Проблемы информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;
2) исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;
3) анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;
4) изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса
5)исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;
6) анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Становление теории информационного общества................................6
1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)..................6
1.2 Постиндустриальное информационное общество (Д.Бэлл)..............11
1.3 Третья цивилизационная волна (Э.Тоффлер).....................................14
1.4 Информационное общество (М.Кастельс)..........................................17
Глава 2. Актуальные проблемы информационного общества..........................22
2.1 Неравенство стран и регионов.............................................................22
2.2 Создание информации и ее правовое регулирование........................25
2.3 Электронная торговля и сопутствующие проблемы.........................28
2.4 Перспективы развития информационнного общества......................31
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Это становится постоянно присутствующим фоном, тканью нашей жизни. Так, по мнению М. Кастельса, зарождается новая культура, «культура реальной виртуальности». Реальная виртуальность — это система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся опытом. Наряду с телевидением развитие электронных компьютерных сетей (Minitel, Internet) становится тем фактором, который можно считать формообразующим для культуры виртуальной реальности. М. Кастельс исследует этапы становления Интернета, т.е. его превращения из локальной компьютерной сети военного назначения в новую глобальную реальность информационной эпохи. Он полагает, что компьютерная коммуникация не есть всеобщее средство коммуникации и не будет таковым в обозримом будущем . Новые электронные средства не отделяются от традиционных культур они их абсорбируют. Члены данных сообществ могут быть разъединены в физическом пространстве, однако в пространстве виртуальном они могут быть также традиционны, как общины небольших городов.

М. Кастельс использует теорию сетей  для анализа изменений, происходящих в городской среде информационного общества. Сетевые структуры воспроизводятся как на внутригородском уровне, так и на уровне отношений между глобальными городами. В глобальных городах появляются информационно-властные узлы, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансовых ресурсов и становятся точками принятия управленческих решений. Он рассматривает мегаполисы в качестве масштабных центров глобального динамизма, культурной и политической инновации и связующих пунктов всех видов глобальных сетей.

Таким образом, М. Кастельс дает рельефное описание процессов, происходящих в структуре городов в период перехода к информациональной эпохе.

Изучение пространственных трансформаций  не ограничивает анализом городской  среды, опирающимся на богатый эмпирический материал — читателю предлагается социальная теория пространства и теория пространства потоков. Под потоками М. Кастельс понимает целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества.21

Таким образом, пространство потоков есть материальная организация социальных практик в разделенном времени, работающем через потоки. Пространство потоков видится автору в виде трех слоев материальной поддержки: первый слой состоит из цепи электронных импульсов; второй слой состоит из узлов и коммуникационных центров; третий слой относится к пространственной организации доминирующих менеджерских элит, осуществляющих управленческие функции.

Глава 2. Актуальные проблемы информационного общества

2.1. Неравенство  стран и регионов

«Информационное неравенство» может рассматриваться как социальная проблема, нуждающаяся в решении  через расширение возможностей доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям (например, создание «центров общественного доступа»), т. е. через включение такого доступа в набор социальных благ, услуг, которые государство обязано предоставить гражданам.

В самом общем представлении термин «цифровое неравенство» описывает ситуацию, которая возникает, когда в обществе существуют социальные группы, которые имеют доступ к современным цифровым технологиям коммуникации (прежде всего, к Интернету), и теми, кто не имеет. Данное определение, связанное с наличием или отсутствием доступа к технологиям, может быть применено как к обществу одной страны (внутреннее цифровое неравенство), так и к нескольким странам или регионам (международное цифровое неравенство).22

В наше время информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов для любого государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из важнейших факторов социально-экономического развития. Постоянно усиливающаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о появлении объективных предпосылок для движения к так называемому «глобальному информационному обществу». 23

Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые  решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими в скором будущем, эта революция несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и др. 

Одной из самых существенных проблем в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.24 По данным исследовательской компании com Score Networks в 2006 число пользователей Сети по всему миру составило 747 млн. человек. Самой обширной аудиторией интернет-пользователей располагают США — 153,4 млн. человек, то есть практически каждый второй американец регулярно выходит в Сеть. На второе место Китай — в Поднебесной на сегодня 86,8 млн. пользователей Интернета. Россия пока занимает 13-е место по количеству подключенных к Сети — 12,7 млн. человек. Однако на Африку с 800 миллионным населением приходится всего лишь 1% от общего числа ее пользователей в мире, причем 90% из них проживают в ЮАР.25 

Подобное положение  дел вызывает серьезные опасения, поскольку при таком неравномерном  развитии Сети за бортом международной  коммуникационной системы останется  значительная часть мирового сообщества, не имеющая доступа к коммуникационным и компьютерным технологиям. Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. 

