Исторические этапы развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
Целью данной работы является раскрытие истории развития логистики, ее предпосылок и этапов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. История, понятия и функции логистики................................................4
1.1 История зарождения логистики.............................................................4
1.2 Функции логистики...............................................................................11
Глава 2. Этапы развития логистики ....................................................................14
2.1 Концепция логистики............................................................................14
2.2 Предпосылки логистики.......................................................................15
2.3 Этапы развития......................................................................................18
Глава 3. Развитие логистики в коммерции..........................................................22
3.1 Применение логистики.........................................................................22
3.2 Понятие коммерческой логистики.......................................................24
Заключение...................................................................................................30
Список использованной литературы.........................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................

Работа состоит из  1 файл

Этапы развития логистики.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

     2.3 Этапы развития логистики

     В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

     Первый  этап -  60-е годы, характеризуется  использованием логистического подхода  для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

     1. Существующие как бы отдельно  потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании  могут быть взаимоувязаны единой  системой  управления.

     2. Интеграция отдельных функций  физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

     Задачи  оптимизации физического распределения  решались и прежде. Например, оптимизация  частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в  фирмах  зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

     Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

     На  первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 2.

     

     Рис. 2. Первый этап развития логистики - интеграция транспортно-складского процесса.

     Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

     Второй  этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

     С точки зрения развития логистики 80-е  годы характеризуются следующим:

     -  быстрый рост стоимости физического  распределения:

     -  рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

     -  долгосрочное планирование в  области логистики;

     -  широкое использование компьютеров  для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

     -  централизация физического распределения;

     -  резкое сокращение запасов в  материалопроводящих цепях;

     - четкое определение действительных  издержек распределения;

     - определение и осуществление  мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

      Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80 - е годы, представлена на рис. 3. 

     Рис. 3. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм.

     Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

     Третий  этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

     - появляются фундаментальные изменения  в организации и управлении  рыночными процессами во всей  мировой экономике;

     - современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение  материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

     -    развиваются отрасли, занятые  оказанием услуг в сфере логистики;

     - концепция логистики, ключевым  положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и  распределения;

      - совокупность материалопроводящих  субъектов приобретает целостный  характер   (рис. 4). 

     Рис. 4. Третий  этап  развития   логистики:  совокупность   участников  логического процесса  приобретает  целостный   характер 

     Глава 3. Развитие логистики в коммерции.

     3.1 Применение логистики                                                                                              

             В последние годы  в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

               Если обратиться к истории, то решающим фактором для возникновения логистики были армия и войны. Само существование логистики берет начало во французских вооруженных силах конца XVII века - в то время под логистикой понималась совокупность мер, направленных на обеспечение военных действий необходимым снаряжением, провиантом и боеприпасами.

       В наши дни логистика определяется  как движение сырья или товаров  от места добычи до производства  и от производства – до места  сбыта. Совет Логистического Менеджмента  дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя".

     Применение  логистики в экономике первоначально  проявилось в сфере коммерции, чему имеется ряд обоснований.

       Коммерция - одно из самых древних  экономических понятий, с которым всегда связываются действия по извлечению прибыли. Иногда это понятие рассматривается только применительно к торговле, что естественно, так как исторически оно зародилось в недрах именно торгового и финансового капиталов, которые непосредственно и ассоциировались с коммерцией. Поэтому коммерция чаше всего связывается с прибылью как чисто бухгалтерской категорией, а не с добавленной стоимостью и соответствующим продуктом.

             Начиная с эпохи Просвещения  и развития капитализма коммерция  обычно рассматривается шире, включая все аспекты производства и распределения, при этом част коммерческая деятельность в любых сферах экономики отделяется от государственной, хотя в смешанной экономике такое отделение некорректно. Иногда коммерческая деятельность противопоставляется социальной, и в этом она отожествляется с экономической деятельностью. Вне зависимости от сферы охвата коммерческий подход всегда связывается с анализом различных трансакций, т.е. инвестиций, издержек и прибылью.

             Составляющие коммерции:

     1.  Коммерческий процесс не может  существовать вне актов купли-продажи,  включающих смену форм собственности

     2. Характеризуется организационно-техническимми  и социально-экономическими взаимодействиями  агентов рынка

     3. Товарный обмен происходит на  возместной основе. 

     3.2  Понятие коммерческой логистики

       Коммерческая логистика представляет собой процесс взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена ТМЦ и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга и логистики. Включает в себя торговлю, как одну из подсистем. Если торговля представляет собой смену форм собственности, то логистика коммерции охватывает кредитование, страхование и т.д. Логистика коммерции, ее концепция предполагает интерпретацию рынка в виде потоков сырья, материалов, финансов и управление этими потоками.

       Логистика коммерции выполняет  следующие функции:

  1. Оптимизация экономических потоков фирмы
  2. Рациональная организация всех видов ресурсов фирмы
  3. Координация деятельности всех подразделений фирмы
  4. Интеграция всех участников транзакций, связанных с рыночной ориентацией деятельности фирмы.

     Кроме того, логистика является системой, содержащей функциональные области. В  рамках коммерческой деятельности предприятия  или фирмы в этих функциональных областях решаются следующие основные проблемы:

  1. Запасы (планирование материальных запасов)
  2. Транспортировка продукции (выбор вида транспорта, составление графика обслуживание потребителей)
  3. Складирование и складская обработка (размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.)
  4. Информация (обработка запасов, прогнозирование спроса)
  5. Другие функциональные области логистики (кадры, обслуживающее производство)

       Запасы играют буферную роль  между транспортом, производством  и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

     Транспорт включает при логистическом подходе  не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.

     Складское хозяйство включает в себя складские помещения для хранения материалов, размещение складских помещений и их использование.

        Любая логистическая система  управляется при помощи информационной  и контролирующей подсистемы, которая  передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов.

     Другие  функциональные области: производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.

     Кадры – важный составной элемент системы  логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

     Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс  производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые авторы не рассматривают производственную единицу в системе логистики, однако, отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основной проблемой для нее являются определение размера и размещение предприятия.

       Важным является разработка модели  логистической системы. При разработке  модели учитываются: число и  размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество  и размещение складов, транспортные модели, связь и информационная система.

       Рассмотрим вариант концепции  коммерческой логистической системы,  разработанный американскими учеными  (рис.5)

       

     Рис.5. Схема коммерческой логистической системы

     Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видно из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Информация о работе Исторические этапы развития логистики