Организация перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:11, лекция

Описание

В системе товародвижения существенная роль отводится транспорту. Правильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.
Существуют различные виды транспорта, каждому из которых присущи свои особенности и сфера применения.

Содержание

1. Значение и функции транспорта в системе товародвижения
2. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом
3. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ .doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА»

 

 

 

 

ПРЕДМЕТ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 9

 

 

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЭКСПЕРТИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

 

 

 

 

ГЯНДЖА-2010

ЛЕКЦИЯ 9

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 

 

ПЛАН:

1. Значение и функции транспорта в системе товародвижения

2. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом

3. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

 

 

 

Литература

 

1 Л.В.Осипова,  И.М.Синяева,«Основы  коммерческой деятельностей» М.1997

2. О.В.Памбухчиянц «Организация коммерческой деятельности»

М.2006

3. Е.Н.Киселева,О.Г.Буданова«Организация  коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения »

М. 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение  и функции транспорта в системе  товародвижения.

 

В системе товародвижения существенная роль отводится транспорту. Правильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.

Существуют  различные виды транспорта, каждому  из которых присущи свои особенности и сфера применения.

В торговле значительная доля перевозок приходится на автомобильный транспорт. Его используют при перевозках грузов на короткие и средние расстояния. Так, почти все товары, поступающие в розничную торговую сеть, доставляются этим видом транспорта.

Все автотранспортные средства, используемые в процессе товародвижения, делятся на универсальные и специализированные.

Универсальный подвижной состав представлен бортовыми автомобилями и прицепами с открытым кузовом. В них перевозят грузы, не требующие особых условий при транспортировании.

Специализированный подвижной  состав включает в себя автомобили и прицепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов. Это могут быть фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.

Автомобили-фургоны  используют для доставки товаров, требующих специальных условий при их транспортировании. Например, в них перевозят подготовленную к продаже одежду, ковры, мебель и другие товары. В автомобилях-фургонах, имеющих приспособления для загрузки лотков, доставляют хлеб и хлебобулочные изделия, а в оборудованных подъемными устройствами — осуществляют контейнерные перевозки.

Для доставки в  розничную торговую сеть скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном виде используют автомобили-рефрижераторы, оснащенные машинной холодильной установкой.

В автомобилях-цистернах  перевозят жидкие наливные продукты (молоко, квас и т. п.).

В зависимости  от грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяют на пять классов:

(вт)

Особо малой  грузоподъемности...................До 1

Малой грузоподъемности...............................1-3

Средней грузоподъемности...........................3-5

Большой грузоподъемности...........................5-8

Особо большой  грузоподъемности........Свыше 8

Автомобили  первых двух классов используют для  доставки небольших партий товаров на незначительные расстояния. Доставка товаров на большие расстояния крупными партиями чаще всего производится на автомобилях средней и большой грузоподъемности.

Железнодорожный транспорт занимает первое место по объему грузоперевозок. За счет возможности перемещения товаров большими партиями на значительные расстояния средняя себестоимость железнодорожных перевозок намного ниже себестоимости перевозок автомобильным транспортом. Кроме того, применение этого вида транспорта в наименьшей степени зависит от погодных условий по сравнению с другими.

Для перевозки  товаров по железной дороге используются универсальные и специализированные вагоны, изотермический подвижной состав и цистерны.

К универсальным вагонам относятся:

крытые вагоны (для перевозки различных упакованных  товаров, не требующих поддержания  особых условий при транспортировании);

полувагоны (для  перевозки контейнеров, насыпных грузов и т. п.);

платформы (для  перевозки длинномерных грузов). Специализированными являются:

вагоны для  муки (муковозы), лесоматериалов (лесовозы) ит. д.;

хопперы и цистерны для цемента (цементовозы);

вагоны и  двухъярусные платформы для автомобилей (автомобилевозы) и др.

Скоропортящиеся продовольственные товары (охлажденные и замороженные) перевозят в изотермическом подвижном составе. Сюда относят:

рефрижер аторы;

вагоны-ледники;

вагоны-термосы.

Цистерны используют для перевозок не^эти и нефтепродуктов, спиртов, а также наливных скоропортящихся грузов.

Для перевозки  товаров и доставки их в северные и другие отдаленные районы применяется водный транспорт (речной и морской).

Использование воздушного транспорта ограничено из-за высокой себестоимости перевозки. В основном его применяют при доставке грузов в труднодоступные районы, а также при транспортировании срочных грузов.

При завозе товаров  в сельские магазины иногда используют гужевой транспорт, то есть транспорт, в котором для перемещения грузов используется сила животных.

