Роль манипулятивных технологий как политической коммуникации в избирательных компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 17:52, реферат

Описание

В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные горе-технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Понятие политического манипулирования.….……………….4
2. Технологии политического манипулирования……………….6
3. Маркетинговые избирательные технологии………………….9
Заключение………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Манипулирование.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра политологии 

    Реферат 

    по  дисциплине: Политическая коммуникация и реклама

    на  тему: Роль манипулятивных технологий как политической коммуникации в избирательных компаниях. 
 
 

          Студент

    ИСГО, 2-й курс, ДИМ-1                                                     А.В. Болдыш 

           Проверил

    Кандидат  политических наук                                              Н.Ю.Веремеев 
 
 
 
 

МИНСК 2011 

    Содержание:

    Введение……………………………………………………………3

    1. Понятие политического манипулирования.….……………….4

    2. Технологии политического манипулирования……………….6

        3. Маркетинговые избирательные технологии………………….9

        Заключение………………………………………………………..15

        Список литературы……………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Мы  живем в такое время, когда  меняются политические системы, развиваются  демократические традиции и институты, совершенствуется избирательные технологии, но, с другой стороны, — множатся и методы манипуляции сознанием человека, всё больше становится разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и беспринципные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жестокие приемы подавления личности в сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В данной работе нас интересуют технологии манипулирования сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы прийти к победе на выборах? Можно ли с помощью «грязных технологий» и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные горе-технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие политического манипулирования.

    Политическое манипулирование (ПМ) - понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности.

        Политическое манипулирование - это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок. Мы постараемся отнестись к феномену политического манипулирования более спокойно - ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. Манипуляции бывают необходимы и полезны.

    Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый  механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений.

    Успех манипуляции гарантирован, когда  манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Под  пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием, обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов

    Цель  политического манипулирования -- получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу.

    Таким образом, в узком понимании политическое манипулирование -- это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание политическое манипулирования выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Общий смысл ПМ -- получить поддержку населения. Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Технологии политического манипулирования.

    2.1 Маркетинговые и  немаркетинговые  технологии информационного  воздействия

    В предвыборной борьбе есть свои специалисты  в области избирательных технологий. По сути, у кандидата и его команды  нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить гражданина прийти на избирательный участок и проголосовать должным образом, потому он пытается повлиять на своего избирателя. И далеко не всегда достойными средствами.

    Влияние строится, как правило, на убеждении, внушении. Избирательные технологии можно рассматривать как воплощение информационного воздействия.

    Все многообразие технологий информационного  воздействия сводится к двум типам: маркетинговым и немаркетинговым.

      Технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем. Необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции. Избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, — это всегда арена конкуренции. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта.

    Маркетинговый подход к политике в целом и  к проведению избирательных кампаний, в частности, строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок потребителей. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.

    Возникновение маркетинга, как известно, связано  со сферой экономики. Лишь потом маркетинг  переместился на политический рынок. Поэтому, несмотря на определенную специфику  двух разновидностей маркетинга —  коммерческого и политического, — принципиальной разницы между ними нет, и все те черты, которые присущи коммерческому маркетингу, свойственны и его аналогу в сфере политики.

    Политический  маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного  воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.

    Таковы  в общих чертах характерные признаки избирательных технологий, которые  следует учитывать при организации  и проведении избирательной кампании. Однако их реализация (в том или  ином объеме, с тем или иным результатом) зависит также от двух предварительных условий — профессионализма исполнителей и ресурсного обеспечения.

    2.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции

    В тоталитарных государствах пропаганда применялась как основное средство манипуляций массами.

    Классические  примеры технологий немаркетингового типа — политические пропаганда и  агитация. Между ними существует тесная взаимосвязь: и та, и другая направлены на формирование позитивного отношения  населения к тем или иным представлениям и ценностям, закрепление их в сознании граждан. Основное различие заключается в том, что агитация в большей степени ориентирована на побуждение созидательного действия. Стратегии политической пропаганды применяются для управления массами людей и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает ориентирование на определённые стереотипы, и преодолеть критический настрой аудитории можно посредством смены стереотипов. Пример управления умами можно считать коммунистическую пропаганду. Одним из самых мощных орудий пропаганды в коммунистической России сегодня считается отрицательная форма цензуры, которая не допускала свободного массового доступа к информации относительно происходящего за «железным занавесом».

    Следует различать позитивную и негативную пропаганду, где первая осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограничивается кругом заинтересованных лиц, и не преследует манипулятивных целей; а вторая создаёт своего рода реальность, пользуясь внушаемостью масс, чтобы ими манипулировать в интересах узкой группы лиц.

    Пропаганда  как одно из средств политической манипуляции — особенность диктаторских режимов.

    Демократические режимы также имеют в наличии  множество примеров и возможностей манипулирования. И способны применять  манипуляции для управления массовым сознанием и поведением.

    2.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях

    Избирательные технологии в силу специфики избирательной  кампании следует отнести к технологиям  маркетингового типа. Это, однако, не означает, что осуществляемое с их помощью информационное воздействие полностью лишено пропагандистского или агитационного оттенка.

    Масштабная  избирательная кампания кандидата  или политической партии сопряжена  с пропагандистско-агитационным воздействием.

    В настоящее время организация  и проведение избирательных кампаний являются сферой деятельности профессионалов — людей, специализирующихся в области избирательных технологий и обладающих соответствующими знаниями, умениями, навыками. Их называют политическими технологами, политическими консультантами, электоральными менеджерами. Привлечение к организации и проведению избирательной кампании профессионалов — важнейшее условие для достижения ее эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3. Маркетинговые избирательные технологии

        3.1 Манипулятивная деятельность СМИ

    Манипуляции общественным мнением наиболее распространены в нестабильной политической системе (примером могут служить манипулятивные технологии во время избирательной  кампании на Украине более распространены в ход шли откровенные подтасовки голосов на избирательных участках, шантаж, грязный пиар и т.д.).

    Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространённых и внешне безобидных манипуляционных приёмов, называемый «спираль умолчания», который часто используют СМИ, состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль умолчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Манипулятивная деятельность СМИ делает выбор граждан в формальным актом, заранее запрограммированным специалистами по формированию массового сознания.

    Основным  материалом, с помощью которого СМИ  осуществляют свои манипуляции, является информация. А информацию можно, по мнению политологов:

    – сфабриковать, выдавая её за подлинную;

    – исказить путём неполной, односторонней  её подачи;

    – отредактировать, добавив различные  домыслы;

    – интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

    – утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;

    – проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей  позицией;

    – сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

    – приписать кому-либо заявлений, которых  он никогда не делал;

    – опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

    – неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста  приобретает другой, подчас противоположный  смысл. 

    Манипуляции сознанием избирателей с развитием  СМИ сегодня превратились в «индустрию», т.е. поставлены на серьёзную технологическую, научную и финансовую базу. Избиратели зачастую становятся объектом целенаправленного воздействия с целью достижения определённых целей той или иной группой влияния. Особая роль в этом процессе принадлежит телевидению. К примеру, в телепередаче, для того чтобы показать неугодного кому-то политика в невыгодном для него свете, а значить, вызвать отталкивающее чувство, используют непривлекательные ракурсы или делают специальный монтаж заснятых кадров. Для скрытого внушения массам определённых политических идей на ТВ нередко организуют шумные развлекательные шоу и т.д. Многие события общественной жизни комментируются через призму предстоящих выборов, с точки зрения их возможного влияния на настроение избирателей. Такой ажиотаж вокруг выборов является питательной средой для различного рода манипуляций. Важным инструментом предвыборной борьбы считаются опросы общественного мнения и рейтинги политиков.

Информация о работе Роль манипулятивных технологий как политической коммуникации в избирательных компаниях