Роль манипулятивных технологий как политической коммуникации в избирательных компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:52, реферат

Описание

В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные горе-технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Понятие политического манипулирования.….……………….4
2. Технологии политического манипулирования……………….6
3. Маркетинговые избирательные технологии………………….9
Заключение………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Манипулирование.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

    Использование СМИ в целях политического  манипулирования представляет наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Идет скрытое  управление политическим сознанием и поведением «психологической толпы» с целью принудить её действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане.

    Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в её формировании и даже в создании новой реальности. Методов манипуляции сознанием, используемых в СМИ, немало. Известный политик и журналист С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие методы: использование внушения; перенос частного факта в сферу общего, в систему; использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации; метод «страшилок»; замалчивание одних и фактов и выпячивание других; создание лжесобытий, мистификация. 

    3.2 Политическая реклама как технология выборов

    Политическая  реклама в избирательной кампании строится на принципе маркетингового подхода к информации. Существуют рекламные технологии, манипулирующие сознанием человека. Прием манипулирования  общественным сознанием, используемый в политической рекламе, называется пиар («Public Relations»-связи с общественностью).

    Технологии  политической рекламы разнообразны. Так, реклама должна постоянно присутствовать во всех массовых информационных полях; она должна создавать иллюзию  осознанного выбора граждан.

    Одной из основных функций политической рекламы является ее информативная функция, поскольку одна из её задач – ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Кроме того, существует коммуникативная функция политической рекламы: она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, используя доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

    Технологии  политической рекламы сегодня строятся по законам шоу-бизнеса. Преобладает  зрелищность, известность призвана быть на руку кандидату. Создается образ  запоминающийся, яркий.

    Политическая  реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, ознакомления широких масс с идеей или принципами новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.

    Основная  задача политической рекламы заключается  в создании взаимосвязи между  запросами избирателей и предложениями  избираемых.

    Политическая  реклама как деятельность, формирующая  общественные умонастроения, с психологической  точки зрения, сводится к процессам выработки установок.

    В ряду факторов, влияющих на политический выбор, важное место занимают идеологические установки и политическая культура. Любого политического лидера избиратель, прежде всего, сопоставляет с тем  набором идеологических ценностей, который присущ ему самому.

    Применение  технологий «промывания мозгов», манипуляции  сознанием с помощью СМИ вызывает довольно острую критику. Однако при  всей справедливости критики, направленной в адрес СМИ, рекламы, они остаются мощнейшим каналом политической коммуникации, замены которому пока нет. Единственная управа на них — это осуществлять правовой контроль, рассматривать действия таких политтехнологов с точки зрения Закона о выборах, Закона о печати, Закона о рекламе, нормативно-правовых актов. Исследователи выделяют четыре типа контроля над СМИ: легальный, нормативный, структурный и экономический.  

    3.3 Некорректные избирательные технологии

    Язык  может служить как для сплочения  людей, так и для их разобщения. Это обстоятельство используется в политике самым активным образом.

    Любая избирательная кампания сопровождается конкурентным соперничеством различных  политических сил. К специфическим  методам ведения предвыборной борьбы, которые чаще всего обозначают как  «грязные» избирательные технологии, относятся следующие: выдвижение кандидатов-двойников, действия, направленные на снижение явки избирателей, распространение клеветнических сведений о соперниках, подкуп избирателей и др.

    Некорректные  технологии в избирательных кампаниях  зачастую обозначаются термином «черный PR».

    Использование некорректных технологий в российской электоральной практике стало притчей  во языцех. Прежде всего, некорректными  следует считать технологии, связанные  с нарушением закона.

    К группе некорректных технологий следует отнести не только противоправные действия, но и те, которые противоречат нормам морали. Такие действия, хотя они и соответствуют принципу «разрешено все, что не запрещено», общественное мнение трактует как недопустимые.

    С учетом обозначенных обстоятельств можно дать следующее определение данного феномена: некорректные избирательные технологии — это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.

    Однако  провести четкую грань между корректными  и некорректными технологиями весьма непросто, если вообще возможно. Поэтому  отдельные способы и приемы попадают в зону так называемых серых технологий, которые одни склонны считать  корректными, другие — некорректными.

    Некорректные  технологии следует разграничивать на манипуляции и фальсификации.

    У избирателей возникает определенный критический настрой по отношению  к методам прямого воздействия. В качестве примера рассмотрим одну из самых известных манипулятивных технологий — технологию выдвижения «подставных» кандидатов. Выдвижение таких лжекандидатов преследует различные тактические цели, кроме одной — победы на выборах.

    Существует  несколько разновидностей «подставных» кандидатов. Кандидат-двойник должен быть чем-то похож на кандидата-соперника и используется с целью отобрать у него голоса избирателей.

