Трансформация СМИ в интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:16, реферат

Описание

Как СМИ трансфомируются в современных условиях, что произошло со СМИ с появлением интернета.

Работа состоит из  1 файл

рефер СМИ в инете.docx

— 37.67 Кб (Скачать документ)

Введение

 

«Средства массовой информации в сети Интернет – тема по нынешним временам неисчерпаемая. Не только потому, что предмет обсуждения обширен, как Вавилонская библиотека, но еще  и потому, что всякий, кто по этому  поводу высказывается в нашем  отечестве, предлагает, как правило, свою собственную, особую точку зрения на вопрос. Причем у многих, в общем-то, серьезных и последовательных людей  эта точка зрения периодически меняется...»

 

Антон Носик, создатель интернет-проектов

 

Действительно, споры о  том, можно ли приравнивать Интернет к традиционным СМИ не умолкают. В.В. Ворошилов отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети “Интернет”»[1]. Ученый говорит о появление нового носителя информации, который стал доступен разным слоям населения и превратился  в СМИ.

 

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял  особое место среди средств массовой информации. Если еще каких-то десять лет назад всемирную паутину  рассматривали только как источник информации, то сегодня мы может  констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала  компьютерная сеть. Миллионы людей  давно получают информацию из сети. А с приходом мирового экономического кризиса многие жители Европы перестали  покупать печатную продукцию и перешли  на чтение интернет-изданий. Вместо традиционного  чтения свежей утренней газеты за чашечкой кофе европейцы давно пересели за компьютер.

 

За время своего существования  у электронных изданий появилось  много новшеств, Интернет стал доступнее, а вместе с ним и новости  их него, роль журналиста сильно изменилась. Это я и хочу рассмотреть в  своем реферате.

 

 

 

 

Что такое интернет-СМИ? Юридический  статус

 

Вопрос об определении  и юридическом статусе интернет-СМИ  поднимался не раз. Председатель Центризбиркома Вешняков во время декабрьских выборов 1999 года в Думу неоднократно заявлял, что средством массовой информации является вся глобальная компьютерная сеть. Однако спустя несколько месяцев 23 марта 2000 года избирком неожиданно изменил свою позицию: в официальном ответе ЦИК на запрос от Фонда эффективной политики признается существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»».

 

На парламентских слушаниях  «О правовом регулировании использования  сети Интернет в Российской Федерации» в Москве заместитель министра печати Андрей Романченко поставил под сильное  сомнение существование таких сайтов русского интернета, которые не являлись бы средствами массовой информации с  точки зрения государственного лицензирования. Исключением стали «личные страницы». Замминистра печати особо подчеркнул, что регистрации в качестве СМИ  подлежат не только все информационные страницы в сети Интернет, но и серверы  электронной коммерции. Причем для  интернет-магазинов заместитель  министра обещал установить повышенный регистрационный сбор, приравняв  их к рекламным изданиям. Выступление  замминистра было воспринято слушателями  как конспект постановления, которое  в ближайшее время определит  политику Минпечати в области  интернета. С того выступления прошло больше года, и никто из официальных  представителей МПТР не возвращался  к теме поголовной регистрации всех российских страниц интернета в  качестве СМИ. Не состоялась даже весьма логичная с виду попытка собрать  регистрационный сбор с онлайновых магазинов. «Нельзя, разумеется, исключить, что такие попытки будут сделаны  в будущем, однако на сегодняшний  день официальные российские власти никак не сформулировали своей позиции  по вопросу: что считать СМИ в  интернете, и каковы тут могли  бы быть возможные критерии оценки»[2], - резюмирует Антон Носик.

 

