Основные направления расширения комплекса услуг сбытовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение комплекса услуг сбытовой деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить, что такое логистический сервис;
Изучить формирование системы логистического сервиса;
Рассмотреть критерии качества логистического обслуживания;
Изучить комплекс услуг предоставляемых предприятиями оптовой и розничной торговли.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Логигистика 2.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

       1.4. Услуги предприятий оптовой торговли

 

     Услуги  оптовой торговли – одна из разновидностей посреднических услуг, удовлетворяющих социальные и информационные потребности розничного продавца.

     Сфера услуг оптовой торговли распространяется на широкий круг хозяйствующих субъектов, включая изготовителей товаров  и исполнителей данных услуг (рис. 1.2).  

     

       Рис. 1.2. Взаимосвязь между исполнителями услуг оптовой торговли, их поставщиками и потребителями 

       Как видно из рис. 1.2, между изготовителями и оптовыми продавцами существуют взаимообратные связи. Изготовители товаров являются их поставщиками для оптовой и розничной торговли, создавая необходимые ресурсы для оказания основной услуги – реализации товара. При этом изготовители могут обходиться без оптовых посредников, реализуя свои товары непосредственно исполнителям услуг, в том числе розничной торговле или общественному питанию, а могут продавать свои товары крупными партиями оптовым посредникам.

       Выбор типа посредника определяется его местоположением, размером товарных партий, которые  выгодно отгружать изготовителю и принимать получателю-посреднику, способом доставки товаров продавцу, сроками годности товаров и другими факторами.

       Таким образом, сфера применения услуг  оптовой торговли распространяется на достаточно широкий круг хозяйствующих  субъектов, включая изготовителей и исполнителей данных услуг. В то же время услуги оптовой торговли не предназначены для индивидуальных потребителей, а также для скоропортящихся товаров с ограниченными сроками годности.

       Основное  назначение услуг оптовой торговли – реализация товаров. При этом удовлетворяются социальные потребности потребителей в результатах труда изготовителей, а также экономические потребности за счет получения торговых надбавок. Для оказания это основной услуги оптовые предприятия должны взаимодействовать непосредственно со своими потребителями, а также проводить дополнительные мероприятия [5, c. 16 – 18].

       Для оказания основной услуги – реализации товаров оптовому продавцу необходимо осуществить значительное количество операций внутренней и совместной с  потребителем деятельности, которые относятся к дополнительным услугам  (предреализационные и послереализационные).

       Классификация услуг оптовой торговли по назначению представлена на рис.1.3.

       Далее дадим характеристику предреализационных услуг оптовой торговли.

       Изучение  конъюнктуры рынка. Эта услуга позволяет продавцу формировать оптимальный ассортимент товаров, пользующихся спросом. Она во многом определяет товарную политику оптового предприятия торговли, а также его деловых партнеров – розничных продавцов, изготовителей и исполнителей других услуг. Наибольшее влияние изучение конъюнктуры рынка оказывает на ассортиментную и ценовую политику, а также политику в области качества.

       Инструментом  изучения конъюнктуры рынка являются маркетинговые исследования, осуществляемы службой маркетинга оптового предприятия или маркетинговой организацией. Одним из важнейших результатов маркетинговых исследований является определение прогнозируемого товарного ассортимента оптового предприятия. 

         

       Рис. 1.3. Классификация услуг оптовой торговли

       Формирование  торгового ассортимента. Осуществляется на основе изучения конъюнктуры рынка или заказов других обслуживающих потребителей (розничных продавцов, исполнителей услуг общественного питания и т.п.). В первом случае оптовые продавцы должны сформировать спрос у своих потребителей (получателей) на предлагаемые товары реального торгового ассортимента, во втором – удовлетворить потребности путем поиска поставщиков необходимых товаров под целевой заказ.

       Формирование  торгового ассортимента – одна из важнейших услуг, определяющая эффективность и конкурентоспособность основной услуги оптовой организации. Реальный торговый ассортимент формируется на основе прогнозируемого ассортимента с учетом многих корректирующих воздействий, которые зависят от реальных возможностей старых и новых поставщиков поставлять товары необходимого ассортимента, качества и цены, финансовых возможностей оптовой организации и затрат на поддержание оптимальной структуры ассортимента.

       Однако  для оптовой организации реальный ассортимент определяется не только источниками поступления товаров, но и возможностями материально-технической базы. Если оптовая организация не располагает достаточной складской площадью или складами, способными обеспечить сохранность определенных товаров, она может формировать лишь ограниченный ассортимент товаров [4, c. 57 – 59].

       Выбор поставщиков товаров. Осуществляется на основе прогнозируемого ассортимента. Критерии выбора поставщиков не ограничиваются предлагаемым ими ассортиментом товаров, но этот критерий относится к числу определяющих. Другими критериями являются привлекательность цены, наличие скидок, условия оплаты и поставки товаров, стабильность качества, наличие рекламной поддержки, имидж и надежность поставщика.

       Зачастую  оптовые предприятия предпочитают работать с изготовителями товаров, хотя существуют и исключения из этого правила. Например, при поставке импортных товаров, а также значительного количества товаров в отдельные регионы оптовая организация заключает договоры с другими оптовыми посредниками.

       Стабилизация  торгового ассортимента товаров  обусловливает сохранение сложившихся  договорных отношений с прежними поставщиками при условии приемлемости и других критериев. Обновление ассортимента оптовой организации при отсутствии новых товаров у старых поставщиков заставляет оптовика искать новых поставщиков, удовлетворяющих его требования по вышеуказанным критериям. В то же время оптовый продавец, формируя заказы на новые товары, может стимулировать обновление ассортимента также своих поставщиков: изготовителей и посредников. В свою очередь, обновление и стабилизация ассортимента во многом зависят от запросов производственных потребителей, в том числе и розничных продавцов.

       В этой связи для формирования реального  ассортимента большое значение имеют закупки товаров и создание товарных запасов. Закупки товаров – завершающий этап работы с поставщиками и определения реального торгового ассортимента [3 c. 174].

       Создание  товарных запасов предопределяет необходимость  двух групп услуг: завоза товаров  на склад и хранения товаров. Завоз товаров на склад предшествует созданию товарных запасов. Эта услуга может быть частью закупок товаров, а может являться самостоятельной операцией в технологическом цикле торгового оптового предприятия. Такой характер услуги определяется договором с поставщиком товаров, поскольку в договоре может быть предусмотрен завоз товаров транспортом поставщика или получателя, а также сторонних организаций, оказывающих транспортные услуги. Разный характер завоза обусловливает размер затрат на транспортирование товара, что влияет на его цену, а также место проведения приемосдаточного контроля.

       Хранение  товаров. Эта необходимая услуга по обеспечению количества товарных запасов на оптовых складах. В технологическом цикле товародвижения хранение является одним из этапов, предназначенных для поддержания количества и качества товаров без значительных потерь. Этот этап следует непосредственно за завозом товаров.

       Перед закладной на хранение завезенные товары подвергаются приемочному контролю качества. При положительной оценке качества товары размещаются на хранение в соответствии с установленными правилами и принципами, а также требованиями к климатическому и санитарно-гигиеническому режиму хранения.

       Затраты на хранение составляют достаточно высокий  удельный вес в издержках обращения оптовой организации и влияют на оптовые цены. Размер затрат на хранение определяется эксплуатационными и амортизационными расходами, а также товарными потерями. В свою очередь, товарные потери зависят от условий и сроков хранения. В  этой связи при закладке на хранение очень важно не только создавать и поддерживать оптимальный режим хранения, но и определить для каждой товарной партии прогнозируемые сроки хранения. Эти сроки не совпадают со сроками годности или хранения, установленными нормативными документами или изготовителями. Их продолжительность определяется качеством товаров в партии, технологическими особенностями материально-технической базы, а также оборачиваемостью товарных запасов.

