Тема интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:16, дипломная работа

Описание

В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-рассмотреть изменения осмысления феномена интеллигентности в трудах русских и зарубежных учёных философов журналистов.
- проанализировать теоретико-методологические подходы к осмыслению
интеллигентности в российской философской мысли и определить роль
российских философов в формировании интеллигентности;
- раскрыть интеллигентность как выражение духовности человека;
- исследовать характер и природу интеллигентности в контексте
человеческих качеств и дать определение интеллигентности;
- выявить основные качества присущие интеллигентному человеку
- выявить потенциал интеллигентности в современном мире, реальность её существования, определить пути его развития.
-проанализировать тему интеллигенции в региональных СМИ .

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3

Глава 1 Понятие интеллигенции. История возникновения термина.
1.1 Определение интеллигенции и интеллигентности………..7
1.2 История термина.
1.3 Современные представлении о интеллигенции и интеллигентности .
1.4 Российская интеллигенция
1.5 Интеллигенция и политика
1.6"Вехи" сборник статей о русской интеллигенции.


Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и публикаций газеты «Тамбовская жизнь"

2.1 Интеллигентность и культура
2.2Интеллигенция на тамбовском телевидении. Реальность или миф
2.3Тема интеллигенции в Тамбовских СМИ.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

диплом журн интеллигенция в сми.docx

— 101.37 Кб (Скачать документ)

 

План.

Введение………………………………………………………….. 3

 

Глава 1   Понятие интеллигенции. История возникновения термина.

1.1 Определение  интеллигенции и интеллигентности………..7

1.2 История термина.

1.3 Современные представлении о интеллигенции и интеллигентности .

1.4 Российская интеллигенция

1.5 Интеллигенция и политика

1.6"Вехи" сборник статей о русской интеллигенции.

 

 

Глава2. « Интеллигенции и интеллигентности  в региональных СМИ, на примере телеканала «Новый век» и публикаций газеты «Тамбовская жизнь"

 

2.1 Интеллигентность и культура

2.2Интеллигенция на тамбовском телевидении. Реальность или миф

2.3Тема интеллигенции в   Тамбовских СМИ.  

 

Заключение                                 

.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Степень изученности вопроса начало проблематики интеллигентности восходит к периоду античности, в рамках которой появляется и сам термин, и дошло до наших дней.  На тему интеллигенции и интеллигентности много исследований, миней, споров. Самые различные аспекты изучения нашли отражение в работах как зарубежных, так и русских философов , академиков, писателей. Вот некоторые из них: Моисеев Н.Н. Вехи - 2000: Заметки о русской интеллигенции кануна нового века // Дружба народов. - 1999. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994; Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5.- М., 1966; Так же на  нынешнем телевидении постоянно поднимаются вопросы об интеллигентности, и её отсутствии . В2008 году  на страницах газеты«Тамбовской жизни»  на эту тему развернул дискуссию Владимир Пеньков, его статья называться «Утраченные вехи  заметки интеллигентного человека».Он критикует современную интеллигенцию, заявляя о её отсутствии, и никчемности. После выхода материала последовали отклики читателей,  которые так же негативно высказывались в адрес нынешней интеллигенции.

Актуальность  темы исследования. Проблема качественной определенности человека была и остается центральной проблемой философии. Это объясняется тем, что качества, рассматриваются не только как сущности,   человека, но и выступают постоянно актуализируемой стратегией их дальнейшего развития, поэтому качества человека рассматриваются самым важным «ресурсом человечества» Актуальность исследования интеллигентности обусловлена также происходящими в современном мире процессами формирования нового универсального мирового сообщества, основывающегося на взаимодействии различных культур и цивилизаций. И в этом смысле интеллигентность может быть представлена как своеобразная модель нового формирующегося глобального мировоззрения. Материалы исследования.  в дипломной работе использована статья из газеты «Тамбовская жизнь» Владимир Пеньков «Утраченные вехи  заметки интеллигентного человека». Последующие отзывы на данную статью: Полякова Л.В.  доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Державина. « Из глубины взываю, … Вердикт слишком категоричен». Статья читателя    «Тамбовской жизни» « Взгляд снизу » Публикация Сергея Самгина, кандидата политических наук « Интеллигент у нас в округе - редкий вид» Так же проанализирована передача «Поле зрения»,  которая выходит на телеканале «Новый век Объектом исследования выступает интеллигентность как человеческое качество. Предметом исследования является сущность и проявление интеллигентности в современном мире и в региональных СМИ. Цель дипломной работы – проанализировать интеллигентность и интеллигенцию раскрыть её сущность и содержание, . В соответствии с целью были определены следующие задачи:

-рассмотреть   изменения осмысления феномена  интеллигентности в трудах русских   и зарубежных учёных философов  журналистов.

- проанализировать  теоретико-методологические подходы  к осмыслению

интеллигентности  в российской философской мысли  и определить роль

российских  философов в формировании интеллигентности;

- раскрыть  интеллигентность как выражение  духовности человека;

- исследовать  характер и природу интеллигентности  в контексте

человеческих  качеств и дать определение интеллигентности;

- выявить  основные качества присущие интеллигентному  человеку

- выявить  потенциал интеллигентности в  современном мире, реальность её  существования, определить пути  его развития.

-проанализировать  тему интеллигенции в региональных  СМИ .

Теоретико-методологическая база исследования теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов, историков, социологов, представляющие собой различные направления общественной мысли и отражающие различную историко-культурную реальность. Для целостного понимания интеллигентности использовались историко-философский, сравнительный, структурно-функциональный, системный методы.

Научная новизна дипломного исследования  установлено, что основой интеллигентного человека выступает отношение индивида к действительности, основанием которого служат закрепленные в интеллигентности ценности, и обосновано, что эти ценности  человек должен в себе развивать. Доказано положение о том, что заслуга российских философов не в «открытии» качества интеллигенции, а в проблеме её существования, и уточнено, что интеллигентность, представляет собой универсальное человеческое качество; а не отличительная черта русского характера. Практическая и теоретическая значимость Результаты исследования могут способствовать расширению понимания интеллигентности, углублению знаний в области качеств человека и его сущности в условиях современного мира, развитию  понимания духовности человека, формированию новых мировоззренческих ориентиров, уточнению содержания понятий «интеллигентность». Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке образовательных и воспитательных программ, для средних и высших учебных заведений. В преподавании курсов философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики. Апробация исследования  с материалами   дипломной работы, я выступала на научной конференции, которая проходила 6 апреля 2011 года на кафедре журналистики в ТГУ им. Державина. Структура дипломная работа состоит из двух  глав. Первая глава дано определение интеллигенции и интеллигенции, история возникновения термина, приведены высказывания известных исследователей писателей по данной теме. Сформулированы современные представления об интеллигенции. В том числе и о русской интеллигенции. Приведены высказывания Д.С Лихачёва о интеллигенции.. Вторая глава выявлена связь между интеллигентностью и культурой, приведены собственные исследования о теме интеллигентности и интеллигенции и том как это освещает региональная пресса. В качестве примера взята телекомпания «Новый век» проанализированы все программы данного телеканала  более подробно ток –шоу «Поле зрения».Приведены примеры статей из газеты « Тамбовская жизнь»  об интеллигентности. Владимир Пеньков «Утраченные вехи  заметки интеллигентного человека». Полякова Л.В.  доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Державина. « Из глубины взываю, … Вердикт слишком категоричен». Статья читателя    «Тамбовской жизни» « Взгляд снизу » Публикация Сергея Самгина, кандидата политических наук « Интеллигент у нас в округе - редкий вид».

 

 

1.1 Определение  интеллигенции и интеллигентности.

 

 

Интеллигенция (от лат. - понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий, мыслящий, понимающий) - в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным (по преимуществу интеллектуальным) трудом.1

 До 60-х годов XIX века термин «интеллигенция» означал «разумность, сознание, деятельность рассудка». А.М.Камчатнов в работе «О концепте интеллигенция в контексте русской культуры» пишет: «У Гегеля интеллигенция есть общечеловеческая способность умозрительного постижения вещей... Маркс говорит о народной интеллигенции как о самосознании всего народа: интеллигенция — это самосознание народа, а ее носитель — весь народ...» 2

Похоже, самым  первым употреблением слова является дневниковая запись В.А. Жуковского от 2 февраля 1836 г: «...осветился великолепный Энгельгардтов дом, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским  дворянством, тем, которые у нас  представляют всю русскую европейскую  интеллигенцию». Здесь интеллигенция — это некий отдельный культурный слой, европейски образованный. Последнее, кстати, важно — но до этой темы мы дойдем постепенно.