Начиная с 1996г., ряд онлайн-изданий  получил регистрационное свидетельство  СМИ в Минпечати. Стоит отметить интересную деталь: до 2000 года в свидетельствах, выдаваемых Минпечатью, в качестве типа издания указывалось «иное» (в смысле — не газета, не радиостанция, не информагентство и не телеканал). С развитием частой практики регистрации  интернет-изданий в качестве СМИ, слово «иное» из свидетельств исчезло. Вместо него появился термин «электронная газета». Термин появился, а дальше процесс определения СМИ не продвинулся. «Единых рекомендаций по соблюдению интернет-изданиями ст. 29 Закона о  СМИ «Обязательные экземпляры», по нашим сведениям, сегодня не существует — хотя с технической и финансовой точки зрения речь идет о вопросе  крайне непростом и потенциально болезненном. Нигде внятно не сказано, в каком виде интернет-СМИ могут  и должны депонировать свои «выпуски»  в оговоренных законодателем  хранилищах: идет ли речь о бумажной распечатке (тонны дорогостоящей  принтерной бумаги), о ежедневной отсылке  дискет по пяти адресам (дополнительный расход тысяч человеко-часов и  долларов в год для каждого  издания), или все же МПТР готово принимать тексты на хранение по имеющимся  у этого ведомства интернет-каналам...», - отмечает Носик в книге «Интернет  для журналиста». Необходимость  выработать единые технические нормы  размещения и распространении информации важна для самих онлайновых СМИ, нежели регулирующих чиновников. Неясности, связанные со ст. 29, являются более  чем удобным поводом при случае уличить интернет-СМИ в несоблюдении действующего федерального законодательства.

 

«По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает  и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как  средства массовой информации по заявлению  его владельца. Такой вывод можно  сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО», - говорится в статье «Российской  газеты» от 25 августа 2008г.

 

Российское законодательство активно использует термин «сайт» в  кодексах - Лесном, Водном, Земельном  и Градостроительном, а также  в Кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях. Но единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального  законодательства - определение понятия  «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности  информации о деятельности органов  государственной власти города Москвы». В ст. 2 значится: «Официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному  адресу, опубликованному для всеобщего  сведения». Не трудно сделать вывод, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.

 

Стоит ли говорить, что и  само понятие «информационный ресурс»  также не имеет полноформатного  легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", но в настоящее  время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации), в котором определение понятия "информационные ресурсы" дается лишь косвенно, и только применительно  к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: "Информация, содержащаяся в государственных  информационных системах, а также  иные имеющиеся в распоряжении государственных  органов сведения и документы  являются государственными информационными  ресурсами".

 

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или  иной информационной системе и находящейся  в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании  закона или договора право разрешать  или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных  интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало  бы определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом  формализованных объектов".

 

Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации  от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Здесь указано: "под средством  массовой информации понимается периодическое  печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма  периодического распространения массовой информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан  иной формой периодического распространения  массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

 

Правовая природа иных форм периодического распространения  массовой информации определяется в  ст. 23 "Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного  агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как  любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает  правовой статус средства массовой информации.

 

Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим  выводам.

 

Часть первая ст. 24 Закона о  СМИ закрепляет: "Правила, установленные  настоящим Законом для периодических  печатных изданий, применяются в  отношении периодического распространения  тиражом тысяча и более экземпляров  текстов, созданных с помощью  компьютеров и (или) хранящихся в  их банках и базах данных, а равно  в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может  быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются  только на экране компьютера, благодаря  чему любое лицо может иметь доступ к ним "в интерактивном режиме из любого места и в любое время  по своему выбору".

 

Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая  гласит: "Правила, установленные  настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в  отношении периодического распространения  массовой информации через системы  телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц".

 

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия "распространение  продукции средства массовой информации", которое определяется как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических  печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Конечно, сайт может иметь  копии, но вряд ли их число достигнет  когда-либо одной тысячи штук. За исключением  Интернет - сайтов, с помощью которых  осуществляется интернет-вещание, все  остальные сайты очевидно не подпадают  под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что "правовое регулирование  отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации". Следовательно, определение  понятия "распространение информации" должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в  которой оно не противоречит Закону о СМИ.

 

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством массовой информации", а следовательно, требование к владельцу  интернет-сайта в обязательном порядке  регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает  обязательность регистрации средств  массовой информации.

 

Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность  добровольной регистрации интернет-сайта  как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный  орган вправе учредить средство массовой информации для распространения  массовой информации в любой не запрещенной  законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет - сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим  средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный  орган заявление о регистрации  данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о  СМИ.

 

Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством  массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести  и достоинства граждан, а также  деловой репутации граждан и  юридических лиц" сказано: "Под  распространением сведений, порочащих  честь и достоинство граждан  или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу". Очевидно, что "распространение в сети Интернет" указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.

 

Более того, в постановлении  Пленума специально обращается внимание судов на то, что "в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены  в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном  законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства  и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации". Следовательно, интернет-сайт приобретает  статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации  в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Информация о работе Трансформация СМИ в интернете