Корпоративные СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить проблемы оценки эффективности работы внутрикорпоративных СМИ ВВС РФ, их цели, методы работы с целевой аудиторией, изучить историю и работу внутрикорпоративных СМИ ВВС РФ, на примере таких изданий как: « На страже Родины», « Военный вестник Юга России», « Боевая вахта», « Военный железнодорожник», « Военно-исторический журнал», « Ориентир», « Военная мысль», « ТРК ВС РФ» Звезда», « Телевизионная студия Черноморского флота», « ТРЦ МО РФ».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 765.50 Кб (Скачать документ)

Часто компании, издающие свои корпоративные СМИ, сводят их к двум вариантам: «для себя» и «для других». Таким образом, партнеры и клиенты оказываются в одной целевой группе, что снижает эффективность издания.

«В2Р (business-to-personnel) - корпоративная пресса для своих сотрудников. Обычно, если внутри корпорации возникает необходимость в издании собственной газеты, это дело возлагается на подразделение, отвечающее за связи с общественностью. Редакция либо создается внутри этого подразделения, либо выносится за рамки корпорации (например, заказывается у рекламного агентства или медийной структуры), а PR-подразделение курирует издание. Внутрикорпоративная пресса призвана работать с коллективом, поэтому при выстраивании редакционных планов нельзя обойтись без привязки к кадровой службе:

• для персонала (инструмент консолидации и мобилизации);

• для линейных менеджеров (инструмент реализации стратегий);

• для топ-менеджеров (инструмент выработки решений).» 7

Издание для сотрудников - прерогатива действительно больших компаний. Да и необходимость в нем появляется лишь тогда, когда управление штатом уже не может осуществляться на основе личных отношений. «Андрей Климов, директор по связям с общественностью компании «Мегафон»: Свою корпоративную газету «Твой Мегафон» мы запустили в октябре прошлого года. Она позиционирована не только как издание для сотрудников. Это издание для всех, кому интересна наша компания и жизнь

6.  Блажнов, Е.А. Паблик рилейшнз : приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений : учеб. пособие. / Е.А. Блажнов. – М.: ИМА-пресс, 1994. – 152 с.

7.  Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR. / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 624 с.

внутри нее, в том числе и для абонентов. Хочется, чтобы сотрудники наших офисов и во Владивостоке, и в Калининграде могли почувствовать причастность к общему делу. А абоненты, читая газету, понимают, что наша компания - большой живой организм и в ней трудятся люди, которые любят свою работу.» 8.

1.3.  Цели выпуска печатных СМИ

В идеале ключевая задача корпоративной прессы - сведение воедино маркетинговых интересов компании с информационными потребностями ее целевой аудитории. Ведущие мировые компании давно оценили высокий потенциал и эффективность корпоративных СМИ и активно используют их не только как рупор основных идей руководства, но и как инструмент повышения лояльности сотрудников и клиентов.

Повышение лояльности целевой аудитории является одной из главных задач корпоративной прессы. В Англии подсчитали, что за чтением корпоративной газеты или журнала человек в среднем проводит 25 минут. Весьма ощутимо, особенно если сравнить с 30-секундным ТВ-роликом. При этом не стоит забывать еще об одном пока еще не до конца осмысленном преимуществе корпоративной прессы - четко определенная целевая аудитория (персонал, клиенты, партнеры).

Выпуск печатных средств организационных коммуникаций имеет следующие цели:

- поддержка информированности занятых об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях организации;

- общее обсуждение существующих в фирме проблем и их решение;

- предоставление занятым информации, необходимой им для профессионального выполнения своих функций;

- поощрение занятых поддерживать и улучшать организационные стандарты качества, эффективности и социальной ответственности;

- признание достижений и успехов занятых;

- формирование имиджа компании.

8.  Варакута, С.А. Связи с общественностью: учеб. пособие. / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 207 с.

 

                 2. Корпоративные СМИ в вооруженных силах РФ

2.1. История развития военных СМИ     

Разговор о роли и значении любого социального института целесообразно начинать с определения круга выполняемых им функций и решаемых им значимых задач. Причем учитывать надо как явные, т.е. декларируемые его представителями функции и задачи, так и скрытые, не провозглашаемые, а также и реализуемые объективно, зачастую помимо намерений людей, работающих в структуре данного социального института.

В советский период отечественной истории неизменно подчеркивался партийный характер любой прессы, под которым подразумевалось, прежде всего, отстаивание соответствующих классовых, политических интересов. С этим тезисом и в отношении сегодняшней реальности в основном можно согласиться. Более того, сослаться на мнение известного российского политолога и журналиста Виталия Третьякова о том, что независимой прессы в нашей стране не существовало и не существует, что СМИ в России являют собой не орудие свободы слова и свободы печати, а политическое оружие властных структур и различных кланов российской элиты, враждующих за власть и собственность[1].

Вряд ли полная свобода прессы вообще может существовать в природе, поскольку любые печатные издания вольно или невольно декларируют и отстаивают интересы тех или иных общностей (политических, экономических, профессиональных, корпоративных и прочих). Поэтому в реальном мире и военные средства массовой информации (то есть декларирующие и отстаивающие точку зрения людей а) отвечающих за обеспечение военной безопасности государства; б) выполняющих воинских долг; в) осознающих необходимость и высокую общественную значимость ратного труда должны существовать и поддерживаться как государством, так и здоровым большинством общества.

Резонен, хоть и достаточно риторичен вопрос: «А для чего вообще нужны специализированные военные СМИ?».

    Во-первых, потому что у вышеозначенной читательской аудитории есть свои специфические информационные потребности. Во-вторых, потому что любое государство для успешного решения своих военно-политических задач должно иметь соответствующие информационные «инструменты».

В связи со всем этим, с учетом самых различных мнений социологов, возьму на себя смелость очертить, так сказать, функциональное поле военных СМИ.

В число их основных функций, как представляется, входят:

1. Информирование (в самом широком смысле этого понятия) армейской и гражданской общественности о различных сторонах жизни вооруженных сил, тенденциях военной политики и военного строительства в стране и в мире.

2. Воспитание военнослужащих (ценностная ориентация, пропаганда, агитация).

3. Морально-психологическое обеспечение (прежде всего – в ходе боевых действий, в других экстремальных ситуациях деятельности вооруженных сил).

4. Обеспечение обратной связи (доведение армейского общественного мнения до органов государственного и военного управления).

5. Обеспечение контроля со стороны гражданского общества (общественности) за деятельностью органов военного управления.

6. PR (рекламно-имиджевое) обеспечение деятельности военных структур.

7. Участие в мероприятиях информационного противоборства и информационной войны (в т.ч. дезинформация вероятного и реального противника).

8. Консультирование, обучение, методическое обеспечение деятельности военных специалистов.

9. Обеспечение досуга военнослужащих и снятие психологической разгрузки.

Это – так сказать, общее функциональное поле всех СМИ, ориентированных на военную проблематику и на военного читателя (читателя в той или иной степени связанного с вооруженными силами). Разумеется, с учетом того, что существуют и официальные военные издания, и издания, независимые от органов военного управления, акцент в деятельности каждого из них делается на те или иные конкретные задачи. К тому же часть других изданий, неспециализированных на военной тематике, но периодически обращающихся к ней, также объективно выполняет те или иные из вышеперечисленных функций. В полном же объеме названные функции присущи именно военным СМИ.

Разумеется, каждая из вышеуказанных функций не выполняется сама по себе, изолированно от прочих. Ведь, как известно, любой текст не только несет в себе информацию (например, по вопросам военной политики, экономического и правового положения военнослужащих, профессионального опыта, быта и досуга, военной истории и так далее). Он многофункционален, то есть одновременно с информированием решает и целый ряд других задач, прежде всего, воспитательного и пропагандистского плана. По большому счету, в человеческом мире вообще не существует нейтральной информации, то есть чистой от эмоций, индивидуальных и корпоративных интересов, политических взглядов, и тому подобного. И потому любые СМИ информируют не просто так, а с определенной целью.

Как плотность артиллерийского огня и массированность применения других средств поражения в бою определяют его успех, так и интенсивность информационно-психологического воздействия на свои войска и войска противника обусловливает степень успеха в решении как сугубо военных, так и военно-политических задач.

Термины «агитация» и «пропаганда» ныне не очень популярны в гражданском обществе, поскольку во многом ассоциируются в массовом сознании с советской эпохой, ее методами идеологического контроля и воспитания масс[2]. Но назовите эту деятельность как угодно иначе, суть работы специалистов в сфере массовых коммуникаций остается та же: воздействие на эмоции и ценностные установки, на сознание и подсознание людей (и военных, и гражданских), а в результате – побуждение их к определенным мыслям, настроениям, побуждениям, и, в конечном счете – действиям. И методы такого воздействия, в том числе в отношении своих войск, как важный элемент полководческого искусства, с завидным успехом применялись на всем протяжении военной истории человечества. Стоит обратиться хотя бы к опыту жившего две тысячи лет назад Гая Юлия Цезаря, в частности, внимательно прочитать его «Записки о галльской войне»[3]. Впрочем, все полководцы, выигрывавшие войны и сражения, оставившие яркий след в истории, добились этого во многом благодаря постоянному учету ими морально-психологических составляющих деятельности человека на войне.

