Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:38, реферат

Описание

Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение.

1.1.понятие «предвыборная агитация».

1.2.понятие «реклама».

1.3.соотношение понятий «предвыборная агитация» и «реклама».

Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.

Глава 3. Законодательство о порядке осуществления предвыборной рекламы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

конс.право.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

       Термин “предвыборная агитация” прочно занял свое место в обновленном в российском избирательном законодательстве. Правила и условия ее проведения детальнейшим образом описывает принятый в июне Закон “О выборах депутатов Государственной Думы…” В частности, ст. 53 этого Закона устанавливает, что “предвыборная агитация начинается со дня регистрации… федерального списка кандидатов”. Если удастся доказать, что ролики ЛДПР – это именно “предвыборная агитация”, за ЛДПР будет числиться серьезное нарушение Закона “О выборах депутатов Государственной Думы…”Лидер ЛДПР попытался доказать, что телевизионные ролики, посвященные партии, не имеет ничего общего с выборами: “учитывая международную практику, они не являются предвыборными. Если ролик предвыборный, я – лидер партии – обращаюсь: “Голосуйте за ЛДПР!”. Этого я не имею права делать. Но если там ролик: жарко, я с детьми купаюсь в бассейне, причем здесь выборы в ГосДуму? Там ролики, связанные с информацией о партии, о ее программе. Там нет призывов голосовать».

     Данная  точки зрения позиция лидера ЛДПР заслуживает пристального внимания. Ведь под “предвыборной агитацией” закон понимает “деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него”.

     Соотношение между политической рекламой и предвыборной агитацией  состоит в том, что каждая  из них раскрывает ту или иную сторону предвыборной кампании, фиксируя внимание на одном из проявлений ее сущности, а в своей совокупности они дают развернутое представление об этом сложном и объемном процессе.

      Если феномен "агитации за" чреват расцветом саморекламы, то феномен "агитации против" объективно несет в себе опасность распространения не соответствующих действительности или даже заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов. Вот почему Закон запрещает "уполномоченным" СМИ обнародовать порочащую кандидатов информацию, если они не смогут предоставить этим кандидатам возможность опровергнуть или прокомментировать данную информацию до окончания срока предвыборной агитации.

      Исследования7 показывают, что негативная реклама хорошо запоминается, даже если она не особенно нравится зрителям. Негативная эмоциональная реклама запоминается лучше, чем позитивная эмоциональная реклама, возможно благодаря использованию в ней автоматической, а не контролируемой обработки информации. Менее ясно, влияет ли негативная реклама на поведение избирателей. Может ли иметь значение источник негативных посланий, будет ли это отдельная проблема или личность кандидата, на каком этапе кампании она используется и какая реакция следует на негативное заявление? Негативные рекламные клипы в действительности воздействуют на имидж кандидата в выбранном в рекламе направлении, а это, в свою очередь, влияет на поведение избирателей.

      Во  многом политическая реклама очень  похожа на коммерческую, хотя есть и  некоторые различия. Независимо от вида, реклама пытается воздействовать на реальность, воспринимаемую потребителем( создаётся новый имидж продукта, кандидата или компании). Такое воздействие направлено на установки читателя и зрителя. Так или иначе, реклама, в том числе и политическая, пытается объединить представление о продукте с нашими глубинными и самыми основными потребностями.

     Несмотря на представление о том, что важнейшая цель политической рекламы – изменить установки избирателей, относительно мало политических рекламных клипов в действительности влияют на чьё-либо сознание так, что люди меняют свой выбор. Политическая реклама помогает кристаллизовать существующие установки и уточнить их.

      В том же духе, политическая реклама  может подкрепить существующие установки  для того, чтобы держать не очень  уверенного избирателя «в кругу» сторонников. Такая установка подкрепляется  скорее всего для того, чтобы она  сработала в день выборов, и в  качестве отпора попыткам противоположного кандидата изменить сложившееся положение. Политические стратеги всегда беспокоятся о слишком «мягкой» поддержке избирателей, которые склоняются к их кандидату, но не очень преданы ему. Многие рекламные клипы предназначены именно для таких людей.

      Реакция на политическую рекламу может зависеть от связи, которую избиратель ощущает  с кандидатом. Такая связь установок может основываться на объективном убеждении («мне нравится его экономическая программа») или субъективном эмоциональном критерии («я думаю, что он хороший»). Иногда эти два критерия могут противоречить друг другу, как в случае, когда есть объективная связь – соглашение с позицией кандидата по всем пунктам программы, но страстное неприятие на эмоциональном уровне. Ориентированная на имидж реклама может воздействовать иначе, чем ориентированная на программу.

     Совершенно  очевидно, что правовое регулирование предвыборной агитации и рекламы настоятельно требует совершенствования. Необходимо выработать критерий для выделения субъектов предвыборной агитации, а также более четко определить состав лиц, которым предвыборная агитация запрещена.

     По  всей видимости, сложившаяся широкая судебная практика по делам, связанным с выборами в органы власти всех уровней, должна в итоге привести к принятию соответствующего постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточным фактическим материалом для издания акта, обобщающего практику применения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в его понимании и применении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.

