Оперативно розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание

Вопрос о правовых принципах традиционно является одним из важнейших в юридической науке. Таковым он выступает и в оперативно-розыскной теории. Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.

Содержание

Введение 3
Принципы оперативно-розыскной деятельности 4
Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок»: понятие, основание и условия проведения 17
Задача 23
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

ОРД 9 семестр.docx

— 55.39 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление 

 

Введение 3

Принципы  оперативно-розыскной деятельности 4

Оперативно-розыскное  мероприятие «Наведение справок»: понятие, основание и условия проведения 17

Задача 23

Заключение 28

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о правовых принципах  традиционно является одним из важнейших  в юридической науке. Таковым  он выступает и в оперативно-розыскной теории. Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.

Таким образом, принципы ОРД – это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

В специальной литературе нет единства в том, что следует понимать под  принципами ОРД. Многие ученые, например В.М. Атмажитов, И.И. Басецкий, Ю.С. Блинов, В.Г. Бобров, В.Г. Самойлов, В.В. Сергеев, ПК. Синилов, В.К. Сурков, по-разному  трактуют понятие и содержание данных принципов. Вместе с тем все единодушно признают не только их наличие, но и  определенную специфику.

Наведение справок — ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения  задач ОРД, путем непосредственного  изучения документов, материалов, баз  данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или  могут располагать указанной  информацией.

Задачами данной контрольной работы являются:

    1. Рассмотреть принципы оперативно-розыскной деятельности;
    2. Проанализировать  оперативно-розыскное мероприятии «Наведение справок», его понятие, основания и условия проведения;
    3. Решить задачу: «Квартирная кража в г. Энск».

Принципы оперативно-розыскной  деятельности

Принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, основная особенность в устройстве чего-нибудь [Е.С. Дубоносов «Основы оперативно - розыскной деятельности» - Учебное  пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова: - М. 2010.]. Принципы ОРД – это внутренне  присущие ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи [«Основы оперативно - розыскной  деятельности ОВД» - Учебник/ под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: - М. 2009]. Они  выражают сущность, основополагающие начала, на которых должна строиться  ОРД. В принципах отражаются в  концентрированном виде общие законы формирования и функционирования ОРД, а также нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, целей, задач и процедур осуществления ОРД.

Если задачи ОРД закрепляют, что  необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, каким  образом следует осуществлять ОРД. Определение принципов имеет  не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Принципы ОРД  при реализации на практике приобретают  значение императивных требований, вполне определенных правил и обязывают  оперативных сотрудников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают  определенные запреты. Руководствуясь именно принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов  ОРД. Кроме того, на основе принципов  преодолеваются пробелы правового  регулирования ОРД.

В Законе об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление  непосредственно в специальной  статье (ст. 3). В соответствие с ней  ОРД основывается на общеправовых принципах (1) законности, (2) уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах (3) конспирации, (4) сочетании гласных и негласных методов и средств.

По мнению ряда ученых, непосредственно  в ст. 3 ФЗ об ОРД указана только часть ее принципов. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной  практикой, вытекают из содержания других норм этого закона, а также других нормативно-правовых актов в этой сфере. Так, дополнительно выделяются принципы, которые в немалой степени  отражают сущность и специфический  характер ОРД: (5) применение конфидентов, (6) принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, (7) принцип наступательности (разведывательной активности) в оперативно-розыскной  деятельности, (8) принцип научности [«Оперативно - розыскная деятельность» - Учебное пособие в схемах и определениях / под ред. Проф. Е.С. Дубоносова: - М. 2009].

1. Принцип законности является основополагающим, ведущим началом всех направлений государственной деятельности. Это принцип означает, что все участники ОРД (оперативные сотрудники, агенты, уполномоченные прокуроры, судьи, санкционирующие ОРМ, и др.) при ее осуществлении обязаны соблюдать требования Конституции, УПК, УК, ФЗоб ОРД, других законов и подзаконных нормативных актов.

Законность предполагает существование  системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений  при осуществлении ОРД. Такие  гарантии получили закрепление в  ряде норм ФЗ об ОРД. В частности, в  этом законе определены основания проведения ОРД, закрытый перечень субъектов, управомоченных проводить ОРД, перечень ОРМ; указаны  также основания и условия  проведения конкретных ОРМ. Законность в ОРД гарантируется проведением  вневедомственного контроля, включая  судебный, осуществлением прокурорского  надзора.

2. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3, он конкретизирован в ст. 5 ФЗ «об ОРД». Оперативно-розыскная деятельность – в основном негласная деятельность, в ходе которой допускается ограничение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переговоров и др. Поэтому возникает трудная проблема создания необходимого баланса между правами человека и гражданина и правами государства в лице оперативно-розыскных органов на ограничение прав граждан.

Суть анализируемого принципа в  ОРД заключается в том, чтобы  допускать возможность ограничения  конституционных прав только в крайних  случаях, при этом снизить негативные последствия таких ограничений, а если ограничение произошло  неоправданно, обеспечить защиту нарушенных прав. Для этого установлен специальный  механизм.

1. Чтобы снизить вмешательство  в конституционные права лиц,  осуществление ОРМ допускается  только для достижения целей  и решения задач, указанных  в ФЗ об ОРД, и только в  случаях прямо указанных в  этом законе (ч. 2, 8 ст. 5, ст. 7, 8). Только  в этих случаях ОРД будет  законной, а ее результаты могут  быть признаны доказательствами.

