Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:59, контрольная работа
Вопрос о правовых принципах традиционно является одним из важнейших в юридической науке. Таковым он выступает и в оперативно-розыскной теории. Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.
Введение 3
Принципы оперативно-розыскной деятельности 4
Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок»: понятие, основание и условия проведения 17
Задача 23
Заключение 28
Список литературы 29
Оглавление
Введение 3
Принципы
оперативно-розыскной
Оперативно-розыскное
мероприятие «Наведение справок»: понятие,
основание и условия проведения
Задача 23
Заключение 28
Список литературы 29
Вопрос о правовых принципах
традиционно является одним из важнейших
в юридической науке. Таковым
он выступает и в оперативно-
Таким образом, принципы ОРД – это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.
В специальной литературе нет единства в том, что следует понимать под принципами ОРД. Многие ученые, например В.М. Атмажитов, И.И. Басецкий, Ю.С. Блинов, В.Г. Бобров, В.Г. Самойлов, В.В. Сергеев, ПК. Синилов, В.К. Сурков, по-разному трактуют понятие и содержание данных принципов. Вместе с тем все единодушно признают не только их наличие, но и определенную специфику.
Наведение справок — ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.
Задачами данной контрольной работы являются:
Принцип - это основное, исходное
положение какой-либо теории, основная
особенность в устройстве чего-нибудь
[Е.С. Дубоносов «Основы оперативно
- розыскной деятельности» - Учебное
пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова:
- М. 2010.]. Принципы ОРД – это внутренне
присущие ОРД и определяющие ее содержание
исходные (важнейшие, руководящие) идеи
[«Основы оперативно - розыскной
деятельности ОВД» - Учебник/ под ред.
Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: - М. 2009]. Они
выражают сущность, основополагающие
начала, на которых должна строиться
ОРД. В принципах отражаются в
концентрированном виде общие законы
формирования и функционирования ОРД,
а также нравственные и правовые
представления россиян
Если задачи ОРД закрепляют, что
необходимо сделать для реализации
ее цели, то принципы определяют, каким
образом следует осуществлять ОРД.
Определение принципов имеет
не только теоретико-познавательное, но
и прикладное значение. Принципы ОРД
при реализации на практике приобретают
значение императивных требований, вполне
определенных правил и обязывают
оперативных сотрудников и
В Законе об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление непосредственно в специальной статье (ст. 3). В соответствие с ней ОРД основывается на общеправовых принципах (1) законности, (2) уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах (3) конспирации, (4) сочетании гласных и негласных методов и средств.
По мнению ряда ученых, непосредственно
в ст. 3 ФЗ об ОРД указана только
часть ее принципов. Остальные принципы,
выработанные оперативно-розыскной
практикой, вытекают из содержания других
норм этого закона, а также других
нормативно-правовых актов в этой
сфере. Так, дополнительно выделяются
принципы, которые в немалой степени
отражают сущность и специфический
характер ОРД: (5) применение конфидентов,
(6) принцип соразмерности
1. Принцип законности является основополагающим, ведущим началом всех направлений государственной деятельности. Это принцип означает, что все участники ОРД (оперативные сотрудники, агенты, уполномоченные прокуроры, судьи, санкционирующие ОРМ, и др.) при ее осуществлении обязаны соблюдать требования Конституции, УПК, УК, ФЗоб ОРД, других законов и подзаконных нормативных актов.
Законность предполагает существование
системы государственных
2. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3, он конкретизирован в ст. 5 ФЗ «об ОРД». Оперативно-розыскная деятельность – в основном негласная деятельность, в ходе которой допускается ограничение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переговоров и др. Поэтому возникает трудная проблема создания необходимого баланса между правами человека и гражданина и правами государства в лице оперативно-розыскных органов на ограничение прав граждан.
Суть анализируемого принципа в
ОРД заключается в том, чтобы
допускать возможность
1. Чтобы снизить вмешательство
в конституционные права лиц,
осуществление ОРМ допускается
только для достижения целей
и решения задач, указанных
в ФЗ об ОРД, и только в
случаях прямо указанных в
этом законе (ч. 2, 8 ст. 5, ст. 7, 8). Только
в этих случаях ОРД будет
законной, а ее результаты могут
быть признаны
2. Лицу, полагающему, что действия
ОРО нарушили его права и
свободы, предоставлено право
обжаловать такие действия в
вышестоящий орган,
3. Лицо, виновность которого в
совершении преступления не
4. Материалы ОРД, собранные в отношении лица, виновность которого не доказана, должны уничтожаться, если служебные интересы или правосудие не требует иного (ч. 7 ст. 5).
5. Запрещается разглашать
3. Принцип конспирации. Конспирация - методы, применяемые организацией для сохранения в тайне своей деятельности и деятельности своих членов [Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.: Академия управления МВД России, 2003]. Конспирация в ОРД – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения ОРО которой может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам. Этот принцип заключается в организации ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от иностранных спецслужб и организаций, а также лиц, совершающих преступления) тактику содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных ОРМ, контрразведывательных и разведывательных операций и др. [Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. — М.: ИНФРА-М, 2001]. Принцип конспирации является важнейшим профессиональным принципом ОРД. Без него ОРД не смогла бы решать свои задачи, выполнять свое предназначение.
Конспиративность при проведении ОРМ имеет и другое значение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРД; является мерой обеспечения прав лиц, сотрудничающих с ОРО; условием обеспечения безопасности участников мероприятий [Основы оперативно-розыскной деятельности. Учеб. пособие /Под ред. А.Е. Чечетина. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2003].
Конспиративность в
Рассматриваемый принцип материализован в ряде норм ФЗ об ОРД и других нормативных актов.
1. Согласно ст. 12, ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, п. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения:
- о силах, средствах, об
- о лицах, сотрудничающих или
сотрудничавших на
- о штатных негласных
- об организации, о силах,
средствах и методах
- о системе президентской,
- о методах и средствах защиты секретной информации;
- об организации и о
- о защите Государственной
- о расходах федерального
- о подготовке кадров,
раскрывающие мероприятия,
2. Сведения, составляющие государственную тайну, обязаны хранить ОРО и их должностные лица, а также лица, содействующие ОРО (ч. 8 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД).
3. Конкретные правила,
Например, в ФЗ об ОРД такие правила установлены, в частности, в следующих нормах: п. 4 ст. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 5, ч. 5 ст. 5, ч. 11 ст. 8, ч. 4 ст. 8, ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч. 15 ст. 9.
4. В нормативных актах
- суду могут предоставляться оперативно-служебные документы для рассмотрения жалобы «реабилитированного» лица на неполноту предоставления ему сведений о нем, полученных в результате ОРД (ч. 5 ст. 5 ФЗ об ОРД);