Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:38, реферат

Описание

Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение.

1.1.понятие «предвыборная агитация».

1.2.понятие «реклама».

1.3.соотношение понятий «предвыборная агитация» и «реклама».

Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.

Глава 3. Законодательство о порядке осуществления предвыборной рекламы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

конс.право.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение.

Глава 1. Понятие  «предвыборная агитация» и понятие  «реклама», их соотношение.

          1.1.понятие «предвыборная агитация».

          1.2.понятие «реклама».

          1.3.соотношение понятий «предвыборная  агитация» и «реклама».

Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.

Глава 3. Законодательство о порядке осуществления предвыборной рекламы.

Заключение.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.

    Совершенствование системы организации и проведения выборов все еще остается весьма актуальным направлением государственной политики и конституционно-правовой реформы. И в первую очередь это относится к ее нормативно-правовому оформлению. Как показывает многолетний опыт проведения избирательных кампаний различного уровня, выборное законодательство имеет массу существенных недостатков, и особенно это касается той его части, которая посвящена регулированию вопросов предвыборной агитации и политической рекламы.

      Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором. Только имея ясное представление об особенностях такого рода технологий, можно эффективно осуществлять меры противодействия им с помощью права.  
     Из этого возникает  необходимость комплексного критического анализа имеющихся научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных предписаний с целью выработки четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования деятельности политической рекламы. Наиболее активно избирательная проблематика начала разрабатываться в 60-70-е годы. В этот период формируется тенденция к глубокому научному осмыслению теории избирательного права, его понятий и категорий, проводятся интересные сравнительные исследования советской избирательной системы с избирательными системами других стран мира.

     В 60-80-е годы в СССР активно проводились исследования различных аспектов агитации и пропаганды в области близких к юриспруденции гуманитарных наук (философии, социальной психологии, истории, филологии, социологии). Они позволили глубже понять специфику используемых сегодня форм и методов предвыборной борьбы. Однако до середины 90-х годов прошлого столетия целенаправленного и комплексного изучения предвыборной агитации с позиции юридической науки в России не проводилось, т.о. остался довольно широкий круг вопросов, которые до сих пор не разрабатывались либо все еще требуют дополнительных исследовательских усилий.

     Один из самых важных политических вопросов нашего времени – это быстро растущие затраты на политическую компанию, и в основном этот рост связан с возросшей оплатой телевизионного времени и найма консультантов СМИ. Задача же данной работы связана с исследованием целей и последствий политической рекламы и агитации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение.

1.1.понятие  «предвыборная агитация».

     Понятия  «агитация», «политическая агитация»,  «предвыборная агитация», которые  сегодня находят весьма широкое  применение как в правовой  науке, так и в политической  практике, имеют глубокие исторические  корни и практику. Так, например, в истории Афинского государства в VIII-VI веках до н.э. мы находим примеры борьбы мнений, которая велась только на стадии обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование. То есть стадии агитации (если ее можно так назвать) и голосования были непосредственно связаны. В Римской республике в V - III веках до н.э. стадия агитации появляется уже как самостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов.В этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности, устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег. По мере развития демократизма избирательных систем возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Развитие европейских государств в ХVII - XIX вв., либерализация экономической, политической, культурной жизни требовали соответствующих изменений в системе государственного устройства. Одним из важных направления развития законодательства стало регулирование вопросов агитации, поскольку она принимала принципиально важное значение в обеспечении победы на выборах.                                                                                                                Аналогичная картина наблюдалась и в России. По мнению отечественных историков, в частности, соборы конца ХVI - начала ХVII вв. проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией зачастую с нарушением порядка и правил. Наиболее активно избирательное право в России развивалось во второй половине XIX - начале XX вв. Именно в это время в обществоведении впервые делается попытка сформулировать понятие «агитация», «предвыборная агитация». 1Так, в энциклопедическом словаре, вышедшем в свет в 1890 году мы находим такое определение: « Агитация может быть направляема и к совершенно законным, великим целям, а может быть и весьма опасна для государства, если направлена к нарушению законов и права». На сегодняшний день предвыборная агитация 2в Российской Федерации -это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). П.4 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 №67-ФЗ:

     К агитационным материалам относятся  слоганы (краткий посыл избирательной кампании), биографии кандидата (в том числе с применением технологий НЛП), буклеты кампании, брошюры, плакаты - средство быстрой «раскрутки» кандидата,  рекламные наклейки, календари, листовки, 
поздравления от имени кандидата избирателей с профессиональными и календарными праздниками. Подразделы «черного пиара» для самых искушенных. Новое направление воздействия на избирателей (молодежь)- флеш-толпа.    

     Предвыборная агитация может принимать следующие формы: призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью; создание положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

      Предвыборная агитация проводится на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; в виде массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); в выпусках печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

     Методы агитационного воздействия довольно разнообразны.3 Это агитационные листовки (реализация планов  и стратегических замыслов с целью создания положительного образа кандидата и разрушения образа соперников). Листовки бывают настенные ( ориентирующие на борьбу), биографические (с изложением краткой биографии кандидата), программные (с кратким изложением программы)и адресные цветные. Не менее важным в ходе избирательных процессов является  использование специальных выпусков газет.