И практически во всех современных армиях средства массовой информации (печатные и электронные) являются важнейшим элементом системы воспитания, морально-психологического воздействия, а также профессионального обучения и информирования военнослужащих[4]. Наиболее традиционными остаются печатные средства массовой информации. Несмотря на активное развитие в ХХ веке радио и телевидения, а в последние 10-15 лет также сетевых компьютерных систем коммуникации, газеты и журналы, особенно в специфической сфере военной деятельности, по-прежнему способны активно влиять на решение зад0ач, стоящих перед военными структурами.

Равняться принято, как известно на пример стран – геополитических и технологических лидеров. Так вот, в вооруженных силах США в первой половине 90-х годов ХХ века имелось 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышал 12 млн. экземпляров. В среднем же на каждого американского военнослужащего приходилось по 4 единицы печатной продукции[5]. И в последующий период, ознаменовавшийся появлением большого количества военных Интернет-СМИ, подобный уровень информационного воздействия с использованием печатных СМИ в целом был сохранен.

Разумеется, самая богатая в мире держава может позволить себе весьма значительные расходы в этой сфере. Однако и наш отечественный опыт демонстрирует примеры столь же массированного, а потому достаточно успешного применения «газетного оружия», прежде всего – в годы Великой Отечественной войны. Причем – и в наиболее критический период 1941-1942 годов, когда не хватало вооружения, боевой техники и боеприпасов, а не то что полиграфического оборудования и газетной бумаги. Несмотря на это обеспечению нормальной жизнедеятельности советских военных СМИ уделялось первостепенное значение.

Нагляднее всего об этом свидетельствует сама статистика тех лет. Так, во второй половине 1941 года в Сухопутных войсках издавалось 465 военных газет (в том числе 10 окружных, 15 фронтовых, 38 корпусных и армейских, примерно 400 дивизионных). А уже в 1942 году число военных газет выросло до 725 (в их числе 19 фронтовых, 93 корпусные и армейские, примерно 600 дивизионных)[6]. В среднем в роте (по данным, рассчитанным, к примеру, для 1-го Украинского фронта на начало 1944 года) на 4-6 военнослужащих приходился один экземпляр печатных изданий[7]. В совокупности же в годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте было создано и выходило свыше 1300 различных военных газет, разовый тираж которых превышал 6,2 млн. экземпляров[8]. Свыше ста военных газет (прежде всего, фронтовых и армейских) выходили на языках народов СССР[9].

А, к примеру, только на Дальнем Востоке накануне начала Маньчжурской наступательной операции (август 1945 г.) выпускалось в общей сложности более 100 фронтовых (флотских), армейских (флотильских), корпусных, дивизионных и других военных газет с разовым тиражом более 500 тысяч экземпляров[10]. Вдобавок к этому «печатному оружию» в стране выходило большое количество самых различных гражданских газет, выполнявших аналогичные агитационно-пропагандистские задачи. Значительная часть их также поступала в войска.

Итог – мощнейший (во многом даже парадоксальный в условиях сталинского тоталитарного репрессивного режима) всплеск энтузиазма, невиданный морально-психологический подъем, приведший к тому, что по праву именуется массовым героизмом на фронте и в тылу.

А как обстоят дела в начале XXI века?

В условиях современного гражданского общества, с присущим ему плюрализмом экономических, политических, корпоративных интересов, что наглядно отражается в современных российских средствах массовой информации, роль военных СМИ по логике вещей должна возрастать. Тем более, что общее количество наименований печатных изданий (газет и журналов) в России, как отмечает исследователь проблем СМИ Наталья Зоркая, в последние полтора-два десятилетия постоянно растет[11]. Количество только зарегистрированных печатных СМИ (то есть, как правило, постоянно издаваемых и имеющих тираж 1000 и более экземпляров), по данным «Роспечати», в 2006 году приблизилось к 53 тысячам. Из них 26,5 тысячи приходятся на газеты и 18,5 тысячи – на журналы[12]. Сегодня не только крупные и средние корпорации, но порой даже мало-мальски значимые коммерческие фирмы стремятся иметь свои печатные органы, хотя бы рекламно-имиджевой направленности, выходящие пусть и не периодически, а по мере необходимости.

А вот количество официальных изданий для военной аудитории на рубеже XX-XXI веков неуклонно снижалось. Только на Дальнем Востоке в 90-е годы были ликвидированы 3 армейских (две – в Дальневосточном военном округе, одна – в армии ПВО) и более 20 дивизионных и других многотиражных газет. Суммарный разовый тираж военных СМИ в связи с этим уменьшился даже не в разы, а почти на два порядка – примерно в 100 раз! Практически сегодня осталась лишь две издающихся в регионе военных газеты, входящих в систему СМИ Министерства обороны России, – «Суворовский натиск» (печатный орган Дальневосточного военного округа) и «Боевая вахта» (печатный орган Тихоокеанского флота).

Информация о работе Корпоративные СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации