстротой,   яркостью   и   неизменной «веселостью», никогда не сообщая информации о продукте как таковом.23 Данное явление отнюдь не исчерпывается только биологическими процессами. Физиологические особенности детского восприятия всегда ложатся на процесс социализации ребенка (его адаптацию в социуме), начало которой приблизительно совпадает с началом обучения в школе и, соответственно, на большую, практически без малейшей критичности, доверчивость детей к взрослым, в первую очередь к родителям. Есть еще одна серьезная претензия, состоит она в том, что дети с рождения приучаются оценивать свою значимость, исходя не из личных качеств, а из того, чем они владеют. Ведь не имея возможности приобрести вначале дорогую игрушку, позже - супермодную одежду или дорогой автомобиль, человек вырастает с уже укоренившимся комплексом неполноценности. И здесь для родителей непочатый край работы. Играть в гордую бедность - предельно глупо, но ведь можно воспользоваться стремлением ребенка к дорогим вещам, чтобы сформировать у него желание учиться, работать и зарабатывать, то есть, как родители смогут объяснить ребенку ту или иную рекламу, как дети ее и будут воспринимать. Иными словами как родители захотят, так реклама и будет воздействовать на их детей. Родителям нужно относиться к рекламе с юмором, найти подходящий момент, чтобы подшутить над тем, как думают, действуют или говорят некоторые рекламные персонажи. Очень часто реклама преподносит примеры того, как не надо себя вести. На ошибках, глупостях и промахах других людей (в том числе телевизионных героев) учиться лучше, чем на своих собственных.

     Взрослые должны понимать, что в телевизионной  рекламе на самом деле ребенок  младшего дошкольного возраста реагирует не на белье, стиральный порошок или машину - он видит цвет, контраст, его интересует не смысл рекламы, а яркие движущиеся предметы. Другой вопрос - какая словесная информация наложится на эту картинку. Не нужно бояться рекламных слоганов - слова, которые идут с экрана, вторичны. Они механические, поэтому, даже повторяя их, маленький ребенок совершенно не вникает в их смысл, для него это просто сочетания звуков. А вот эмоциональная реакция взрослых при просмотре рекламных роликов действительно значима.24 Восприятие первично, а осознание приходит вслед за ним, и момент осознания зависит от взрослых. Поэтому, если родителей устраивает или не устраивает та или иная реклама, можно не переключать канал, а просто постоянно выражать свое отношение к рекламе, причем даже не смысловое, а эмоциональное и ребенок будет также, относится к ней. Композиция рекламного ролика, в общем, постоянна: сначала создание проблемной ситуации, вызванное отсутствием  некоторого объекта (это сопровождается тревожащим музыкальным фоном, неспокойным видеорядом), затем - кульминация, выражающаяся в решении поехать, купить, посетить и т.п. (оптимистичная музыка и видеоряд), наконец - разрешение, расслабление, удовлетворенность (покой и счастье в музыке и картинке).25 В зависимости от стадии развития сюжета ребенок может испытывать те или иные чувства, пребывать в разных состояниях. Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения ребенка дошкольного возраста.

     Дети любят и  хорошо запоминают рекламу, потому что, по сути, это синтез игры и сказки. Реклама говорит на одном языке  с ребенком. Дети мечтают о дорогих игрушках, потому что видят их в магазине и у других детей, а не потому, что посмотрели рекламу. На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает.26

     Антитабачная, антиалкогольная  и любая "антивредная" реклама, перегруженная полезными советами и рассказами о вреде продукта, детей и подростков пугает и отталкивает. Прежде всего, ребенок подражает  ближайшим взрослым или старается  вести себя так, как они. Материальное положение и социальный статус семьи, способы проводить досуг, взаимоотношения в семье - вот что оказывает воздействие на детей. Реклама же играет незначительную роль. Дети - идеальная   аудитория   для   рекламодателей.27   Они   ведь наивные и доверчивые, поэтому воспринимают все, что видят на экране телевизора, за чистую монету и моментально желают заполучить рекламируемый товар. Они самозабвенно напевают рекламные мелодии, повторяют слова и фразы и не устают сотни раз смотреть понравившийся рекламный ролик. Наивный малыш всерьез будет ждать, что из банки шоколадного напитка выпрыгнет кролик и возьмет его с собой в путешествие или из пачки чая выйдет добрый старичок и заведет с ним милую беседу. Они впитывают всю эту информацию с поразительной легкостью.

     Телереклама соблазняет ребенка не самыми полезными товарами (такими, как сладости, жвачки, газированная вода), реклама вводит родителей  в постоянные расходы, что очень  отражается на материальном благополучии семьи. Реклама взрослых товаров может вызвать ненужные вопросы, на которые многие взрослые не знают, как ответить, и ответы на которые детям пока рано знать. Рекламе появляются неправильные обороты речи, что негативно может отразиться на речевом развитии ребенка и к тому же некоторые сюжеты рекламных роликов противоречат морали, но восприятие и поведение детей зависит от психики, и воспитания каждого ребенка по отдельности. Но, с другой стороны, многие рекламные ролики учат детей правильному поведению (режим дня, личная гигиена, забота о близких). В рекламе все делается идеально - будь то уборка, прогулка, готовка или встреча гостей. Подражая героям рекламы, дети также с удовольствием берутся помогать по дому, готовы всегда мыть руки с мылом и чистить зубы два раза в день.

     Родители должны вместе с малышом реагировать на рекламу, они должны объяснять абсолютно все, свойства товара, как он может повлиять на его здоровье и то, что делать хорошо, а что плохо. Главное найти общий язык и тогда реклама не будет негативно влиять на ребенка, он будет воспринимать ее так же как его родители.

     Необходимо рассмотреть  то, что недопустимо в рекламе  для детей. В телевизионной рекламе для детей не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.28 Так же в не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.29 Недопустимо, чтобы в рекламных роликах подрывалось доверие к родителям и воспитателям у детей. Рекламодатели обязаны конструктивным образом содействовать отношениям между родителями и детьми. В телевизионной рекламе не должно присутствовать побуждение детей к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи  с любым уровнем достатка. Реклама не должна создавать у детей впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками.30 В телевизионных рекламных роликах запрещен показ детей в опасных ситуациях.

Информация о работе Воздействие телевизионной рекламы на детей дошкольного возраста