     Правовое регулирование предвыборной агитации  и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения. В силу вышеназванных обстоятельств оно осуществлено в «общем плане», противоречиво и непоследовательно.

     Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения.

      Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Именно поэтому важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России и наметить меры воздействия на их развитие. Для этого надо определить основные направления совершенствования регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, раскрыть роль и место в этом процессе политических сил, избирательных комиссий, других субъектов избирательного процесса.

      Характеризуя правовое регулирование предвыборной агитации, необходимо отметить, что длительное время, в период существования СССР,  ей уделялось недостаточно внимания в силу отсутствия политического  и идеологического  многообразия, а также необходимых условий для осуществления народовластия в ходе свободных и демократических выборов. Важнейшей особенностью этого периода было то, что в нормативных правовых актах, принимаемых партийно-государственными органами, в исследованиях, научных публикациях, учебных пособиях предвыборная агитация рассматривалась как составная часть политической агитации или политико-просветительной работы с позиций единой марксистско-ленинской идеологии, руководящей роли КПСС и партийно-государственной системы власти, что вытекало из конституционного закрепления монопольного права В конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации и проведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработки собственного их правового регулирования.

     Право на предвыборную агитацию следует понимать в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле - это конституционый институт избирательного права, представляющий собой комплекс юридических норм, регулирующих возникающие между участниками избирательного процесса отношения информационного характера и служащих цели избрания депутатов, выборных должностных лиц в рамках представительной (выборной) системы демократии.Под правом на предвыборную агитацию в субъективном смысле следует понимать меру юридических возможностей участвовать в свободном обмене предвыборной политической информацией, что предполагает не только возможность беспрепятственно выражать политические взгляды и мнения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них.

     Право на предвыборную агитацию имеет конституционную природу. Это определяется нормативным конституционно-правовым содержанием данного права, которое основывается на внутрисистемных связях данного права с конституционными институтами свободных выборов (ст. 3), права граждан РФ участвовать в управлении делами государства (ст. 32), политического и идеологического плюрализма (ст. 13), свободы массовой информации (ч. 5 ст. 29), свободы мысли и слова (ч. 1 ст. 29) и др. 3. 3.1.

     На основе анализа федеральных законов о выборах и средствах массовой информации, законов субъектов Российской Федерации о выборах, судебных решений и документов ЦИК РФ сформулированы особенности правового статуса общих и специальных субъектов агитационной деятельности, охарактеризован установленный законодательством объем их прав, обязанностей и ответственности.

     Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной.

     Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации впервые дало определение видов предвыборной агитации, в том числе и определение политической рекламы. Так что же следует понимать под скрытой политической рекламой? Это сообщения и материалы, являющиеся в соответствии с положением политической рекламой, однако не обозначенные в качестве таковой либо распространяемые как информационный, редакционный или авторский материал.

        Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данное положение закона нуждается в тщательной проработке и требует определенных изменений и дополнений, которые бы позволили решить множество проблем, возникающих при применении законодательства на практике. 
Кроме того, если уже указанное положение закона подвергнуть анализу, то станет видно, что все эти формы предвыборной агитации относятся к электронным СМИ, а печатные СМИ практически оставлены законодателем без внимания. Действительно, электронные СМИ, представляющие собой непосредственную наглядную агитацию, имеют максимальное воздействие и их использование для участников избирательного процесса является наиболее удобным. Это и отразилось на законодательной регламентации.,      Законодателем были упущены спорные моменты, которые касаются именно печатных СМИ - вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации.

      Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые преимущественно относятся к печатной прессе. 
Поскольку Закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым актом российской избирательной системы, постольку и нормы, устанавливающие условия предвыборной агитации через печатные СМИ, имеют бланкентный характер, относя детальное регулирование процедур предоставления газетных полос для материалов предвыборной агитации к сфере действия специальных законов. Фактическое регулирование порядка и условий предвыборной агитации в печатных СМИ осуществлялось на основании подзаконных актов – инструкций Центральной избирательной комиссии. И хотя качество этих документов было достаточно высоким (а неоднократные попытки оспорить в суде положения инструкций ЦИКа по предвыборной агитации ни разу не увенчались успехом), социальное и политическое значение правового регулирования предвыборной агитации столь высоко, что, безусловно, заслуживает именно законодательного определения в качестве норм прямого действия. 
      Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» не содержит конкретного описания прав инициативных групп избирателей, оговаривая только то, что они имеют право «доступа к средствам массовой информации на равных основаниях». Права этих групп, возможно, более подробно расписаны в других федеральных законах. Ст.24 также гласит, что кандидаты «или» избирательные объединения имеют право на равных основаниях получить бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных теле- и радиокомпаний, «действующих в пределах территорий соответствующих избирательных округов». Таким же образом кандидатам «или» избирательным объединениям гарантируется право на получение дополнительного платного эфирного времени на равных условиях. Закон не дает никаких указаний относительно того, каким образом, почему и при каких обстоятельствах принимается решение о том, какому именно объединению полагается бесплатное эфирное время.

Информация о работе Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение