Общие положения о правах подразделений, которые осуществляют оперативно – розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание

Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Цель работы – рассмотреть общие положения о правах подразделений, которые осуществляют оперативно – розыскную деятельность, и дать характеристику визуального наблюдения в общественных местах с применением фото-, кино-, видеозаписи, оптических и радиоприборов, других технических средств.

Содержание

Вступление

1. Общие положения о правах подразделений, которые осуществляют оперативно – розыскную деятельность

2. Визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-, видеозаписи, оптических и радиоприборов, других технических средств

3. Основные тактические приемы проведения негласной фотосъемки и видеозаписи

Вывод

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

cfvjcn.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

План 

Вступление

1. Общие  положения о правах подразделений,  которые осуществляют оперативно  – розыскную деятельность 

2. Визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-, видеозаписи, оптических и радиоприборов, других технических средств   

3. Основные тактические приемы проведения негласной фотосъемки и видеозаписи

Вывод

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 
 
 

       Наблюдение  – это оперативно – розыскные  мероприятия, направленные на получение  оперативно – розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте.

       Объектами наблюдения являются люди, объекты  и события, в том числе экспериментально вызываемые, их результаты, процесс  следообразования.

       Наблюдение — древнейшее средство разведки, КРД и ОРД. Н.И. Якимов писал, что наблюдение за преступником есть главнейший и труднейший способ уголовной тактики, целиком основанный на изучении психики преступника и особенностей той преступной профессии, к которой принадлежит преследуемый преступник.

       Наблюдение  предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

       Цель  работы – рассмотреть общие положения о правах подразделений, которые осуществляют оперативно – розыскную деятельность, и дать характеристику визуального наблюдения в общественных местах с применением фото-, кино-, видеозаписи, оптических и радиоприборов, других технических средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Общие  положения о правах  подразделений, которые     осуществляют оперативно – розыскную деятельность 

       Постановка  законодателем задач перед органами, осуществляющими ОРД, и возложение на них соответствующих обязанностей является необходимостью предоставления субъектам ОРД эффективного инструментария. Поэтому оперативно-розыскной закон должен объективно зафиксировать средства и методы, обеспечивающие достижение той стратегической цели соответствии данного законодательного акта для ОРД.  
Законодательно подобный инструментарий закреплен в ст. 8 ЗУ «Об ОРД», которая определила права подразделений, осуществляющих ОРД. Вместе с тем эти права не следует понимать только как узаконенные государством возможности осуществлять те или иные оперативно-розыскные мероприятия. 
            В этом случае права - это полномочия, которыми наделяются соответствующие службы в целях решения задач ОРД. В оперативно-розыскной практике под полномочиями следует понимать элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренного ЗУ «Об ОРД» и в соответствии с иными законодательными актами.  
          Полномочия означает предоставление оперативно-розыскном ведомству (оперативном подразделения ведомства) право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и принимать другие юридически значимые решения, устанавливать запреты, разрешать или поощрять ту или иную деятельность, выдавать обязательные для исполнения в сфере ОРД нормативные предписания.  
           Закрепление полномочий подразделений, осуществляющих ОРД, есть в разных законах Украины, в частности, «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве », « О разведывательной деятельности »и в ряде других. Однако наиболее полно, подробно и непосредственно права оперативных подразделений, гарантии соблюдения прав и свобод человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий содержатся в ЗУ «Об ОРД». Вместе с тем компетенцию каждого правоохранительного органа или спецслужбы определяют базовые правовые акты, такие как ЗУ «О милиции», аналогичные ему «Об СБУ», «О государственной налоговой администрации», «О государственной границе Украины» и другие правовые акты.  
           Не вызывает сомнений то, что ст. 8 ЗУ «Об ОРД», которая закрепляет права подразделений, осуществляющих ОРД, занимает ключевое место. Благодаря их фиксации обеспечивается легитимность оперативно-розыскных процедур, предназначенных для поиска и фиксации фактических данных в сфере и инфраструктуре преступности.  
            В этой статье законодатель не ограничился только перечислением в лаконичной форме терминов, определяющих оперативно-розыскные мероприятия, но и объясняет некоторые аспекты их применения. Например, предоставляя право оперативным подразделениям опрашивать лиц, законодатель указал, что они вправе использовать и добровольную помощь граждан. В свою очередь, предоставляя возможность оперативным подразделениям проникать в преступную группу, законодатель гарантирует негласным сотрудникам оперативных подразделений или лицам, сотрудничающим с ним, сохранение в тайны достоверных данных их личностей, а также правовую защиту в случаях, если они действовали в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Предоставляя оперативно-розыскным подразделениям для решения задач ОРД указанные права, законодатель предупреждает, что их можно использовать только при наличии оснований, предусмотренных в ст. 6 ЗУ «Об ОРД».  
            Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 8 ЗУ «Об ОРД» могут проводиться как гласно, так и негласно, причем некоторые из них, например, проникновение негласного работника в преступную группу и снятия информации с каналов связи, проводятся только негласно. Под гласными оперативно-розыскными мероприятиями понимаются те, которые проводятся оперативными подразделениями открыто, без утайки от посторонних лиц их характера и целей, а оперативный работник, не скрывая своей принадлежности к ОВД, выступает официально как представитель подразделения. Негласные  оперативно-розыскные  мероприятия осуществляются конфиденциально, а оперативные работники, выполняющие их, скрывают свою принадлежность к оперативному подразделению, а задачи и цели, которые им необходимо достичь зашифровываются другими намерениями. Негласность, будучи способом конспирации, позволяет более эффективно решать стоящие перед ОРД.  
            Конспирация отражает специфический разведывательный характер ОРД и означает необходимость использования при ее осуществлении правил и приемов, позволяющих сохранить в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

