Структура и основные направления деятельности ЭКОСОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:07, реферат

Описание

ЭКОСОС является одним из шести основных органов ООН, статус которого определен главой X Устава ООН.
Он координирует экономическую и гуманитарную деятельность ООН, основные направления которой закреплены в ст. 55 Устава ООН. С целью создания условий стабильности и благополучия ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Работа состоит из  1 файл

коняшкин.docx

— 23.75 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 

Учебная дисциплина – Международное право 
 
 
 

СТРУКТУРА И  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОСОС

(контрольная  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                             Выполнил: студент 501 группы

                                                                                           Института Прокуратуры РФ

                                                                                           Коняшкин Н.Н.

                                                                                           Проверил: Косолапов М.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САРАТОВ 2011 
 

  Экономический и  социальный совет  ООН (ЭКОСОС) и  органы, действующие  под его эгидой:

  ЭКОСОС является одним из шести основных органов ООН, статус которого определен главой X Устава ООН.

     Он  координирует экономическую и гуманитарную деятельность ООН, основные направления  которой закреплены в ст. 55 Устава ООН. С целью создания условий  стабильности и благополучия ООН  содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и  условиям экономического и социального  прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в области  экономической, социальной, здравоохранения  и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

       В его обязанности входит организация  исследований и подготовка различного  рода докладов и рекомендаций  по широкому Перечню международных  экономических, социальных, культурных  и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций  для представления Генеральной  Ассамблее ООН, может созывать  международные конференции по  этим вопросам. Являясь основным  координирующим органом в указанной  области, ЭКОСОС согласовывает  работу с другими организациями  ООН, проводит консультации, привлекая  в этих целях неправительственные  организации, специализирующиеся  и заинтересованные в рассматриваемой  проблематике. Его полномочия дают  возможность предоставить консультативный  статус тем из них, в сотрудничестве  с которыми он заинтересован.  И этим правом совет широко  пользуется. Он также создает  различные вспомогательные органы, на основе которых сложилась  и действует довольно сложная  система органов ЭКОСОС. Его членами  являются 54 страны, избираемые на  трехлетний срок, – они ежегодно  обновляются на треть своего  состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест – квота Африки, 10 – для Латинской Америки, 11 – для Азии, 13 – для Западной Европы и других стран и 6 – для стран Восточной Европы.

     Порядок работы:

       ЭКОСОС, как правило, проводит  организационную сессию и две  очередные сессии в год. Организационная  сессия созывается во второй  вторник в январе, первая очередная  сессия - во второй вторник в  апреле и вторая очередная  сессия - в первую среду в июле.

     Специальные сессии Совета проводятся: а) по решению  Совета; б) по требованию или с согласия большинства членов Совета; в) по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Сессии проводятся в  Центральных учреждениях ООН.

     Каждый  член ЭКОСОС имеет один голос. Решения  ЭКОСОС принимаются большинством голосов  членов Совета, участвующих в голосовании.

  О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС:

 ¦  состояние мирового экономического  и социального положения и  подготовка фундаментальных обзоров  и иных аналитических публикаций;

 ¦  состояние международной торговли;

 ¦  проблемы охраны окружающей среды;

 ¦  экономическая и научно-техническая  помощь развивающимся странам;

 ¦  разные аспекты продовольственной  проблемы;

 ¦  проблемы социально-экономической  статистики;

 ¦  проблемы народонаселения;

 ¦  проблемы природных ресурсов;

 ¦  проблемы населенных пунктов;

 ¦  проблемы планирования и мобилизации  финансовых ресурсов;

 ¦  роль государственного и кооперативного  секторов в экономике развивающихся  стран;

 ¦  региональное сотрудничество;

 ¦  составление программных социально-экономических  документов;

 ¦  разработка международных стратегий  развития ООН, а также наблюдение  за их реализацией и др.

       Место ЭКОСОС в системе органов  ООН иллюстрируется, например, тем,  что именно он принял решение  в начале 70-х годов об исследовании  деятельности ТНК, что стало  началом нового направления его  экономической деятельности, приведшей  к тому, что в структуре ООН  появилась специальная Комиссия  ООН по транснациональным корпорациям,  а также специальное подразделение  в Секретариате ООН по этому  вопросу – Центр ООН по ТНК.

  Значительно обогатились функции ЭКОСОС после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программы действий по новому международному экономическому порядку в 1974 г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизации международных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС, его органов и организаций. Совету поручено разрабатывать многие важные документы, в которых исследуются экономические тенденции. В частности, разрабатываются и выдвигаются достаточно конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы, о программе «срочных мер» в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса, о путях ликвидации их задолженности Западу, о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом. Не случайно в рамках диалога «Север-Юг» западные страны сочли необходимым пойти по этому вопросу на определенные уступки. Здесь роль совета значительна.

       С начала 90-х годов ЭКОСОС стал  уделять больше внимания странам  Восточной Европы, бывшим республикам  СССР – новым государствам  СНГ, Балтии, отдельным новым государствам, издавать исследования по их проблематике.