 

2. Организация  перевозок грузов автомобильным  транспортом

 

Перевозка грузов, принадлежащих торговым предприятиям и организациям, может производиться их собственным автомобильным транспортом. Однако часто для этого используют транспорт специализированных автотранспортных организаций. В этом случае грузоперевозки осуществляют на основании договора перевозки. Взаимоотношения сторон такого договора регламентируются Гражданским кодексом Уставом автомобильного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

По договору перевозки груза  перевозчик обязуется доставить  вверенный ему груз в пункт  назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение  договора перевозки подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю товарно-транспортной накладной.

При необходимости  осуществления систематических  перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать между собой долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В таком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

При перевозках грузов автомобильным транспортом  применяются свободные тарифы. Они определяются автотранспортными организациями (перевозчиками) независимо от их организационно-правовой формы и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок.

В зависимости  от условий перевозок основными  параметрами для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, масса отправки груза, километр пробега автомобиля, час работы автомобиля, авто-тонно-час или комбинации этих измерителей.

Тарифы на оказываемые  автотранспортной организацией услуги, оформленные в виде сборников, прейскурантов, должны быть доведены до грузовладельцев.

Наиболее часто  применяют следующие виды тарифов:

сдельные — при массовых перевозках однородных грузов (определение платы производится в зависимости от расстояния перевозки и массы отправки груза);

повременные — в случае предоставления в распоряжение заказчика определенного типа автомобиля на определенное время (оплачивается каждый автомобиле-час пользования и каждый километр пробега подвижного состава с учетом его грузоподъемности);

покилометровые — за перегон, подачу и возврат, порожний пробег транспортного средства (плата определяется за каждый километр пробега с учетом грузоподъемности автомобиля).

Тарифы могут  быть дополнены системой дифференцированных коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации, специализацию подвижного состава, другие факторы, определяющие различия в уровне затрат на перевозки.

В соответствии с представляемой грузоотправителем  заявкой на перевозку грузов автотранспортные организации обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными организациями в зависимости от объема и характера перевозок (при применении сдельных тарифов).

Транспортные  средства должны находиться в исправном состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Для перевозки пищевых продуктов должен выделяться специализированный транспорт с маркировкой, соответствующей перевозимым грузам (например, «Хлеб», «Продукты»).

Грузы, предъявляемые  к перевозке, должны быть оформлены товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем. Составляется она, как правило, в четырех экземплярах.

При приеме груза  к перевозке шофер-экспедитор автотранспортной организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Прием грузов удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

Грузоотправитель  обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке, с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования. Так, грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться в исправной , соответствующей стандартам таре, иметь надлежащую маркировку каждого грузового места.

Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется  с момента предъявления шофером  путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под  разгрузку — с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных.

Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка их производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. В обязанности шофера входит проверка соответствия укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава. Он должен также сообщить грузоотправителю о замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. После этого грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные недостатки.

Загрузка автотранспорта должна производиться до полного использования его вместимости, но не превышать грузоподъемности автомобиля. При перевозках легковесных грузов принимаются меры, позволяющие повысить использование грузоподъемности подвижного состава (наращивание бортов автомобиля и т. п.).

Во избежание  товарных потерь при перевозках следует  соблюдать правила укладки товаров, температурные режимы, сроки доставки, использовать тару, соответствующую перевозимым грузам.

Укладку грузов надо производить плотно, чтобы улучшить использование емкости транспорта, избежать перемещения груза по кузову и ударов о борта во время движения.

Запрещается производить  погрузку во время дождя, если места погрузки не оборудованы навесами. На упаковке товаров обязательно должна быть транспортная маркировка, содержащая манипуляционные знаки (изображения, указывающие на способы обращения с грузом) или предупредительные надписи («Открывать здесь», «Осторожно, хрупкое!», «Беречь от влаги», «На верх не ставить» и др.).

Ящики с морожеными товарами, охлажденной продукцией, животным маслом, соленой рыбой, консервами, напитками укладывают в кузов плотным штабелем до полной загрузки автомобиля.

Бочки размещают  в лежачем положении или ставят их вверх уторным днищем в один или два яруса в зависимости от их размера. При погрузке в несколько ярусов обязательно применение прокладок между ними.

Картофель и  овощи, упакованные в мешки, кули, сетки, укладывают плотным штабелем.

Лотки помещают друг на друга плотными рядами так, чтобы все стойки входили в пазы верхних лотков. Стойки верхнего ряда увязывают между собой для устойчивости укладки шпагатом или проволокой.

Информация о работе Организация перевозки грузов