Тема интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:16, дипломная работа

Описание

В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-рассмотреть изменения осмысления феномена интеллигентности в трудах русских и зарубежных учёных философов журналистов.
- проанализировать теоретико-методологические подходы к осмыслению
интеллигентности в российской философской мысли и определить роль
российских философов в формировании интеллигентности;
- раскрыть интеллигентность как выражение духовности человека;
- исследовать характер и природу интеллигентности в контексте
человеческих качеств и дать определение интеллигентности;
- выявить основные качества присущие интеллигентному человеку
- выявить потенциал интеллигентности в современном мире, реальность её существования, определить пути его развития.
-проанализировать тему интеллигенции в региональных СМИ .

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3

Глава 1 Понятие интеллигенции. История возникновения термина.
1.1 Определение интеллигенции и интеллигентности………..7
1.2 История термина.
1.3 Современные представлении о интеллигенции и интеллигентности .
1.4 Российская интеллигенция
1.5 Интеллигенция и политика
1.6"Вехи" сборник статей о русской интеллигенции.


Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и публикаций газеты «Тамбовская жизнь"

2.1 Интеллигентность и культура
2.2Интеллигенция на тамбовском телевидении. Реальность или миф
2.3Тема интеллигенции в Тамбовских СМИ.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

диплом журн интеллигенция в сми.docx

— 101.37 Кб (Скачать документ)

Кистяковский  писал об ущербности правосознания  интеллигенции: «Правосознание нашей  интеллигенции могло бы развиваться  в связи с разработкой правовых идей в литературе. Такая разработка была бы вместе с тем показателем  нашей правовой сознательности. Напряженная  деятельность сознания, неустанная работа мысли в каком нибудь направлении  всегда получают свое выражение в  литературе. В ней прежде всего  мы должны искать свидетельств о том, каково наше правосознание. Но здесь  мы наталкиваемся на поразительный  факт: в нашей "богатой" литературе в прошлом нет ни одного трактата, ни одного этюда о праве, которые  имели бы общественное значение. Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда составляли достояние только специалистов. Не они нас интересуют, а литература, приобретшая общественное значение; в ней же не было ничего такого, что способно было бы пробудить правосознание нашей интеллигенции. Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли».41 

Изгоев посвятил свою статью интеллигентской молодежи, беда которой в плохом образовании, уродливом воспитании, безволии и  демагогии в политике: « Огромное большинство наших детей вступает в университет уже растленными . Кто из нас не знает, что в  старших классах гимназий уже  редко найдешь мальчика, не познакомившегося либо с публичным домом, либо с  горничной. Мы так привыкли к этому  факту, что перестаем даже сознавать  весь ужас такого положения, при котором  дети не знают детства и не только истощают свои силы, но и губят в  ранней молодости свою душу, отравляют  воображение, искажают разум». Результатом  является деградация нашей молодёжи, её безразличие к  своей работе и   происходящему в её стране. Далее Струве продолжает: «Средний массовый интеллигент в России большею  частью не любит своего дела и не знает его. Он -- плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и прочие Его профессия  представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей -- его ждут самые  жестокие сарказмы со стороны товарищей, как настоящих революционеров, так  и фразерствующих бездельников. Но приобрести серьезное влияние среди населения получить в современной жизни большой удельный вес можно, только обладая солидными, действительными специальными знаниями. Без этих знаний, кормясь только популярными брошюрами, долго играть роль в жизни невозможно». Желания самой молодёжи  в познании, образовании и приобретении моральных ценностей мало, всё это должно передаваться от поколения к поколению важно что бы    Если вспомнить, какое жалкое образование получают наши интеллигенты в средних и высших школах, станет понятным и антикультурное влияние отсутствия любви к своей профессии и революционного верхоглядства, при помощи которого решались все вопросы. История доставила нам. даже слишком громкое доказательство справедливости сказанного. Надо иметь, наконец, смелость сознаться, что в наших государственных думах огромное большинство депутатов, за исключением трех-четырех десятков кадетов и октябристов, не обнаружили знаний, с которыми можно было бы приступить к управлению и переустройству России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности  в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и  публикаций газеты «Тамбовская жизнь"

 

 

2.1 Интеллигентность и культура

 

Интеллигентность  – это прежде всего отношение  к Культуре. Она определяется в  первую очередь не уровнем образования, не родом работы, не характером профессиональной подготовки, а ценностными ориентациями личности. Перефразируя известную формулу  этики Швейцера, можно сказать, что  интеллигентность – это благоговение перед Культурой, т. е. перед тем  огромным опытом, который накопило человечество, включая искусство, науку  и технику, традиции обыденной жизни, трудовые навыки, язык и многое, многое другое. Речь идет о всемирной истории людей, взятой в плане ее духовной составляющей, т. е. как опыт, как нечто, несущее смысл. Интеллигентен тот, для кого культурный опыт – это абсолютная ценность, и он ставит своей задачей сохранение и преумножение этого опыта, что предполагает, разумеется, его постоянное осмысление.