     Таким  образом, в ходе агитации должны быть задействованы все каналы коммуникации, по которым к избирателям может попасть информация о кандидатах на выборные должности. Однако на практике не всегда существуют возможности для этого, приходится выбирать наиболее эффективные для проведения кампания средства агитации, выбирать источники информации, пользующиеся наибольшей популярностью у населения, через которые возможно более полно донести информацию о кандидате, при минимуме затрат.

     Проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы имеют право все лица, кроме федеральных органов государственной власти или местного самоуправления, или лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; государственных и муниципальных служащих; военнослужащих при исполнении ими своих должностных или служебных воинских частей; военных учреждений и организаций благотворительных организаций и религиозных объединений, избирательных комиссий и  членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

     Оспариваемые нормы закона недопустимо расширяют понятие предвыборной агитации и ограничивают круг лиц, имеющих право на высказывание своих мнений в СМИ в ходе предвыборной кампании. По  мнению журналистов, круг информации, подпадающей под понятие предвыборной агитации, фактически не ограничен. Любое мнение, суждение, оценка или сообщение о событии, связанном с именем кандидата, согласно закону, является агитацией, считают представители прессы. Тогда и  фактически любые публикации в СМИ, связанные с выборами в период избирательной кампании, невозможны. Исключение сделано только для самих кандидатов, которым разрешено проводить предвыборную агитацию исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов и избирательных комиссий, которые вправе публиковать свои материалы.

     Таким образом, оспариваемые положения закона лишают избирателей права на свободу мнений и слова при избрании публичной власти, а также права получать информацию, необходимую для формирования их волеизъявления на выборах. А ограничение права на свободу слова и мнений в ходе предвыборной агитации и предоставления возможности участвовать в ней только ограниченному кругу лиц, лично заинтересованных в результатах избирательной кампании, является также ограничением принципа равенства граждан, закрепленного в статье 19 Конституции РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что правила ведения предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.

      Агитация - это деятельность. Под деятельностью можно понимать все что угодно, кроме бездеятельности. Воспользовавшись методом исключения, применение которого не редкость при обсуждении вопросов агитации, можно сказать, что предвыборной агитацией будет признано все, для чего предпринимались какие-либо действия соответствующим субъектом. Следовательно, если данный субъект никаких действий не предпринимал или отсутствуют доказательства совершения им каких-либо действий, то не может идти речи о его ответственности за возможные правонарушения.

      На практике все выглядит несколько иначе. Избирательные комиссии и даже суды для применения санкций за избирательное правонарушение нередко считают достаточными сведения, приведенные в поданных жалобах, не утруждая себя поиском доказательств. Это способствует применению предвыборными штабами провокаций против конкурентов.

     Избирательные комиссии, чья компетенция определена в законе, не вправе проводить предвыборную агитацию. Тем не менее, избирательные комиссии нередко, умышленно или от недопонимания своей роли в избирательном процессе, игнорируя требования правовых норм, допускают прямые и косвенные призывы избирателей к участию в выборах. Дело в том, что п.5 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" дает четкий перечень лиц, которым запрещена предвыборная агитация. Получается, что часть субъектов предвыборной агитации указана в ее определении и для части субъектов она напрямую запрещена. Правовой же статус некоторых иных субъектов законом просто не определен.

      Большинство избирательных кампаний в нашей стране проходит с нарушениями правил проведения предвыборной агитации в СМИ. При совершении данных правонарушений физические лица должны привлекаться по статье 40.8 КоАП, а юридические - по статье 4 Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (нарушение условий доступа к СМИ и пр.). При этом на практике иногда допускаются досадные ошибки: избиркомами отклоняются жалобы на СМИ, проводящие не оплаченную из избирательного фонда агитацию, так как СМИ "по определению не являются субъектами предвыборной агитации". Остается неясным, какую же деятельность осуществляла та или иная газета или телерадиокомпания.

     Кроме того, законодатель фактически приравнивает к предвыборной агитации рекламу в ходе избирательной кампании коммерческой и иной деятельности организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты и пр., обязывая оплачивать ее из средств избирательного фонда (п. 5 ст.45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав"). То есть законом фактически признается, что предвыборная агитация может вестись коммерческими организациями в форме рекламы их хозяйственной деятельности.

     Действительно, Российская Федерация - государство с демократической формой правления, что предполагает формирование ряда государственных органов путем выборов. П.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Как отмечает В.Д. Мостовщиков, "добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, - в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах".

      До тех пор, пока законом не установлена обязанность участвования в выборах и голосования, деятельность, побуждающая реализовать либо не реализовывать свое конституционное право, также не может быть признана неправомерной. В Российской Федерации не запрещена, к примеру, пропаганда монархических и тому подобных идей, исключающих демократические формы волеизъявления. Отсутствуют также санкции за призывы не участвовать в выборах и не голосовать. Таким образом, ничто не препятствует введению в законодательное определение предвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей не участвовать в выборах. Конституционные права граждан не будут при этом нарушены или ограничены. Совсем иначе стоит вопрос о применяемых в ходе агитации методах. Если граждане принуждаются к каким-либо действиям, чем ущемляется их право на свободу выбора, то такие действия однозначно должны быть признаны противозаконными вне зависимости от того, побуждают ли они участвовать в выборах и голосовать или наоборот. 

Информация о работе Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение