Специфика интервью в музыкальной журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Задачи: проанализировать публикации в жанре «интервью», выявить специфику.
Цель: выявление специфики подготовки и проведения интервью в музыкальной журналистике.

Содержание

Введение……………..…...……………………………………………………….2
Глава 1: Основы интервью
§1. Понятие интервью……………..…...…………………………………………4
§2. Подготовка к интервью……………..…...……………………………………5
§3. Проведение интервью……………..…...……………………………………..7
Глава 2: Интервью в музыкальной журналистике
§1. Немного о музыкальной журналистике…………………………...…….…11
§2. Подготовка к интервью с музыкантами.…...…………………………..….12
§3. Проведение интервью……………..…...…………………………………....13
Глава 3: Анализ материалов………………….……….……………………...16
Заключение……………………………………….……………………………..
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 61.26 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение……………..…...……………………………………………………….2

Глава 1: Основы интервью

§1. Понятие интервью……………..…...…………………………………………4

§2. Подготовка к интервью……………..…...……………………………………5

§3. Проведение интервью……………..…...……………………………………..7

Глава 2: Интервью в музыкальной журналистике

§1. Немного о музыкальной журналистике…………………………...…….…11

§2. Подготовка к интервью с музыкантами.…...…………………………..….12

§3. Проведение интервью……………..…...…………………………………....13

Глава 3: Анализ материалов………………….……….……………………...16

Заключение……………………………………….……………………………..

Список  литературы……………………………….………………………..….

 

Введение

Актуальность  темы: Сегодня сетевые СМИ уже заметно теснят в информационном пространстве традиционные средства массовой информации. Если раньше открыть своё издание было достаточно трудной и ёмкой работой, требующей немало затрат (бумага, чернила, оборудование и т.д.), то с появлением интернета открыть собственное СМИ стало вполне реально – достаточно найти грамотного программиста и опытного веб-дизайнера.

Вследствие  такой доступности средства массовой информации, рассчитанные на определённую целевую аудиторию, получили сильный толчок к развитию. Сегодня в сети можно встретить множество различных информационных порталов, посвященных кулинарии, спорту, молодёжным субкультурам или музыке. И все они, ввиду своей направленности, имеют и свои особенности, которые на данный момент не очень хорошо изучены.

Поэтому данную работу можно считать вполне актуальной и необходимой – изучение и анализ статей СМИ с узкой  целевой аудиторией позволит лучше  понимать принципы работы, делать качественный журналистский материал и не допускать  ошибок.

Объект: «Новые Звуки» (www.newzvuki.ru) - музыкальный  интернет-журнал, выходит в Екатеринбурге и Челябинске.

Предмет исследования: специфика подготовки и проведения интервью в музыкальной журналистике.

Материал: публикации сайта «newzvuki.ru» в жанре «интервью» за апрель 2010 – март 2011 года.

Метод исследования: сбор информации, анализ, обобщение.

Задачи: проанализировать публикации в жанре «интервью», выявить специфику.

Цель: выявление специфики подготовки и проведения интервью в музыкальной журналистике.

Структура курсовой работы: В первой главе «Основы интервью» мы рассмотрим базовые особенности интервью – подготовку, сам процесс взятия, психологические моменты и прочее.

Вторая  глава нашей работы («Интервью в музыкальной журналистике») будет посвящена самой теме курсовой – особенностям интервью в музыкальных СМИ. Мы рассмотрим некоторые моменты предыдущей главы, но уже с точки зрения именно музыкальной журналистики.

В последней  главе мы, основываясь на предыдущих разделах работы, проанализируем публикации музыкального интернет-журнала «Новые Звуки» (newzvuki.ru) в жанре «интервью», чтобы выявить особенности подготовки и проведения беседы с музыкантами.

 

Глава 1: Основы интервью

§1. Понятие интервью

    Прежде, чем говорить о подготовке и проведении интервью, следует дать определение самому понятию. Интервью́ (англ. interview) – опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ1.

    Если  обратиться к семантике английского  слова «интервью», то оно состоит из префикса «inter», имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова «view», одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

    В интервью принимают участие две  стороны – интервьюер2 (лицо, собирающее сведения путем интервью; человек, который спрашивает) и интервьюируемый3 (тот, у кого берут интервью).

    Интервью  является не только жанром, но и одним из самых распространённых методов получения информации. Этот метод используется почти во всех журналистских жанрах – в опросе и в комментарии («вопрос – ответ»), в репортаже или отчёте с мероприятия (беседа с организаторами или участниками), а также во многих других.

    Начинающими журналистами этот жанр легкомысленно воспринимается как «самый лёгкий». Однако они глубоко заблуждаются – грамотное и качественное интервью требует серьёзной и тщательной подготовки, так как в противном случае журналистский материал выйдет неудачным.

    И это произойдет почти наверняка, если репортёр к нему не готов. Неподготовленного интервьюера очень легко ввести в заблуждение, и, естественно, добытая им информация будет весьма малоценной. Подробнее о подготовке – в следующей параграфе.

