Исторические этапы развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
Целью данной работы является раскрытие истории развития логистики, ее предпосылок и этапов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. История, понятия и функции логистики................................................4
1.1 История зарождения логистики.............................................................4
1.2 Функции логистики...............................................................................11
Глава 2. Этапы развития логистики ....................................................................14
2.1 Концепция логистики............................................................................14
2.2 Предпосылки логистики.......................................................................15
2.3 Этапы развития......................................................................................18
Глава 3. Развитие логистики в коммерции..........................................................22
3.1 Применение логистики.........................................................................22
3.2 Понятие коммерческой логистики.......................................................24
Заключение...................................................................................................30
Список использованной литературы.........................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................

Работа состоит из  1 файл

Этапы развития логистики.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

     Первоначально логистика в экономике воспринималась как новый вид теории о рациональном управлении движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а  затем и в сфере производства. В дальнейшем возникшие в период экономического кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых увязывались функции снабжения сырьем и материалами, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику.

     Между тем отдельные исследования показывают, что инструментарий логистики использовался  и на более ранних этапах развития мировой экономики в конце XIX - начале XX в.

     В 1844 г. французский инженер Жюль Дюпуи  опубликовал статью о выборе между  двумя видами логистических затрат - на транспортировку и хранение. Основная идея его работы заключалась  в том, что перевозка товаров  автомобильным транспортом надежнее, быстрее и менее рискованна, чем речным транспортом, хотя в то же время и значительно дороже. Жюль Дюпуи в своей статье рассматривал возможность использования складов для хранения товаров при их доставке речным транспортом, так как объемы перевозимых товаров в данном случае становились во много раз больше, чем при доставке автомобильным транспортом5.

     В индустриально развитых странах  начало широкого использования понятийно-терминологического аппарата логистики в экономике  приходится на 1960- 1970-е гг. XX в. Известно, например, что в 1961 г. был опубликован один из первых учебников но логистическому менеджменту - "Physical Distribution Management" ("Управление физическим распределением"), в котором логистика рассматривалась с позиций системного подхода и деятельности компании в целом, а также обсуждалась концепция общих затрат.

     В 1962 г. Питер Друкер, эксперт в сфере бизнеса, автор ряда научных работ и практикующий консультант, в своей статье «The Economy's Dark Continent» («Темный континент экономики») характеризовал логистику как один из последних реальных рубежей экономии затрат и «непознанный материк экономики».

     В 1963 г. в США был сформирован  Национальный совет по управлению физическим распределением (National Council of Physical Distribution Management), переименованный в 1985 г. в Совет логистического менеджмента (Council of Logistics Management), который впервые объединил в своем составе теоретиков и практиков в области логистики и разработал ее современную трактовку. Согласно информации, полученной от Совета логистического менеджмента, в 1999 г. в него входило 15 тыс. практикующих логистов, консультантов и преподавателей.

     С конца 1990-х гг. И По настоящее время  идет процесс углубления логистической  теории одновременно с расширением  сферы практического применения инструментария логистики. Он знаменуется появлением и активным использованием в бизнесе новой логистической концепции - «Управление цепями поставок» ("Supply Chain Management" - SCM), трансформацией рынка логистических услуг, формированием и ускоренным развитием в экономике сетевых производственно-коммерческих н торговых структур, возникновением логистических посредников нового типа, так называемых 3PL- н 4PL-провайдеров.

     Среди основных предпосылок развития логистической  теории и трансформации рынка логистических услуг в 2000-х гг. следует назвать:

  • глобализацию деятельности сетевых компаний-потребителей логистического сервиса;
  • концентрацию и специализацию промышленных, торговых предприятий на ключевых компетенциях и аутсорсинг непрофильных направлений деятельности;
  • сокращение жизненного цикла товаров, новые подходы к маркетингу и дистрибуции, возросшее значение производственно-коммерческих инноваций;
  • повышение роли сетевых информационных технологий и информационно-коммуникационных систем передачи данных, ускоренное развитие электронного рынка и интернет-коммерции;
  • стремление к сокращению размера логистической цепи и оптимизации логистических затрат;
  • отход от выполнения специализированных логистических операции и концентрация па предоставлении клиентам комплексных логистических услуг и законченных логистических решений.

     1.2 Функции логистики

     Логистическая функция – это укрупненная  группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической  системы.

     С современными задачами логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

     Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

     К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

     В фазе производства функцией логистики  становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

     Функция управления распределением продукции  охватывают оперативную организацию  потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Функциональная схема логистики. 

     К числу функций логистической  координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис.1). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое отношение. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства.

     В рамках координационных функций  логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное  планирование, продиктованное стремлением  сократить запасы, не снижая эффективности  производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, которые в итоге и определяют планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Этапы развития логистики.

     2.1 Концепция логистики

     Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений процессов.

     Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

  1. Реализация принципа системного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.
  2. Отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иначе, для того чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.
  3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Одним из элементов логистических систем являются кадры, способные с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом.
  4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки. Одна из основных задач логистики – минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.
  5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.
  6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обуславливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

     2.2 Предпосылки логистики

     Рассмотрим, чем вызвана необходимость и  чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

     Необходимость применения логистики объясняется  рядом причин, среди которых выделим  две основные.

     Первая  причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х   годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг г другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание   к     сфере   управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в  этот период за счет расширения и совершенствования производства.

     Однако  к началу 60-х годов резервы  повышения этого потенциала непосредственно  в производстве были существенно  исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически  организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

     Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

     Таким образом, конкурентоспособность применяющих  логистику субъектов обеспечивается за счет:

  1. резкого снижения себестоимости товара;
  2. повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

     Вторая  причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов.

     Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

     Возможность применения логистики в экономике  обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса.

     В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные  средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

     Создание  и массовое использование средств  вычислительной техники, появление  стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

     Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х годов в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

  1. превращение рынка продавца в рынок покупателя;
  2. обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
  3. энергетический кризис;
  4. научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

     Необходимым условием для развития отечественной  логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно технический прогресс  в   сферах производства и обращения.

Информация о работе Исторические этапы развития логистики