Трактовка интеллигенции  как отдельной группы принадлежит  писателю П.Д. Боборыкину. В романе «Солидные  добродетели» (1870) он определил значение термина: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как  в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в  последней трети XVIII в.». При этом подразумевалось (и было описано  в романе), что интеллигенция должны обладать некими моральными качествами — в частности, должен стремиться облегчить положение простого народа.

 

А вот определение XX-го века, которое даёт академик Лихачёв: «Интеллигент же — это представитель профессии, связанной с умственным трудом, (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.».3

Пожалуй, удачное  определение, указывающее на два  необходимых и достаточных признака: во-первых, интеллигент презирает  физический труд (так более точно, чем в определении Лихачева: изредка  отдельные интеллигенты были вынуждены  трудиться физически), во-вторых, «умственная  порядочность».

Все остальное  может варьироваться: интеллигенты бывают богатые и бедные, западники  и славянофилы, либералы и «соборники», «физики» и «лирики»...

Понятие интеллигенции  по своему происхождению является категорией русской культуры. В большинство европейских языков оно пришло именно из России.

«В русском  словоупотреблении Нового времени  сложилось и закрепилось представление об интеллигенции как о смысловом единстве познаваемых идей и избранного сообщества разумных людей, живущих этими идеями, как о тождестве носителей высшего сознания и духовности. Способных к рефлексии культуры и саморефлексии, и самих форм духовной культуры, рефлектируемых софитным умом, - как о духовном образовании, воплощающем в себе самоценный смысл действительности, соотнесённый в самосознании с самим собой.     Феномен русской интеллигенции во многом совпадает с национальным характером русской культуры и оказывается в такой же мере источником, причиной её становления и  

 

развития, в  какой результатом, плодом  истории культуры России.

      Интеллигенция всегда сама осуществляла  различие и разделение собственных смыслов, постоянно вступая в смысловое соотношение с самой собой в процессе исторического саморазвития и саморефлексии и стремясь к качественному своему самосовершенствованию, интенсивному саморазвитию и росту».4 Н.А. Бердяев вслед за Н.К. Михайловским, различавшим «правду-истину» и «правду-справедливость», доказывал, что «интеллигентская правда», тенденциозная и субъективная, практически исключает «философскую истину». Поэтому интеллигенция чужда подлинной философии, которая на практике подменяется научным позитивизмом, заменяющим собой религию, и политизированной верой, приводящей к политизации и мысли, и действия.  «С.Л. Франк в своих размышлениях об этике нигилизма русской интеллигенции пришёл к выводу, что одной из самых характерных черт типично-русского интеллигентского духа является борьба против культуры, которая ассоциируется с ненужным и нравственно непозволительным барством». «В статье, посвящённой интеллигентной молодёжи, А.С. Изгоев показал, что кризис интеллигенции и ослабление ее влияния на исторический процесс в России обусловлены жалким образованием интеллигенции, её уродливым воспитанием, низким уровнем самосознания и воли, отсутствием интереса к знаниям и расцветом показной политической демагогии».5

Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции  являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых  различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции  показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.:

-Ориентация  на общечеловеческие качества, приверженность  идее справедливости, критическое  отношение к существующим социальным  формам правления общества, далеким  от идеалов гуманизма и демократии;

-единство  духовной природы человека-интеллигента  и людей, чьи интересы и потребности  он выражает;

-верность  народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость; 

-глубоко  развитое понимание своего “Я”,  независимость, достаточная самостоятельность,  обостренная любовь к свободе,  к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;

-мужество, стойкость  в отстаивании своих, продиктованных  совестью и убеждением позиций; 

-противоречивость, социально-нравственная напряженность  между различными отрядами интеллигенции; 

-своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным  политическим колебаниям, проявлению  консерватизма, некоторой импульсивности  на события в жизни; 

-нередкое  сочетание одухотворенности с  меркантилизмом, высокой степени  самосознания с эгоцентризмом.

«Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: “...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным — никогда.»6

«В России, несмотря на сравнительно небольшую  численность интеллигенции, она  была авторитетным и влиятельным  демократическим социальным слоем, генерируя роль создателя, подвижника и проповедника культуры. Именно она  сумела поднять нравственную культуру страны к высотам общечеловеческого духа. Отсюда вполне закономерно рассмотрение ее как главного носителя духовности.»

«Широко используемое на Западе слово “интеллектуал” совсем не является его эквивалентом. ...в  западном традиционном употреблении “интеллектуал” — понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.

Интеллигенция — дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и  этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно  не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.» 7

Информация о работе Тема интеллигенции и интеллигентности в региональных СМИ