§2. Подготовка к интервью

    Подготовка  к интервью – обязательный элемент  интервьюирования, независимо от типа беседы, её содержания и продолжительности.

    Журналисту необходимо сначала прочитать всё, что касается интервьюируемого. Уже в ходе изучения материала у него может сложиться план будущей беседы. Какой он будет – с заранее сформулированными, чётко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, и, во-вторых, от привычек самого журналиста.

    Давайте рассмотрим две основные составляющие подготовки к интервью – подбор вопросов и выбор места и времени.

    1). Вопросы. Журналисту обязательно нужно составить список вопросов и во время интервью держать его наготове. Но список не должен управлять интервью – можно вполне и «отходить» от него. Уже первые вопросы и ответы могут придать интервью совершенно не то направление, которое предполагалось репортером – в результате может получиться даже более удачный материал.

    Каждый задаваемый вопрос должен быть понятен собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Хороший журналист находить с каждым собеседником общий язык. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин.

    Следующее немаловажное требование к вопросу  – он должен содержать в себе одну мысль. К сожалению, журналисты нередко пытаются смешать в одном вопросе несколько. И как показывает практика, интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить.

    При подготовке вопросов следует обращать внимание и на то, насколько развёрнуто на них сможет ответить собеседник. Вопросы не должны быть составлены так, чтобы на них можно было ответить односложно. Если, например, спросить у человека: «Вы слышали про митинг на площади?», он, скорее всего, ответит либо «да», либо «нет», и на этом разговор тут же закончится. Правильнее будет спросить: «ЧТО вы слышали про митинг на площади?». В этом случае интервьюируемый будет вынужден ответить вам развёрнуто.

    Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Естественно, вопрос вполне может показаться собеседнику неожиданным и необычным по форме. Поэтому важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы этот вопрос не породил никакого отрицательного эффекта.

    При составлении вопросов необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как осведомлённость собеседника. Если интервьюируемый не может ответить на вопрос, то у него может возникнуть довольно неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста и роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может почувствовать себя неуютно, замкнуться, а то и вовсе поторопиться с окончанием разговора4.

    2). Время и место. Договариваясь о встрече, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник, и в зависимости от этого планировать беседу. На интервью журналисту стоит приходить заранее – опоздание может негативно настроить интервьюируемого.

    Не  менее важен выбор обстановки интервью – главное, чтобы она была психологически благоприятна собеседнику. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Если речь идёт о длительной беседе, в которой журналиста будет интересовать личность собеседника, лучше всего договориться о встречи у него дома. Возможное присутствие посторонних неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вредно для журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких. Нередко присутствие других людей останавливает интервьюируемого от желания солгать или прихвастнуть.

    Интервью  тет-а-тет гораздо предпочтительнее беседы по телефону. При личном общении (особенно, если это происходит на работе или даже дома) репортер может увидеть окружение интервьюируемого. Собеседник, в свою очередь, чувствует себя на «своей территории» и он менее взволнован. В этом случае интервью не прерывается и совмещается с личными наблюдениями репортера. Телефонный же собеседник может в любой момент отключиться, и тогда – конец вашей беседе. 

§3. Проведение интервью

    Как уже говорилось в первом параграфе, в интервью принимают участие  две стороны: репортёр и его собеседник.

    В первую очередь журналист должен быть уверен, что правильно произносит имя собеседника. Если интервьюер плохо  подготовиться, он вполне может исказить, перепутать, а то и вовсе не знать  имя и фамилию. Естественно, это может сразу негативно настроить человека, с которым вы общаетесь, сильно повредить беседе, а в некоторых случаях и вовсе её прекратить.

    Смысл любого интервью состоит в том, что интервьюируемый должен говорить. Те, кто не привык часто давать интервью, обычно пугаются блокнота или диктофона репортёра, чувствуют себя неуютно под объективом фото- и видеокамер. Можно ободрить такого собеседника, сказав, что вы заинтересованы в получении абсолютно точной информации. Также, если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать её хорошо.

    Популярные  личности, «привыкшие» к интервью, умеют отвечать на вопросы, при этом ничего не сообщая по сути (особенно так любят делать политики). В таких ситуациях репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос всё-таки остался без ответа, стоит перефразировать его и задать ещё раз. Можно даже прямо сказать собеседнику, что он не ответил на вопрос.

    Если  вы пользуетесь диктофоном, параллельно  выборочно делайте записи – как показывает практика, диктофон всегда может неожиданно подвести. Однако вовсе не пользовать диктофоном не стоит, ведь это надёжная защита от ошибок при цитировании (так же, как и от претензий собеседника по поводу неверного цитирования5). На память тоже не стоит особо рассчитывать – то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию.

    Репортёр должен быть деловит, любезен и соответствующим образом одет 6. Во время интервью важно вес время быть начеку: если увлечённый разговором собеседник забирается в какие-то области, не относящиеся к делу, надо возвращать беседу в нужное русло. Конечно, это не слишком легко для начинающих журналистов (особенно, если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью). Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка.

    Приведём  несколько самых основных советов по ведению интервью:

Информация о работе Специфика интервью в музыкальной журналистике