Психологические способы воздействия в рекламе товаров и услуг для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

целью исследования является изучение психологических способов воздействий в рекламе товаров и услуг для детей.
Задачи исследования:
Изучить литературу о психологии рекламы детей.
Рассмотреть и ознакомиться со структурой и манипуляцией рекламы.
Ознакомиться с законами о рекламе для детей в России и в странах Европы и СНГ.
На примере рекламных видеороликов товаров для детей проанализировать, способы воздействия и манипуляции на детское сознание.

Содержание

Введение 3
Глава I. Дети и реклама: зарубежный взгляд на проблему 5
1.1. Европейский взгляд на рекламу для детей 5
1.2. Обучение критическому отношению к рекламе 6
1.3. Эффект воздействия рекламы 7
1.4.Особенности рекламы в различных странах 9
1.5. Особенности российского рынка рекламы 12
1.6. Специалисты выделяют 14
Глава II. Способы воздействия на детскую аудиторию в рамках современного маркетинга 19
2.1. «Три в одном» 19
2.2. Атака с детства 20
2.3. Интересы и потребности детей 23
2.4. Мир через «розовые» очки 25
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение: 30

Работа состоит из  1 файл

!курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

     Многократно повторяясь, независимо от желания человека, действуя на взрослых, и в особенности, на беззащитную психику ребенка, и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

     Среди методов психологического воздействия  рекламы на детей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическая заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребенком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность детей ввиду несформированной целостности личности).

     Данная  таблица имеет определенное отношение  к закону о рекламе. Здесь приведены  страны СНГ, Европы и Запада. Во второй колонке категории и использования образов детей в рекламе. Из второй колонки вытекает третье. Здесь мы видим где, в какой стране что разрешено, какие категории рекламы и использования образов детей в рекламе разрешено, а в каких запрещено.

Таблица 8. Ограничения по рекламе для детей

Страна Ракурсы использования  образов детей в рекламе Разрешено/запрещено
Австрия Прямое обращение запрещено
Бельгия Во всех СМИ Запрещено законом
Франция Предварительный показ властям Обязателен
Германия По желанию  ТВ и радио Разрешено
Италия Показывать  детей за едой Запрещено
Голландия Некоторые ограничения В рамках закона
Швеция Показывать  детей в опасных ситуациях Запрещено
Англия Согласно правилам по защите детей Запрещено по защите прав детей
Россия Показывать  детей в опасных ситуациях, запрещено  формировать чувство неполноценности комплексов Запрещено
Казахстан Реклама детских  товаров Внутри детских  передач запрещено

     Как видно из таблицы, только Бельгия полностью ограничила рекламу, направленную на подрастающее поколение. Остальные страны обошлись частичными ограничениями: в Австрии запрещено прямое обращение к детям, в Италии – запрещено показывать детей за едой, в России запрещено показывать детей в опасных ситуациях и формировать чувство неполноценности, комплексов. В Казахстане же, напротив, реклама детских товаров внутри детских передач полностью запрещена.[1]

     Вывод: В данном параграфе мы изучили психологическое воздействие телерекламы на детей. Например, Зазыкин В.Г. выделяет 4 группы психологического приема в рекламе, это такие как когнитивный, (получение новой информации за счет ощущения, внимания, памяти), следующий вид приема аффективный, он заключается в формировании эмоционального отношения, побуждающие на эмоции и переживания. Третий вид приема регулятивный, то, что побуждает к действию аудитории (покупателя). И последний метод проявляется в копирование и доверие потребителя рекламы в контекст рекламирования.

     Е.Я. Малышев делает акцент на этической  стороне рекламы. Реклама дорогостоящих  продуктов при низкой покупательной  способности основного потребителя, внушение мыслей о необходимости их приобретения, внедрение в общественное сознание недостижимого образа жизни приводят к негативным эмоциональным реакциям человека. По мнению Е.Я. Малышева, это способствует возникновению негативных эмоциональных реакций, вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения телезрителя, а нередко создает условия для слабого сопротивления человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой российского населения

 

Глава II. Способы воздействия на детскую аудиторию в рамках современного маркетинга

В этом параграфе мы ознакомимся со статьей  Анны Коцарь, о новом маркетинге, о том, как покупки влияют на карманные  деньги и на решения родителями на проблемы (карманные расходы). А также о покупательской способности россиян.

2.1. «Три в одном»

     Источник: "Новый маркетинг" Анна Коцарь

     Маркетологи часто называют детей потребителями  «три в одном»: они делают покупки  на свои карманные деньги, влияют на решения родителей и формируют свои собственные привычки и предпочтения, которые в будущем чаще всего превращаются в лояльность к определенным брендам. Вот только подобраться к ребенку-потребителю не всегда легко. Тем более что его восприятие и поведение совсем не такие, как у взрослого. Но рынок детских товаров очень перспективен, и маркетологи изо всех сил стараются найти эффективные способы влияния на детские умы.[Анна Коцарь 5 30.09.2008]

     Покупательная способность россиян растет, а  рынок детских товаров и услуг развивается быстрыми темпами. По данным исследования «РосБизнесКонсалтинг», средние расходы на покупку детских товаров в семье с одним ребенком составляют 3930 руб. в месяц по Москве и около 3 тыс. руб. в региональных центрах. Объем этого рынка ежегодно увеличивается на 20–25%. А его насыщение произойдет в 2012 году, если исходить из прогноза потенциальной емкости рынка, которая оценивается в $20–22 млрд.

     Современные дети взрослеют гораздо раньше, чем  их предшественники, учатся, общаются, обмениваются большим объемом информации.

     Тенденция ясна, как и желание коммерческих структур привлечь детей в ряды своих  потребителей. Но для одних компаний дети – существа, которые тратят деньги на сиюминутные радости в  виде сладостей и снеков, а для других – будущие потребители дорогих товаров и услуг. «Поэтому, разрабатывая стратегию продвижения продукта, производители детских товаров должны учитывать не только законы маркетинговых коммуникаций, но и особенности психического, а также социального развития своей аудитории.

Вывод: В этом параграфе мы ознакомились с новым видом маркетинга и попытались изучить статью Анны Коцарь. Как мы выяснили, она рассматривает потребительскую способность россиян. А также, в форме таблицы, представила статистику за 2007 год, второго полугодия, о «карманных расходах (за неделю)».

2.2. Атака с детства

       В этом параграфе мы попытаемся изучить тонкую психологию влияния рекламы на детей и воздействие этих методов на практике (в жизни). А также изучим экономическую таблицу о карманных расходах за неделю.

     С самого раннего детства ребенок  испытывает на себе влияние рекламы. Оградить его от этого невозможно, да и стоит ли? Познание мира, любопытство, подражание взрослым – атрибуты становления  человека. И маркетологи изо всех сил пытаются ускорить этот процесс.

     «Разрабатывая маркетинговые коммуникации, помните  об одной особенности детского маркетинга: в этой сфере кампания может быть нацелена исключительно на родителей, на детей и родителей, а также  только на детей, – говорит Олеся Гладышева. – Чем младше ребенок, являющийся потребителем бренда, тем больше нацеленность рекламы на взрослого. Чем старше дети, тем сильнее рекламный посыл, обращенный к ним самим. Но и в том, и в другом случае необходимо знать закономерности психического и социального развития детей, чтобы рекламный посыл (адресованный как ребенку, так и его родителям), был эффективным». Так, на сайте «Институт проблем предпринимательства » в статье Анны Коцарь «Современный маркетинг» сформулированы закономерности психического и социального положения, которые отражены в таблице: TNS – Marketing - Index Россия – 2007/2 полугодие. В которой подразделены три категории возраста (от 6-9, 10-12 и 12-15 лет). И в каждой из подкатегорий указаны суммы, расходующие за неделю. А под ними потребности потенциальной аудитории, просчитанные по процентам.

     Согласно  таблице, мы видим, что большей потенциальной потребительской аудиторией являются дети в возрасте от 10-12 и 13-15 лет.

       Во второй колонке, дети возрасте  от 10-12  за неделю расходуют 81 рублей. В последней колонке, дети в возрасте 13-15 за неделю расходуют в несколько раз больше, 115 рублей. Что касается первой колонки, дети в возрасте от 6-9 лет, за неделю тратят 54 рублей. Исходя из всего этого, в 2008 году внесли  экономические изменения в Закон о рекламе. Ограничили возможности производителей детских товаров, связанные с продвижением продуктов. Однако осталось немало вопросов, вызывающих споры среди общественных организаций. Так, Марина Чернова, руководитель программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), подчеркивает: «По данным КонфОП, в России активизировался маркетинг товаров, первоначально не предназначенных для детей, а именно продуктов питания с повышенным содержанием соли, сахара и жиров. Но реклама должна быть в первую очередь достоверной и не вредить ребенку. Поэтому в долгосрочных планах КонфОП – внесение поправок в законодательство, связанных с запретом на рекламу нездоровой еды среди детской аудитории. Поправки будут включать в себя запрет на: рекламу всех продуктов детского питания для детей в возрасте до шести месяцев; рекламу по телевидению и радио с шести утра до 21 часа всех продуктов питания с повышенным содержанием сахара, соли и жиров; продвижение нездоровых продуктов питания в школах; использование мультипликационных персонажей в рекламе детских продуктов питания с повышенным содержанием сахара, соли и жиров».

     Чтобы достучатся до малыша, нужно пройти не один контрольно-пропускной пункт  в лице родителей, бабушек и дедушек, а также выдержать их критику и учесть укоренившиеся взгляды на тот или иной продукт. Однако в последнее время появилось множество каналов коммуникации, прибегнув к которым, можно выйти на прямую связь с ребенком. О них вы прочтете ниже. Но, какой бы канал коммуникации вы ни выбрали, помните об этичности и социальной ответственности, чтобы не перегнуть палку.

     Вывод: В этом параграфе мы ознакомились со статьей Анны Коцарь, о новом маркетинге, о том, как покупки влияют на карманные деньги и на решения родителями на проблемы (карманные расходы). А также о покупательской способности россиян. И как выяснили, что Маркетологи делают больше акцент на аудиторию, которая младше. Они в юном возрасте наиболее активны и больше всего «капают на нервы» родителям купить тот или иной продукт, прорекламированный по телевизору. Новые бренды создаются на основе интересах и потребностях детей. А также мы изучили таблицу о карманных расходах за неделю, и выяснили, что большей потенциальной аудиторией являются дети в возрасте от 10-12 и 13-15 лет, расходующие от 81-115 рублей.

2.3. Интересы и потребности детей

В этом параграфе мы ознакомимся не просто с интересами и потребностями детей, а также выявим необычные фрагменты из жизни, на которые не обращали особого внимания.

     Дети  любят копировать и подражать. Поэтому  одно из главных требований к героям рекламных роликов, нацеленных на детскую  аудиторию, – антропоморфность. Герой  должен быть уподоблен человеку, то есть как минимум иметь руки и  ноги. В этом случае он будет формировать у ребенка эмоциональную привязанность. То же самое касается возраста героя. Желательно, чтобы он был взрослым, поскольку детям нравится чувствовать себя взрослыми, иногда чтобы проявлять заботу о других маленьких существах. К примеру, кукла Barbie позволяет любой девочке почувствовать себя мамой. В любом случае создание своего персонажа для детского бренда – это лучше, чем создание яркого логотипа или использование образа селебритис.

     Еще в 2002 году компания BrandChild провела исследование, в ходе которого менее половины американских детей 9–13 лет выбрали известные имена и логотипы для своих футболок (среди музыкальных кумиров, спортивных команд, персонажей компьютерных игр), в то время как большинство респондентов предпочли собирательные символы (драконов, динозавров, ангелов и различные слоганы). С ними дети ассоциируют свое внутреннее «Я».

     Дети  любят коллекционировать. Многие компании делают деньги на том, что создают  значительное количество героев и убеждают детей собрать всю коллекцию. Pokémon и тайская Beanie Babies – компании, особенно хорошо освоившие эту технику. Фирмы, выпускающие игрушки, персонифицируют животных и кукол, дают им имена и подкрепляют их жизнь историей, что позволяет детям общаться со своими «друзьями» так, как будто они живые.

     Очень внимательны ребятишки и к  ярким предметам. Дети не признают серости. Если сделать молоко красным, хлеб розовым, а йогурт фиолетовым, это наверняка  заинтересует ребенка. Так Heinz заинтересовала детскую аудиторию, предложив рисовать цветным кетчупом на хлебе.

     Однако  не следует забывать о том, что  ребенок – это всего лишь ребенок. Cadbury Adams делает ставку на то, что быть ребенком – это «круто». В рекламном  постере жевательной резинки  компания использовала Джеймса ЛеБорна, игрока национальной сборной США  по баскетболу. Джеймс надувает большую «бульку» на баскетбольном поле и думает: «Хорошо быть королем». Потом «булька» лопается и говорит: «А ребенком быть лучше!» По мнению представителей Cadbury, Adams ЛеБорн – образ «взрослого ребенка» – задел интересы и детей, которые хотят быть вовлеченными в мир взрослых, и взрослых, которым нравится быть беззаботными, как дети.  [Анна Коцарь 4 30.09.2008]

Информация о работе Психологические способы воздействия в рекламе товаров и услуг для детей