2. Лицу, полагающему, что действия  ОРО нарушили его права и  свободы, предоставлено право  обжаловать такие действия в  вышестоящий орган, прокуратуру  или в суд (ч. 3 ст. 5). При этом  в случаях неоправданного нарушения  прав государство обязано восстанавливать  нарушенные права и возмещать  причиненный вред (ч. 9 ст. 5 ФЗ об  ОРД, ст. 1069, 1070 ГК РФ).

3. Лицо, виновность которого в  совершении преступления не доказана, и которое располагает фактами  проведения в отношения него  ОРМ, нарушившие его права,  имеет право истребовать информацию  о себе, полученную в результате  ОРМ. Если ему в этом отказано  или лицо полагает, что информация  предоставлена не в полном  объеме, оно имеет право обжаловать  действия ОРО  в суд (ч. 4, 5 ст. 5 ФЗ об ОРД).

4. Материалы ОРД, собранные в  отношении лица, виновность которого  не доказана, должны уничтожаться, если служебные интересы или  правосудие не требует иного  (ч. 7 ст. 5).

5. Запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, честь и доброе имя  граждан и которые стали известными  в процессе проведения оперативно-розыскных  мероприятий, без согласия граждан,  за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами (ч. 8 ст. 5 ФЗ). Речь идет о случаях, предоставлении  результатов ОРД органам дознания, следователю, прокурору или суду.

3. Принцип конспирации. Конспирация - методы, применяемые организацией для сохранения в тайне своей деятельности и деятельности своих членов [Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.: Академия управления МВД России, 2003]. Конспирация в ОРД – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения ОРО которой может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам. Этот принцип заключается в организации ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от иностранных спецслужб и организаций, а также лиц, совершающих преступления) тактику содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных ОРМ, контрразведывательных и разведывательных операций и др. [Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. — М.: ИНФРА-М, 2001]. Принцип конспирации является важнейшим профессиональным принципом ОРД. Без него ОРД не смогла бы решать свои задачи, выполнять свое предназначение.

Конспиративность при  проведении ОРМ имеет и другое значение. Она, в частности, позволяет  не допустить преждевременной или  необоснованной компрометации объектов ОРД; является мерой обеспечения  прав лиц, сотрудничающих с ОРО; условием обеспечения безопасности участников мероприятий [Основы оперативно-розыскной  деятельности. Учеб. пособие /Под ред. А.Е. Чечетина. — Барнаул: БЮИ МВД  России, 2003].

Конспиративность в определенной мере присуща и предварительному расследованию (см., например, ст. 161 УПК). Но если для следствия это временный  тактический ход, то для ОРД этот признак – главный, отличающий ее от уголовно-процессуальной деятельности.

Рассматриваемый принцип материализован в ряде норм ФЗ об ОРД и других нормативных актов.

1. Согласно ст. 12, ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 17 ФЗ  об ОРД, п. 4 ст. 5 Федерального закона  РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной  тайне» государственную тайну  составляют сведения:

- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах  оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании  этой деятельности, если эти данные  раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или  сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, в т.ч. о лицах, внедренных  в организованные преступные  группы;

- о штатных негласных сотрудниках  ОРО;

- об организации, о силах,  средствах и методах обеспечения  безопасности объектов государственной  охраны, а также данные о финансировании  этой деятельности, если эти данные  раскрывают перечисленные сведения;

- о системе президентской, правительственной,  шифрованной, в том числе кодированной  и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении  шифров и обеспечении ими, о  методах и средствах анализа  шифровальных средств и средств  специальной защиты, об информационно-аналитических  системах специального назначения;

- о методах и средствах защиты  секретной информации;

- об организации и о фактическом  состоянии защиты государственной  тайны;

- о защите Государственной границы  Российской Федерации, исключительной  экономической зоны и континентального  шельфа Российской Федерации;

- о расходах федерального бюджета,  связанных с обеспечением обороны,  безопасности государства и правоохранительной  деятельности в Российской Федерации;

- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые  в целях обеспечения безопасности  государства [Петров В.В. Правовое  регулирование осуществления оперативно-розыскных  мероприятий по противодействию  незаконному обороту наркотиков: Моногр. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2005.]

2. Сведения, составляющие государственную  тайну, обязаны хранить ОРО  и их должностные лица, а также  лица, содействующие ОРО (ч. 8 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 ФЗ  об ОРД).

3. Конкретные правила, призванные  обеспечить конспирацию, установлены  в ФЗ об ОРД; детальное отражение  принцип конспиративности находит  в межведомственных и ведомственных  нормативно правовых актов ОРО  (МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС).

Например, в ФЗ об ОРД такие правила  установлены, в частности, в следующих  нормах: п. 4 ст. 1 ст. 15,  ч. 1 ст. 17,  ч. 4 ст. 5, ч. 5 ст. 5, ч. 11 ст. 8,  ч. 4 ст. 8,  ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч. 15 ст. 9.

4. В нормативных актах предусмотрены  случаи, когда допустимо предавать  огласке сведения, составляющие  государственную тайну, а также  процедура такого рассекречивания:

-  суду могут предоставляться оперативно-служебные документы для рассмотрения жалобы «реабилитированного» лица на неполноту предоставления ему сведений о нем, полученных в результате ОРД (ч. 5 ст. 5 ФЗ об ОРД);

Информация о работе Оперативно розыскная деятельность