Политическая коммуникация в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ.

Работа состоит из  1 файл

Polit.komunikacia v SMI.docx

— 30.17 Кб (Скачать документ)

Политическая коммуникация в СМИ

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ.

Термин "средства массовой информации" отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Когда говорят  о СМИ, то имеют в виду особых посредников. Эти технические посредники иногда именуются "коммуникативными" средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

Политическая  коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует  политическую деятельность и придает  ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.

Исходя  из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации.

СМИ обладают различными возможностями и силой  воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные  СМИ и, прежде всего, радио и телевидение. Однако к такому пониманию роли СМИ  в обществе политическая история  пришла не сразу.

Потребности политической системы в средствах  коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности  агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства  и некоторых других факторов. Естественно, что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах  коммуникации были ограничены. Роль таких  средств выполняли главным образом  гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме  политическую информацию: королевские  указы и распоряжения, письма наместников  и т.п. Изобретение и распространение  в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся  коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию  в политике. СМИ сделали практически  возможным существование многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации  и осуществления власти, структуру  ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность  современной власти придают знания, позволяющие "достичь искомых  целей, минимально расходуя ресурсы  власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников". И  именно СМИ являются на сегодняшний  день основным инструментом достижения властью ее целей.

Учитывая, что СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации, в том  числе политической коммуникации, необходимо рассмотреть ее место и роль в  политической системе общества.

Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать  исследования пропаганды в период Первой мировой войны. Фундаментальные  работы в этой области, равно как  и сам термин “политическая коммуникация”, появились в конце 40-х – начале 50-х гг. XX в. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное  направление было вызвано демократизацией  политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и вырастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Понятие СМИ приобретает новый смысл, а именно как "важнейший источник власти". Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы. (И. Засурский)

Исходя  из своего коммуникативного потенциала СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического  целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим  все общество каналом информационного  обмена, и циркулирующей по этому  каналу информацией. Следовательно, СМИ не "локализованы" в каком-либо "месте" политической системы и являются одновременно ее средой и "внутренним" коммуникативным каналом:

1) На формальном уровне роль СМИ заключается в распространении и пропаганде общих коллективных целей и требований, которым подчиняется функционирование политической системы.

2) На содержательном уровне осуществляемая посредством СМИ политическая коммуникация обеспечивает мобилизацию ресурсов общества, принятие управленческих решений, формирование политических программ.

3) На  процессуальном уровне СМИ обеспечивают артикуляцию (расчленения, иерархия) и агрегацию (суммирования, объединения) интересов, их конверсию в целях политической социализации и политической поддержки.

Действие  СМИ заключается в систематическом  распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью  утверждения духовных ценностей  данного общества или его правящих групп, оказания идеологического,культурного  и политического воздействия  на получателей информации.

В настоящее  время наметилось две тенденции  в массовом политическом информировании. Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных  сообщений, излагаемых без четко  прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах  публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Этот метод преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Другая  тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Этот подход особенно типичен  для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. Активность таких изданий особенно проявляется  во время предвыборного агитационного  периода. Периодические издания оппозиционного характера в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию.

Таким образом, политическую коммуникацию в СМИ можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

Массовые  издания «желтой прессы» и  появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни: некоторые веб-издания отличаются своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти; другие ограничиваются светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывая серьезного опасения государственно-правительственных органов.

СМИ наиболее важный фактор в борьбе за поддержку политической системы. Потеря политической системой поддержки в обществе вынуждает ее более активно заниматься коммуникацией. Это является эффективным, очевидно, только при использовании структурных и культурных установок современной системы СМИ, которые можно описать как триумф развлекательной индустрии, с преобладающим персонализмом, негативизмом, краткосрочностью и агонией долгосрочной аналитической политической информации. Революция в электоральных СМИ, (наряду с изменениями происходящими в обществе, в сознании населения, стремящегося «отдалиться» как можно дальше от политики и сосредоточить все свои усилия на сфере частной жизни) не только выдвинула СМИ в эпицентр публичной политики, но и изменила и формат политических отношений, предельно упростив их и превратив в своего рода развлекательное шоу. Использование этих принципов создает новые проблемы в политической системе. В краткосрочном периоде это представляется результативным, но в долгосрочном периоде подобная политика еще сильнее уменьшит поддержку. Это - дилемма современной политической коммуникации, замена демократии телекратией.

ФУНКЦИИ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (Функции на медии в политическото говорене)

Функции СМИ разнообразны. В любом современном  обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих  политических функций.

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ФУНКЦИЯ. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ в политической коммуникации. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция проявляется  в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать  и упорядочивать политические сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию - процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами, овладение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления.

ФУНКЦИЯ КРИТИКИ. Эту функцию в политической коммуникации осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто не менее  эффективен и даже более строг, поскольку  они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или  иным политическим событиям и лицам.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Через СМИ не только критикуются недостатки в политике и обществе, но и выполняется конструктивная функция конституирования и интеграции политических субъектов. СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Все рассмотренные выше функции СМИ в политической коммуникации объединены мобилизационной функцией. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но через призму своего собственного видения политической реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итоги в роли политической коммуникации в СМИ можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политические новости, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий.

В качестве негативных тенденций можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками коммуникации; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.

Современная политическая коммуникация в СМИ характеризуется практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов.

В будущем  развитие политической коммуникации в  СМИ связано с грамотным проведением процесса политических выборов с использованием новых моделей информационных технологий в политическом процессе и цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали.

Информация о работе Политическая коммуникация в СМИ