       Прогнозируемые  сроки хранения на оптовом складе всегда должны быть меньше установленных сроков годности, так как необходимо оставить разумный срок для реализации товаров в розничной торговле и использования их индивидуальными потребителями.

       В процессе хранения прогнозируемые сроки могут быть скорректированы, если возникла необходимость в досрочной реализации товаров при поступлении заказов или резко ухудшилось качество товаров. После хранения товары подвергаются предреализационной обработке и упаковке, а затем в соответствии с заказами и заявками получателей формируются товарные партии.

       Прием заказов и заявок на товары. Это дополнительная услуга, выражающаяся в непосредственном взаимодействии оптового продавца и потребителя его услуг. Оказанию этой услуги предшествует информация оптового продавца об ассортименте предлагаемых для реализации товаров.

       Заказ на товары. Представляет собой технический документ, в котором получатель в письменной форме уведомляет оптового продавца о своей потребности в товарах необходимого ассортимента и количества.

       Заявка. Устная форма уведомления оптового продавца о потребности в товарах необходимого ассортимента и количества. При невозможности удовлетворения заявки (заказа) потребителю дается аргументированный отказ с указанием причин. В этом случае оптовик может оказать еще одну дополнительную информационную услугу о сроках появления товаров и выполнения заявки.

       Заказы  и заявки могут составляться в  контрактной и внеконтрактной ситуациях. В зависимости от условий оплаты, предусмотренных в договоре, оптовым  продавцом товары могут либо отпускаться после оплаты заказанных товаров, либо отдаваться на реализацию с оплатой в течение оговоренных сроков. В последнем случае оптовый продавец фактически оказывает еще одну услугу – кредитование получателей товаров [9].

       Товарная  обработка. Это результат внутренней деятельности продавца по подготовке товаров к реализации, представленной совокупностью следующих общих операций: сортировка товаров по качеству, отделение (отчуждение) от крупной партии более мелкой, количественная характеристика которой соответствует заказу или заявке.

       Наряду  с этим в зависимости от особенностей товаров могут производиться  и специфические вспомогательные  операции: разупаковывание товаров  из транспортной тары для сплошной сортировки или выборочного контроля качества, фасовка товаров в мелкую упаковку, обработка поверхности защитными покрытиями, мойка, обтирание, чистка, глажение  (для одежды), дезинфекция и т.п.

       Основным  назначением товарной обработки  является создание условий для формирования отпуска товаров необходимого ассортимента, количества и надлежащего качества, предотвращение попадания к получателю некачественных товаров.

       Упаковывание. Это услуга по размещению товаров в упаковку для защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а окружающей среды – от загрязнения товарами.

       Упаковывание  может производится в транспортную и/или потребительскую тару и  совмещаться с такими операциями товарной обработки, как сортировка по качеству и фасовка. Однако эта  услуга может носить и самостоятельный  характер, поэтому она выделяется в отдельный вид дополнительных услуг оптовой торговли. К тому же упаковывание относится к числу обязательных услуг, если упаковка предусмотрена договором или является обязательной в соответствии со ст. 481 ГК РФ. Исключение составляют случаи, когда товар имеет производственную упаковку, не подвергается разупаковыванию при товарной обработке и не требует упаковки, поэтому отгружается получателю без упаковывания.

       Упаковывание  товаров в некоторых случаях  сопровождается маркированием упаковки.

       Маркирование. Услуга по нанесению на упаковку маркировки. Назначением маркирования является обеспечение идентификации и прослеживаемости товара. Это облегчает приемосдаточный контроль у оптового продавца и получателя товаров и позволяет обосновывать претензии на поставку товаров, не отвечающих требованиям нормативных документов, а также запросам получателя согласно заказу или заявке.

Информация о работе Основные направления расширения комплекса услуг сбытовой деятельности предприятия