    Один  из подвидов двойников — однофамилец  или полный тезка конкурента. В  одних случаях выдвижение двойника-однофамильца используется с единственной целью — присутствие в избирательном бюллетене. И тогда, чем позже избиратели узнают об этом лжекандидате, тем лучше для инициаторов акции. По другому сценарию двойник-однофамилец, наоборот, активно участвует в проведении кампании. Однако кампания эта имеет негативную направленность и предполагает реализацию таких мероприятий, которые должны вызывать отрицательные эмоции у избирателей при одном только упоминании фамилии кандидата. Расчет следующий: избиратели не станут разбираться, кто настоящий, а кто — нет, и проголосуют за кого-то третьего.

    Этот  прием позволяет еще раз вернуться  к вопросу о некорректности тех  или иных технологий. 

        3.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия

        По поводу применимости манипулятивных методов существует несколько точек зрения. Одни считают, что манипулятивные методы сами по себе нейтральны, другие – что они наносят огромный вред людям и их необходимо запретить. Есть ряд приёмов, которыми нельзя пользоваться. Есть приёмы дозволительные. Существуют пограничные, сомнительные ситуации. Здесь всё зависит от нравственных качеств манипулятора. Манипулятивные приёмы следует разоблачать, выносить на обсуждение и нейтрализовывать. Ведь политика – это наша повседневная жизнь. И очень важно, особенно в наше неспокойное время, понимать всю серьёзность разыгрывающегося на наших глазах «политического спектакля» и не дать себя обмануть. Быть марионетками в руках технологов манипуляций – не только унизительно, но и противозаконно. Недаром, на страже соблюдения принципов и норм проведения выборов стоят законы о выборах, о СМИ, о рекламе, а во время избирательных кампаний работают специально созданные комиссии, которые следят за соблюдением закона. Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

    По  многим признакам манипуляция массовым сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооружённой  армии против огромных масс, не подготовленных к этой войне.

    «Грязные технологии» — это всегда нарушение закона. Поэтому в избирательном процессе важно не нарушать законодательство, а использовать его в интересах предвыборной компании, и, в конечном итоге, в интересах самого кандидата, который вряд ли желает быть выбывшим из предвыборной гонки как не соблюдший закон. Существуют и так называемые юридические технологии, которыми порой, особенно на выборах в местные органы самоуправления, пользуются территориальные избирательные комиссии. Так, если в районе сделана ставка на определенного кандидата, и все средства его продвижения работают на эту победу, в ЦИКе могут пойти на использование, в общем-то, также не «белых» технологий: затруднить регистрацию другого кандидата, снять основных соперников с выборов через суд и т.д. Однако использовать это в своей кампании может не каждый кандидат — нужны знания, наработанные и отлаженные связи.

    Таким образом, существует множество технологий, способных привести к победе в  избирательной кампании. Важно, чтобы  в выборах использовались только соответствующие нормам законодательства технологии, учитываю местные особенности кампании и своевременно адаптированные к каждой конкретной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Избирательная кампания представляет собой благодатную  почву для использования манипулятивных технологий. С одной стороны, в условиях демократии гражданина нельзя на законных основаниях принудить участвовать в выборах или голосовать за определенного кандидата, а можно лишь побудить его к этому. С другой, в широкой избирательной практике — целый арсенал грязных технологий воздействия на человеческое сознание с целью повлиять на его выбор, а значит, набрать число голосов за «своего» кандидата и, быть может, опередить политику страны на многие годы.

    Манипуляции находят наиболее широкое применение в демократическом обществе, в ходе предвыборной борьбы влияя на волеизъявление граждан и лишая его самостоятельности. Манипуляции используются не только в целях «дорваться до власти», но также как средство её реализации и сохранения. Характер политических манипуляций при осуществлении власти зависит от особенностей политической системы страны.

    Конечной  целью манипуляций с помощью  СМИ является создание и поддержка  определённой политической мифологии. Политическая мифология существует и в демократическом, и в тоталитарном государстве, являясь неотъемлемой частью политической системы. Однако «производство» мифов в демократическом и тоталитарном государстве организовано по-разному: в первом случае мифы создаются в условиях переизбытка информации и плюрализма мнений, во втором случае условием создания мифа является искусственное ограничение информационного поля. Современные манипуляторы используют множество средств, способов и приёмов манипуляции массовым поведением в политике.

    Подводя итог, следует отметить, что в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 136.
  2. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005. - С. 144
  3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2007. - С. 863.
  4. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: Вестник МГУ Серия 12, №4, 1993.
  5. Забурдаева Е.В. Технологии манипулирования общественным мнением и основы управленческой борьбы. М.: Изд-во МГИМО, 1998.
  6. Карпенка И.Г. избирательные технологии М., 2002.
  7. Малкин Е, Сучков Е Политические технологии 2006

Информация о работе Роль манипулятивных технологий как политической коммуникации в избирательных компаниях