     Вспомогательные органы ЭКОСОС:

  В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комитет по неправительственным организациям и др. Они объединены под общим названием «вспомогательные органы ЭКОСОС». Совет координирует также деятельность таких межправительственных органов, как Комитет по науке и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет, Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии. Помимо них в системе ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе. Все эти органы готовят доклады и разрабатывают рекомендации для представления в Совет и Генеральную Ассамблею ООН.

       Региональные экономические комиссии:

  В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

   Европейская экономическая комиссия (ЕЭК):

       ЕЭК основана в 1947 г. Ее деятельностью  руководит Секретариат во главе  с исполнительным секретарем. Размещается  в Женеве (Швейцария). В комиссии  представлено более 30 стран Европы, а также США и Канада. В сферу  деятельности комиссии входит  обширный круг экономических,  производственных, транспортных, сельскохозяйственных  и иных проблем.

 В  структуре комиссии или в тесной  связи с ней действует более  100 вспомогательных рабочих, отраслевых  и специальных органов и учреждений. Комиссия играет исключительно  важную роль, выступая организатором  множества форм сотрудничества  между европейскими странами. Роль  этой комиссии возрастала в  период разрядки международной  напряженности: так было после  подписания в 1975 г. в Хельсинки  Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству  в Европе.

  Важное значение в осмыслении общечеловеческих проблем имеют такие мероприятия ЕЭК, как Совещание по охране окружающей среды, проведенное в 1979 г. Оно приняло Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (вошла в силу в 1983 г.) и Декларацию о малоотходной и безотходной технологии и повторном использовании отходов. Но по-настоящему реальные условия для эффективной деятельности ЕЭК формируются сегодня, когда создается климат доверия между разными государствами и осуществляются конкретные мероприятия по военно-политической разрядке, дополнению последней интенсивным экономическим и культурным сотрудничеством всех европейских стран.

       Экономическая и социальная комиссия  для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО):

       Комиссия создана решением ЭКОСОС  в 1947 г. В ней 35 стран-членов, а также 9 членов, имеющих статус  ассоциированных, не обладающих  правом голоса. Секретариат ЭСКАТО  находится в Бангкоке (Таиланд). Комиссия  имеет 9 отраслевых органов: по  промышленности и строительству,  сельскому хозяйству, торговле, природным  ресурсам, социальному развитию, статистике, народонаселению, транспорту, судоходству  и связи, а также вспомогательные  органы. Эти органы и организации  осуществляют работу, во-первых, по  анализу ситуации по конкретным  отраслевым проблемам в этом  гигантском регионе и разработке  идей и рекомендаций, во-вторых, по  организации и проведению многочисленных  совещаний, симпозиумов с целью  отработки проектов, программ для  решения узловых задач на национальной  и межгосударственной основе. В  рамках ЭСКАТО, например, разработан  и реализуется проект трансазиатских  железных и шоссейных дорог.

       Экономическая комиссия для Африки (ЭКА):

       Комиссия создана в 1958 г. со  штаб-квартирой в Аддис-Абебе  (Эфиопия). В настоящее время в  ее составе 50 африканских стран.  Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская  стратегия развития Африки, одобренная  сессией Организации африканского  единства (ОАЕ) /в 1980 г. Монровийская  стратегия объявила Десятилетие  ООН по транспорту и связи  в Африке на 1978-1988 гг. и Десятилетие  ООН по промышленному развитию  Африки на 1980-1990 гг. I Независимо от  эффективности реализации этих  программ они дали большой  позитивный импульс с точки  зрения перспектив I развития континента. ЭКА созывает свои сессии один  раз в два года. Ее деятельность  аналогична деятельности ЭСКАТО  и представлена примерно теми  же рабочими и вспомогательными  органами.

  Важный документ, который определил на 90-е годы экономическую политику государств континента, был принят на 24-й сессии ЭКА (1989 г.). Это «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации» (ААФ-САП). По всеобщему признанию, «Альтернатива» является реальной базой для приостановления сползания Африки в углубляющийся ныне экономический кризис. Включение структурных преобразований в планы долговременного развития должны, по мнению авторов «Альтернативы», привести к наращиванию эффективности экономики африканских стран. ААФ-САП имеет четыре раздела:

1. усиление  и диверсификация производства. Этот раздел в основном посвящен  развитию сельского хозяйства,  в частности осуществлению земельной  реформы, а также развитию мелких  и средних промышленных предприятий;

2. увеличение  доходов государства и улучшение  системы их распределения (здесь  речь идет о целом пакете  мер, предусматривающих расширение  налоговой базы, а также сокращение  до минимума военных расходов  и административного аппарата);

3. модель  расходов для удовлетворения  нужд (раздел этой программы содержит  комплекс мер, предусматривающих  развитие экономической самостоятельности  африканских стран в том числе  резкое наращивание бюджетных  средств, направляемых для целей  социального развития; здесь же  планы по расширению межамериканского  торгового и валютного сотрудничества, снижение выплаты процентов по  внешней задолженности и др.);

Информация о работе Структура и основные направления деятельности ЭКОСОС