Для решения этой проблемы в России в рамках государственной  программы планируется привлечение  ресурсов, направляемых из местного бюджета на развитие библиотечной сети. Использование библиотечной сети - наиболее перспективный путь обеспечения массового доступа населения страны к информационному богатству страны и мирового сообщества. Еще одним резервом облегчения доступа к сети для граждан России планируется развитие служб поиска, отбора и поставки информации из сети по требованию пользователя на русском языке, улучшение справочно-информационного обслуживания и навигации в сети. 

При формировании тарифной сетки для оплаты услуг телефонных сетей планируется учесть необходимость предоставления доступа к Интернет для всех категорий населения - независимо от социального положения, места жительства, возраста и т.п. Учащиеся и социально незащищенные слои населения должны получить возможность работы в сети в минимальном гарантированном объёме по приемлемым ценам.26

Таким образом, проблема информационного неравенства чрезвычайно сложна из-за множества особенностей и причин и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному развитию российского общества. Поэтому главной задачей государственной политики должно стать объединение интересов и возможностей всех заинтересованных сторон - представителей исполнительной и законодательной власти, ученых, общественных деятелей - в целях создания развитого цивилизованного информационного общества, общества людей с равными возможностями.

2.2. Содержание  информации и ее правовое регулирование

Не стоит забывать о других негативных составляющих развития Интернета, прежде всего о таких  действиях в Сети, как распространение непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям общества. Сеть может служить средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. 

Информация в таких  условиях утрачивает «устойчивость». Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать  существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.27

В современных масс-медиа  все большее место занимают картинки и иллюстрации, и постепенно главным  источником удовлетворения потребности в информации и эстетических ценностях становится голубой экран. Культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Возникает проблема обучения: книга учит думать, а экран манипулировать. 

Современные средства масс-медиа вовсе не стимулируют обсуждения теоретических проблем. Конечно, дискуссии свободной общественности организуются на телевидении, однако все они имеют характер "шоу" и не озабочены серьезным анализом проблем, а тем более выявлением предпосылок их возникновения. Собственно, одна из важных задач средств массовой информации и состоит в обсуждении политических, экономических, культурных проблем с позиций общественности, которая объединяется общими традициями и задачами выживания. Однако в современном мире, где политика и жизнь, хозяйство и общество оказались самостоятельными, часто в управлении преобладают интересы тех или иных ведомств, финансовых групп и промышленных монополий. Это приводит к тому, что ресурсы масс-медиа используются не в интересах процветания всего общества. При этом с философской точки зрения проблема не сводится к продажности. Как раз приватизация и даже коммерциализация средств информации дают большую степень свободы по сравнению с государственной монополией.

В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества.28

С целью определения  направлений такого регулирования  в ряде стран были проведены специальные  исследования, созданы правительственные  и общественные объединения, разрабатываются кодексы «инфоэтики» в Интернете и проекты законов.29 

Решение данной проблемы возможно через усиление политик  учетности. Одним из новых направлений  усиления политик учетности людей  является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных  самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в  информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

В рамках государственной  программы России планируется стимулировать  информированность населения по проблемам информационной безопасности, поддерживать усилия международных  организаций в области обеспечения информационной безопасности и проекты, направленные на создание условий для распространения общедоступных услуг. Особое внимание направлено на охрану национальных информационных ресурсов, имеющих важное культурное, историческое, научное значение. Планируется принять решения о статусе этих ресурсов, обеспечить правовые условиях их использования. Развитие сектора поставки информации в сеть и ее содержательное наполнение напрямую связано с уровнем охраны интеллектуальной собственности в стране, и прежде всего с охраной авторских и смежных прав, с защитой инвестиций в базы данных. 30

Таким образом, крайне важно разработать и реализовать на государственном уровне программу охраны интеллектуальной и имущественной собственности на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, чтобы снизить уровень пиратства в области информационных продуктов и услуг.

2.3. Электронная  торговля и сопутствующие проблемы

Немаловажной проблемой  является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции заключается в следующем: со стороны государства важно обеспечить рыночный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору.31

Информация о работе Проблемы информационного общества