Интеллигентность  не следует смешивать с образованностью. Но интеллигент  не может быть неучем, но важно подчеркнуть, что дело не в знаниях, а в отношении к  ним. Образованность – это владение знаниями, владение информацией, но интеллигентность – это не владение, а служение; интеллигент не владелец, а преданный  сын. Многие любят, повторять, что искусство  принадлежит народу, не замечая, что  формула эта насквозь пропитана  идеей потребительства. Ровный и  монотонный шум сотен тысяч шаркающих  шагов в роскошных залах наших  музеев и картинных галерей еще  не приближает нас к интеллигентности. Само слово «принадлежит» этому  противоречит. Искусство не принадлежит  художнику. Скорей наоборот: подлинный  художник целиком принадлежит искусству  и служит ему. В такой же степени  и интеллигентность – это служение Культуре.

 

 

Культура  – это не только искусство и  наука, не только картинные галереи, библиотеки и памятники архитектуры  – это все то, что нас окружает, весь мир социальных образцов, образцов поведения и деятельности, в рамках которого мы живем и который на каждом шагу эту жизнь определяет. Уже в «Поучении Мерикара», памятнике  египетской письменности, который относят  к XXII или даже XXIII веку до нашей эры, сказано: «Подражай отцам своим и предкам своим...» 42Поучение мудрое, но у нас в принципе и нет другого пути. Подражая отцам своим и предкам своим, мы в детстве осваиваем язык и овладеваем миром окружающих нас вещей, получаем элементарные производственные навыки и навыки общежития, включаемся в детские игры и в «игры» взрослых людей. Даже прямохождение, вероятно, связано не только с нашими биологическими возможностями, но и с культурными образцами. «Не следует, однако, думать, – писал еще Вовенарг, – что самобытность исключает подражание. Я не знаю ни одного великого человека, который не следовал бы образцам. Руссо подражал Маро, Корнель – Лукану и Сенеке, Боссюэ – пророкам, Расин – грекам и Вергилию»43 А теперь нам необходимо сделать всего один маленький шаг и понять, что отцы наши и предки наши – это и мы сами по отношению к тем, кто придет после нас. А это значит, что хотим мы этого или нет, но каждый из нас потенциально хранитель и творец Культуры, он ее как-то воспроизводит, она живет или умирает благодаря ему, и он за нее ответствен. Другое дело – как он это свое предначертание выполняет. Важно понять, что любой наш шаг, любой поступок, любое произнесенное слово, с одной стороны, воспроизводит, а с другой – задает социокультурные образцы, представляя собой акт жизни Культуры. Все, что делается, делается, так или иначе в контексте существующих образцов, а все, что сделано, высказано, записано, стало прошлым, входит в свою очередь в универсум Культуры, приобретает функции образца и определяет в той или иной степени дальнейшую жизнь людей. Интеллигентен тот, кто понимает это и осознает свою ответственность.

Очевидно, что  это не связано с разделением  труда, с обязательной принадлежностью  к элите художников, писателей  или ученых. Каждая прожитая жизнь, т. е. цепь поступков, решений и заблуждений, становится достоянием культуры и представляет социокультурную ценность. «Я охотно удержал бы некоторых друзей от писания  драм или эпопей, – писал А. Франс, – но никогда не стал бы удерживать того, кто задумал бы диктовать  свои воспоминания, даже если бы то была моя кухарка бретонка, которая  умеет читать только свой молитвенник  и твердо верит, что мой дом  по ночам посещает душа башмачника и просит, чтобы молились за нее. Интересная получилась бы книга, если бы одно из этих бедных невежественных созданий способно было раскрыть свою душу и свое понимание мира со своей  той глубокой наив­ностью, которая  поднимается до высот поэзии». Чуть позже он продолжает: «Я не думаю, что  только люди исключительные имеют право  рассказывать о себе. Напротив, я  полагаю, что очень интересно, когда  это делают простые смертные» 44

