Сми в политическом процесск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:45, доклад

Описание

Средства массовой информации (СМИ) - один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

Работа состоит из  1 файл

эссе сми в полит процессе.docx

— 32.05 Кб (Скачать документ)
Российский  университет дружбы народов                                                                               Факультет Гуманитарных и социальных наук                                                                          Кафедра Политических наук
Эссе  на тему:                                                     «СМИ в политическом процессе».
 
 
Москва 2010
 
 

Выполнила:

студентка группы ГПБ-34

Галеева Ольга 

Проверила:

к.п.н. Медведева  В.К.

 

 

     Средства  массовой информации (СМИ) - один из важнейших  институтов современного общества, оказывающий  влияние почти на все сферы  его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию  и т.д. Массовая культура в различных  ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного  сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через  СМИ. Эти обстоятельства приобретают  особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения  СМИ в политическую сферу. В настоящее  время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

     Цель  данной работы - исследовать проблему средств массовой информации в политике.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

     - раскрыть понятие СМИ;

     - обозначить политические функции  СМИ;

     - охарактеризовать каналы и особенности  политического влияния СМИ;

     - раскрыть сущность политического манипулирования;

     - показать пути ограничения политического  манипулирования. 

     Средства  массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты - публичность, т.е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных, технических  приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров.

     К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения  спутниковой связи, кабельного радио  и телевидения, электронных текстовых  коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

     Функции СМИ разнообразны. Они состоят в:

     -  информировании граждан; 

     -  содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;

     -  возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти; 

     -  мобилизации и формировании общественного мнения.

     Потребности политической системы в средствах  коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности  агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства  и некоторых других факторов. В  традиционных государствах прошлого потребности  в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли  главным образом гонцы, курьеры, посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и  распоряжения, письма наместников и  т.д.

     Многие  небольшие по территории государства  и города в качестве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещающие граждан города об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и религиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая лошадей, а затем и другой транспорт в целях передачи информации.

     В течение длительного периода  для широкой публики главным  источником информации служила пресса - газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на происходящие в нем события.

     Радио и телевидение значительно расширили  возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать ее через  государственные границы и на дальние расстояния без необходимости  физического присутствия. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

     Для телевидения период от его возникновения  до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что  объясняется главным образом  бурными темпами его развития и распространения. Началом "эры  телевидения" в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США.

     В 70-х - 80-х годах телевидение, которое  приобретало все больший вес  в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. В  качестве примера влияния телевидения  на характер политического поведения  и особенно голосования американских избирателей в США часто приводят телевизионные дебаты. Постепенно теледебаты как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России.

     СМИ обладают большими возможностями активного  влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений  и событий, но и на их отношение  к политике в целом. Как политическая пассивность населения, так и  его массовая активность непосредственно  связаны с позицией СМИ в этом вопросе.

     В современной трактовке понятие "манипуляция" рассматривается как воздействие  на человека (группу людей) с целью  побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам.

     Требуя  большей гибкости в политике, манипулирование  как способ социального управления имеет для его субъектов ряд  преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для  управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует  больших материальных затрат, которые  необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

     Существует  множество приемов лингвистического, языкового манипулирования. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

     Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению  к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом  монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

     Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где  часто является доминирующим методом  деятельности СМИ, но и в современных  западных демократиях, особенно в партийной  пропаганде и во время избирательных  кампаний. Сегодня ни одна президентская  или парламентская избирательная  кампания в странах Запада и многих других государствах не обходится без  использования приемов манипулирования  и рекламы, которые, тесно переплетаясь между собой, создают у зрителей весьма далекие от реальности представления  об определенном политике.

     Как показывают эмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит  о кандидате в президенты или  парламент по тому образу, который создает ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса - имиджмейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы - имиджмейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.

     За  искусно изготовленной СМИ блестящей  рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые  и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

     Возможности использования манипуляции велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

     Серьёзным препятствием на пути манипулирования  общественным сознанием является научное  знание, получаемое людьми в ходе образовательного процесса. Следует иметь в виду, что политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов  на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить многие барьеры. Так, например, провал экономической  политики правительства можно объяснять  по-разному: его некомпетентностью  или коррумпированностью, тяжёлым  наследием прошлого режима, неизбежностью  трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п.

     Заключение.

     В качестве вывода отметим некоторые  принципиально важные положения, позволяющие  представить принципы преодоления  негативных последствий деятельности СМИ.

     Существует  три главных формы современной  организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая.

     При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ находятся  в частном владении и финансируются  исключительно за счёт доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жёсткая конкуренция  за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток - прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.

     В условиях государственной организации  СМИ принадлежат государству  и прямо финансируются и контролируются им.

     Общественно-правовая организация СМИ стремится освободить их от государственной и частной  зависимости. По этой модели они финансируются  главным образом за счёт специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют  права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общественными  советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и  организаций. Эта модель организации  радио и телевидения преобладает  в ФРГ, хотя здесь существует и  частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится в частном  владении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сми в политическом процесск