       Наблюдение включает три вида: наружное, агентурное и личное. В сущности, личное наблюдение — розыскное действие; им могут заниматься не только оперативные работники, но и следователи, и работники дознания. Но преимущественно его ведут сыщики. Большую часть рабочего времени каждый оперативный работник отдает личному сыску. 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино и видеозаписи, оптических и радиоприборов, других технических средств 

       Визуальное наблюдение имеет различные цели. Наиболее актуальные из них следующие: слежка за конкретным лицом для задержания его в конечном счете с поличным (к примеру, при совершении карманной кражи); слежка за конкретным лицом с целью определения его образа жизни (посещение различных мест, встречи с представляющими оперативный интерес лицами); идентификация разыскиваемых лиц по приметам внешности (фотографиям, фотороботам, словесному описанию); задержание для проверки подозрительно ведущих себя лиц; опознание по приметам похищенных вещей в местах их возможного сбыта.

       Всем оперативным работникам, осуществляющим наблюдение, необходимо помнить: любой наблюдаемый в той или иной мере ведет контр наблюдение, нередко по профессионально подготовленной схеме.

       Вначале несколько слов о незашифрованном опросе. Речь идет о так называемом разведывательном опросе — непринужденной беседе следователя или оперативного работника с привлеченным в качестве обвиняемого лицом по обстоятельствам, не относящимся к расследуемому делу. «Не для протокола, — говорят собеседнику, — есть ли еще что-нибудь за вами, какие-нибудь прошлые грехи?» Иногда в доверительной беседе удается получить информацию, которая заслуживает внимания с оперативной точки зрения. Часть такой информации касается не самого собеседника, а других лиц.

       Оперативным подразделениям предоставляется право  осуществлять визуальное наблюдения в  общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств.

       Визуальное  наблюдение заключается в негласном наблюдении, наблюдении, слежение за лицами, подозреваемыми в совершении уголовных преступлений, мест их постоянного проживания или временного проживания, их досуга и деятельности, за их поступками и поведением, за транспортными средствами, которые они используют в целях выявления противоправного поведения и получение объективной информации о преступной деятельности, установления личных и криминальных связей, лиц, которые выступают как соучастники, мест хранения орудий, предметов совершения преступлений и незаконно добытого имущества.

       Визуальное  наблюдение может осуществляться также  с целью установление места нахождения лиц, разыскиваемых следствием или судом, или для установления обстоятельств безвестного исчезновения людей.

       Визуальное  наблюдение может осуществляться непосредственно  оперативным работником или по его письменному заданию, утвержденному руководителем оперативного подразделения, сотрудниками специальных подразделений органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность.    

       Визуальное  наблюдение по поручению оперативного работника, может проводиться лицами, привлечены к выполнению оперативных задач на конфиденциальной основе и которые имеют связи с людьми или их окружением, за которыми ведется наблюдение.

       Наблюдение  с применением специальных технических  устройств и

оборудование  для наблюдения за действиями и поведением лиц, подозреваемых в совершении преступлений, проводится специалистами оперативно-технических подразделений по задачам оперативных подразделений в помещениях, оговоренных местах, транспортных средствах с использованием аудио- и видеозаписи разговоров подозреваемых или проверяемых и фиксации их поведения и содержания разговоров.

       Объектами наблюдения являются люди, их внешние  признаки, как статические, так и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента, навыков и др.; их действия, в том числе образующие признаки и способы подготовки, совершениями сокрытия преступлений; их транспорт и места проживания, время препровождения. Объектами наблюдения могут быть явления и события, в том числе экспериментально вызываемые, их результаты, процесс следообразования.

       Наблюдение  может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие ОРО, а также сотрудниками специальных подразделений, специализирующихся на проведении рассматриваемого ОРМ.

       В процессе визуального наблюдения может  применяться кино-, фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.

       Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя ОРО, и проводится по решению оперативника. Наблюдение, влекущее ограничение конституционных прав граждан, допускается исключительно на основании судебного решения и при наличии специальной информации. В случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО.

       Наблюдение  как ОРМ может осуществляться под прикрытием наблюдения как формы  таможенного контроля. Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредственное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

       Наблюдение  как форма ОРМ может совмещаться  и с такими формами таможенного контроля, как таможенный осмотр, досмотр товаров и транспортных средств и личный досмотр. Причем таможенный досмотр может проводиться таможенными органами в отсутствии декларанта, в том числе при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства.

       Наблюдение  как ОРМ может осуществляться как внутри государства, так и за его пределами. Наблюдение как ОРМ на территории СНГ регламентировано Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД, заключенным Советом Министров внутренних дел государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г.

       Визуальное  наблюдение оперативными подразделениями осуществляется:  

       1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, что требует проверки с помощью визуального наблюдения о:

       - Преступления, которые готовятся или совершенные неустановленными лицами;

       -    Лиц, совершивших или готовящихся преступление;

       - Лиц, скрывающихся от органов расследования и суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

       - Лиц, безвестно отсутствуют;

Информация о работе Общие положения о правах подразделений, которые осуществляют оперативно – розыскную деятельность