Но чем  же тогда интеллигент отличается от этих «простых смертных» и в  чем содержание его ответственности, если любая прожитая жизнь представляет собой социокультурную ценность, независимо от того, как она прожита? Дело в том – и это ключ к  ответу, – что Культура нуждается  не только в позитивных образцах, но и в образцах-запретах; в прошлом  нам важно все, включая и ошибки, и преступления. В прошлом, но не в настоящем. В прошлом они  важны как предупреждения, важны, чтобы их не повторять. Вот тут  мы и оказываемся ответственными перед Культурой, ответственными за то, чтобы понять смысл прошлого, постигнуть его уроки, следовать  его наставлениям. Любой наш поступок свидетельствует о степени нашего понимания. История – это драма, которая нуждается в интерпретации не в меньшей, а в большей степени, чем «Гамлет» Шекспира, если вы хотите осуществить еще одну его постановку. И события истории, и биографии людей – это «метафоры», призванные определять нашу сегодняшнюю жизнь. И сталинизм – это уже «метафора», и как таковая, как жестокий урок истории не должна быть забыта ни в коем случае, ибо забыть – значит повторить.

 

Итак, интеллигентность – это ответственность перед  Культурой в плане воспроизведения  ее позитивных образцов, позитивного  опыта, осознание того, что самим  фактом своих поступков мы даем интерпретацию  «метафор» прошлого. И это касается всех сторон нашей жизни, включая  чисто бытовые и тривиальные  акции.

 

 

         2.2 Интеллигенция и интеллигентность на Тамбовском телевидении

Реальность или миф. На примере телеканала «Новый век»

 

СМИ играет не маловажную роль в жизни человека,  именно они формируют общественное мнение относительно происходящего  вокруг. Так какие же они тамбовские журналисты? Что же пишут они о  местной интеллигенции и вообще существует она сегодня. В Тамбове  пять телекомпаний «Полис» «Олимп»  «ТТВ» «Новый Век» «ВДВ»,

ПОЛИС «телекомпания начала своё вещание в 1993 году, Тип вещания: Информационно-развлекательный, общественно-политический. Целевая аудитория люди в возрасте от 18 до 65 лет. Программы телекомпании включают в себя острые и проблемные, социальные и политические материалы, экономические обзоры, материалы о событиях культурной и общественной жизни города, городские новости, светскую хронику и развлекательную информацию, информацию о спортивных достижениях. Телекомпания имеет студию–продакшн и медиа-агентство. Ярким отличием телекомпании «Полис» от других местных телеканалов является синтез всех тематических направлений. Отдельное внимание уделяется теме «Криминал», что мало освещено на прочих местных телеканалах. Тематика программ: Программа «Информационная служба ТНН» - ежедневные новости. Программа «Постскриптум» - авторская еженедельная общественно-политическая программа. Программы «Верую» и «Воскресная проповедь» - духовно-просветительские. Специальные проекты «Между нами девочками», «Культурная среда» и «Объектив» »45.

ОЛИМП «телекомпания начала своё вещание в 1993 году, Тип вещания: Информационно-развлекательный, общественно-политический. Целевая аудитория люди в возрасте от 18 до 65 лет. Отдельное внимание уделяется проблемам города. Тематика программ: Программа «Город» - ежедневные новости. «Ничего личного»- дискуссионная программа, обсуждаются различные новости, законы, гости в студии специалисты разных направленностей. «Своя правда» -проект совместный с радио «Эхо-Москвы» редакция телекомпании не ограничивает никого из участников в выборе тем и собеседников. В течении одного часа вещания у зрителя есть возможность познакомиться с позициями журналистов на ту или иную проблему, поднимаемую в программе,  «Эхо-Москвы» , телекомпании  «Олимп» , газеты «Город на Цне» , «Тамбовский меридиан» ,  «АиФ» , «Житьё-Бытьё» , «Наш голос» , «Наедине»»46.

