Политические коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Описание

Политическая коммуникация сегодня это один из важнейших аспектов легитимации власти, требующая соответствующего изучения. При этом необходимо избегать крайностей технологического детерминизма, поскольку, в конечном счете, именно социальные потребности предваряют и часто определяют судьбу технико-технологических инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие политической коммуникации……………………………………
2. Сущность и структура политической коммуникации………….……….
3. Методы политической коммуникации……………………………………
4. Эффективность массовой политической коммуникации……………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………….……...……………….……..

Работа состоит из  1 файл

Контр.Политич.коммуникац..doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы коммуникации»

 

Тема «Политическая коммуникация. Сущность и внешние проявления»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила.

                                                                            Проверила:

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….

1. Понятие политической коммуникации……………………………………

2. Сущность и структура политической коммуникации………….……….

3. Методы политической коммуникации……………………………………

4. Эффективность массовой политической коммуникации……………….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………….……...……………….……..

3

4

10

18

20

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По своей объективной  природе коммуникативные технологии должны способствовать демократизации всех сторон общественной жизни. Однако существует объективно неравномерный  доступ к источникам информации, что  приводит к концентрации управления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или манипулирование им в политических целях. В связи с этим феномен коммуникации представляет очевидный интерес для политологов.

Политическая коммуникация - это передача информации, формирование мнения и поведения информируемых. Однако ключевым в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку  именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе. Соответственно, использование СМК и контроль над содержанием передаваемых ими сообщений становится в информационном обществе одним из обязательных условий для осуществления, удержания, а в необходимых случаях и завоевания власти.

Политическая коммуникация сегодня это один из важнейших  аспектов легитимации власти, требующая  соответствующего изучения. При этом необходимо избегать крайностей технологического детерминизма, поскольку, в конечном счете, именно социальные потребности предваряют и часто определяют судьбу технико-технологических инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политической коммуникации

 

Политика не существует вне человеческой деятельности, различных  способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь.

Политика — «искусство управления государством» — всеохватывающий  феномен общественной жизни, пронизывающий  все её формы и включающий в  себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства.

Коммуникация — (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) — предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения к другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

Политическая коммуникация – это, по Д. Грэберу, «составление, передача, получение и обработка  сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики», т. е. структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Одно из наиболее полных толкований политической коммуникации дано французским социологом политики Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как “процесс передачи политической информации, посредством, которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия.

Близкое понимание сущности политической коммуникации содержится и в российской научной литературе. В ней под политической коммуникацией понимается «процесс взаимодействия политических субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также средства и способы этого духовного взаимодействия».

В самом общем виде теория политической коммуникации рассматривает  следующие комплексы проблем:

1) сущность и особенности  строения и функционирования  разнообразных средств политической  информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: «отправитель – переработчик – адресат политической информации», проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ;

2) разработка и совершенствование  знаковой, символической и семиотической  систем для политико-коммуникативных  передач, способы шифровки и дешифровки политической информации, создания различных политических мифологем, символических, рекламных и пропагандистских образов и сюжетов;

3) социально-политические  последствия информационного воздействия  на поведение и деятельность субъектов политики, формирование общественного мнения, течение электоральных процессов, политическое управление обществом.

Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю  направленность сигналов от элит к  массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

Существуют три основных способа коммуникации:

- через неформальные контакты;

- общественно-политические организации (институты);

- средства массовой информации.

К ним можно отнести  и особые коммуникативные ситуации или действия:

- выборы,

- референдумы.

В политической коммуникации обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она может происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала, посредством которого передается смысл. Следовательно, к коммуникации надо отнести и символические акты – самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету.

В значительной своей  части политическая коммуникация составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как  средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» – взаимодействующие, в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы.

Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы  общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический, вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство, и распространение общественно-политических идей своего времени.

В современных исследованиях  политическая коммуникация рассматривается  как неотъемлемый элемент политической системы общества, часть общественно-политического сознаниям бытия человека. В структуру политической системы обязательно входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политически, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Массовая коммуникация (или информационно-пропагандистская деятельность) есть деятельность социального  субъекта по производству и распространению  социально-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта. Эта деятельность осуществляется при посредстве специфических социально-политических институтов – средств, органов массовой информации. Их роль сейчас рассматривается и в ином аспекте.

До тех пор пока весь поток информации был преимущественно  официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение информировали  читателей и зрителей о принятых где-то решениях и событиях и тем  самым воздействовали на аудиторию, термин средства массовой информации и пропаганды был совершенно точным. В последнее время стали уделять больше внимания механизму обратной связи – реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией. Поэтому субъект массовой информации правильнее будет тоже называть субъектом массовой коммуникации. Это логичнее также еще и потому, что массовую информацию сегодня связывают в основном со средствами, которые ее распространяют – печатью, радио, телевидением, хотя массы производили социальную информацию на протяжении всего своего исторического развития. Ведь журналистика или СМИ – это всего лишь небольшая, хотя и существенная часть массовых информационных процессов. Это элемент в системе средств массовой коммуникации (СМК), куда входят все виды массового общения – и технические, и устные.

Значительное место  в системе СМК занимает межличностное  общение – тот микро-уровень  массовой коммуникации, который оказывает  существенное воздействие на его макро-уровень – телевидение, радио, кино, лекционную пропаганду и т.д. Ведь информация официального субъекта массовой коммуникации принимается и успешно усваивается людьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержана им. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье, трудовом коллективе, неформальной группе. Именно эта оценка, позиция близких человеку людей больше всего влияет на его отношение к тем или иным официальным источникам информации.

Если у аудитории  складывается стойкое отрицательное  отношение к официальной информации, например, из-за замалчивания СМИ отдельных  фактов, проблем, то на эффективность  и действенность средств массовой информации в этом случае рассчитывать не приходится. Иными словами, межличностное общение служит фильтром для усвоения официальной информации, дает ей свою оценку и имеет решающее значение в политическом ориентировании личности.

Коммуникация в значительной степени зависит от социальных, политических и технических условий ее развития. В Системы Менеджмента Качества (СМК) обязательно входят тексты (от материально не закрепленных до материально закрепленных в символах, знаках, образах, звуках) и аудитории этих средств: от малых, сконцентрированных до численно больших, рассредоточенных.

Естественная коммуникация характеризуется прямой связью между  коммуникаторами и наличием “живого” текста, который может подвергаться изменениям в зависимости от моментальной реакции относительно небольшой  по размеру аудитории; техническая – наличием материально-закрепленного текста, отсутствием прямой связи между коммуникаторами и наличием численно больших рассредоточенных аудиторий.

Уровень развития системы  средств массовой коммуникации, особенности  их использования достаточно полно характеризуют социально-информационную базу политической культуры, ее приоритетные цели. В свою очередь доминирующая политическая культура как бы “задает” политико-коммуникативным процессам систему ценностных ориентации, правил, образцов функционирования.

Массовая коммуникация, охватывая все многообразие социальных связей – межличностных, массовых и  специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет  в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. Коммуникаторы при массовой коммуникации целенаправленно формируют массовую аудиторию, массовая коммуникация подразумевает также тесные развивающиеся взаимосвязи внутри массы, в свою очередь воздействующей на коммуникаторов.

Информация о работе Политические коммуникации