ТТВ «телекомпания начала своё вещание в 1991году. Тип вещания общественно-политический, информационный. Аудитория 90% населения, является филиалом федерального канала Россия1. Внимание уделяется в основном новостям, есть вставки московских сюжетов в программе «Вести+» Программы Вести Тамбов - ежедневные новости. Вести Дежурная часть выходит раз неделю, обзор криминала и происшествий чрезвычайного характера. Вести Экономика  выходит раз в неделю экономические события города. Вести Культура культурные события недели.  Вести Спорт -  раз в неделю, спортивные достижения мероприятия недели.  Вести События недели - итоговая программа выходит в конце недели собрано всё происходящее за неделю. «Женские штучки» - небольшая программа, созданная в ответ на просьбы женской половины города. Обзор новинок модной одежды, обуви, аксессуаров, украшений. Салоны красоты, медицинские центры, парикмахерские, плюсы и минусы солярия, туристические агентства, обновления в бутиках, секреты кулинарии, открытие новых магазинов и многое другое»47.

ВДВ  «Телекомпания включают в себя острые и проблемные, социальные и политические материалы, экономические обзоры, материалы о событиях культурной и общественной жизни города, обзор новостей, города, тут по порядку идут анонс, и сюжет всё происходит без ведущего. Целевая аудитория люди в возрасте от 18 до 65 лет. Ещё одна программа «День города» в студии ведущая и гость программы, обсуждение различных тем и актуальных вопросов города»48.

Новый век «областная телерадиокомпания имеет 10 филиалов по тамбовской области «Новый Век»- Жердевка – «REN-TV» «Новый Век» – Инжавино – «ТНТ» «Новый Век» – Уварово – «REN-TV» «Новый Век»- Первомайский – «Звезда» «Новый Век»- Мучкапский– «ТНТ» «Новый Век» – Токаревка – «Звезда» «Новый Век»- Моршанск– «REN-TV» «Новый Век»- Мордово – «ТНТ» «Новый Век»- Мичуринск – «REN-TV». 9 мая 2003 года телеканал «Новый век»  Тамбов начал свое вещание с 15 минутного выпуска новостей. Сегодня это крупный, динамично развивающийся областной телеканал, производящий ежедневно час собственного эфирного продукта. Телеканал предлагает  широкий спектр собственных программ: от информационных, информационно - аналитических до развлекательных.

Слишком много  телеканалов для такого небольшого города, как Тамбов, ведь количество не значит качество, лучше бы их было два, но достойные.         Для того что бы проанализировать интеллигенцию и интеллигентность на тамбовском телевидении подробно, возьмём телекомпанию «Новый век». В эфир телеканала выходят разнообразные  программы: «Область новостей», «Тревожная кнопка», «Гараж», «Женская среда», «Бред  спит», «Сыграем в ящик», «Ступени», «В результате», «Личное дело», «Поле  зрения» ,«Объект внимания»»49.

«Область  новостей» -  освещаются ежедневные новости города Тамбова, минусом является, то, что  информация жестко контролируется властью.  И здесь уже сразу можно  сказать, что это уже не интеллигентность.               Ведь «интеллигенты»- люди свободные в своих убеждениях,    не    зависящие от принуждений  экономических, партийных,                              государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам".50  А в программе есть темы, на которые практически наложено табу,(осуждение наших чиновников, они всегда хорошие) по этому новости этой телекомпании не чем не отличаются от других каналов Тамбова, к примеру, информация, связанная с несчастным случаем – пожар, катастрофа и т.д. Конечно, это ужасно, но это является  первой новостью и не один день на всех каналах Тамбова. Стоит сделать вывод, что сенсации стали, чуть ли не главным. Однако хочется отметить, что в новостях так же присутствуют темы спорта, социальные проблемы. Освещение культурных мероприятий , можно отнести к теме интеллигенции. Например сюжет Карины Алымовой. (см приложение1 МЕЛОДИИ СОЛДАТСКОГО СЕРДЦА) Именно здесь рассказывается о творческих людях, о конкурсе среди исполнителей, о том как нужно развивать в себе хорошие качества, на мероприятии присутствуют искренние и добрые люди ,педагоги и общественные деятели, которым не безразлично будущее своего города. Или сюжет Приложение 2  про выставку картин Николая Рериха, который был философом писателем художником, сюжет позволяет зрителям окунуться в атмосферу творческой интеллигенции. А вот ещё Сюжет про выставку питерского художника Ивана Тарасюка, Приложение 3 сюжет красочный насыщенный и сам художник делиться опытом со зрителями, такие сюжеты приближают людей к духовно нравственному началу.  Наверно только культурную часть программы можно отнести к теме интеллигенции, а всё остальное никак не подходит под её критерии, ведь нет чёткой нравственной линии.

Информация о работе Тема интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