Контрольная по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Работа состоит из  1 файл

IOZh.docx

— 170.05 Кб (Скачать документ)

В «РВ» Короленко  и прошел «школу». «И здесь и попытался  дебютировать с беллетристикой и  публицистикой почти одновременно», - писал он. Беллетритику сразу же встретил успех, «несколько даже его  смутивший». Он послал в редакцию главу  еще незавершенной повести «Слепой  музыкант». А вот как публицист  он состоялся не сразу. Но Короленко  без «такого раздвоения» «никогда не представлял себе... свою литературную работу». Он продолжал упорно писать статьи, очерки, корреспонденции, вырабатывал  стиль, и стал, по его собственному определению, «провинциальным журналистом  в лучшей столичной газете», который  сначала в местной периодике  проводил газетные кампании, а общие  их итоги давал в «РВ», и «дело  приобретало при помощи авторитетного  органа общее значение».

Тонкое понимание  особенностей журналистской работы, типов изданий, необходимость, несмотря на цензуру, донести до читателя по возможности более полное и точное отображение жизненного факта привели  Короленко к новой практике: он одновременно для публикации своих  произведений использует уже не две  газеты – провинциальную и столичную, а газету «Русские ведомости» - «РВ»  и журнал («Русское богатство» - «РБ», «Русскую мысль»). После газетной цензуры  он помещал те же очерки в журнале, что помогало внести в них некоторые  коррективы, а главное, собранные  под одну обложку журнала или  книги, очерки, корреспонденции и  статьи создают обобщенную картину, панораму описываемого явления. Примером может служить серия очерков  Короленко о голоде, поразившем Поволжье в 1892 году.

В конце февраля, имея с собой «около 1000 рублей, отданных добрыми людьми» в его распоряжении для непосредственной помощи голодающим и «открытый лист от губернского  благотворительного комитета», Короленко  поехал в Лукьяновский уезд, пообещав редакции «Русских ведомостей» посылать корреспонденции. Но этого обещания он не смог сдержать. Публицист занимался  организацией в деревнях столовых, оказывал посильную помощь пострадавшим, и , наблюдая трагедию, вел дневник. «Писать в «РВ» пока некогда, - сообщал  он жене 20 марта, - но дневник веду чрезвычайно  аккуратно, и есть уже много прямо  готового».Первые его очерки об увиденном  в уезде появились в апреле 1892 года в «Русских ведомостях» под  нейтральным заголовком «По Нижегородскому краю2. Картину земельной неурядицы  и нищеты земледельческого населения  на лучших землях». Нейтральное название очерков и авторитет «РВ» дали возможность провести их через цензуру. Но уже в 1893 году они выходят в  «РБ» под новым заголовкм «В голодный год», что более сответствует замыслу  автора. Очерки имели успех. В качестве книги они переиздавались до 1917 года 7 раз.

Корреспондент Короленко едет в Саратов в 1892 году и по свежим впечатлениям создает  очерк «В холерный год», но на этот раз  его произведение не будет пропущено  цензурой, настолько оно критично к российской бюрократии, неспособной  организовать борьбу с эпидемией.

Позиция народного  защитника была присуща Короленко-публицисту уже в его ранних статьях и  корреспонденциях, но особенно полно  она проявилась в цикле его  произведений, посвященных «мултанскому делу».

Оно было организовано местной полицией с целью разжечь  национальную вражду. Обезглавленный труп нищего Матюнина был найден на пешеходной тропе через топкое болото в трех верстах от Старого Мултана. Жители села Старый Мултан – крестьяне-удмурты (вотяки) – обвинялись в принесении человеческой жертвы языческим богам. Судебный процесс проводился трижды, два раза заканчивался приговором невинных людей к пожизненной каторге. Публицист провел тщательное расследование мултанского дела. Он сначала пытался с помощью прессы и личных знакомств добиться пересмотра дела, потом едет в Старый Мултан, изучать обстоятельства на месте, стремится привлечь к нему внимание общественности. В качестве общественного защитника выступает на третьем судебном разбирательстве, доказывая ложность обвинения. Доказал, что труп Матюнина был обезглавлен полицейскими для фабрикации. Он добился оправдания удмуртов, опроверг клевету.

 

По делу было написано 12 фельетонов в «РВ», большя статья «К отчету о мултанском жертвоприношении (письмо в редакцию)», серия статей «Мултанское жертвоприношение»  для «РБ». И отдельной брошюрой с предисловием и примечанием  автора.

Михайловском  и Короленко удалось привлечь в «РБ» многих известных литераторов, а также поддерживать начинающих. Термин «писатель-народник» в редакции трактовался в широком смысле: имелись в виду литераторы, писавшие о народе, болевшие душой о нем, что позволяло объединять писателей  разных школ. Вересаев (повесть «Без дороги»), Засодимский (роман «Грех»), Куприн (повести «Впотьмах», «Молох», рассказы), представители сибирской  литературной школы: Мамин-Сибиряк (роман  «Падающие звезды», повесть «Любовь  куклы»), Якубович. В 1890х вышли произведения Бунина, Чирикова, потапенко. Короленко  поддерживал Подъячева, «писателя  из народа», редактируя его рукописи («Мытарства», «По этапу», «У староверов»)

 

 

 

22. Журнал «Русская мысль», его направление и общественная позиция.

Журнал «Русская мысль» был разрешен к выходу в 1880 г.Издавался он в  Москве В.М. Лавровым под редакцией  литератора и театрального деятеля  С.А. Юрьева. Важную роль в журнале  играл секретарь редакции профессор  В.А. Гольцев. Руководство Юрьева было номинальным, и через два года он вовсе отказался от редактирования. В связи с этим влияние Гольцева усилилось, и в 1885 г. он вместе с Лавровым и Ремезовым стал официальным  редактором «Русской мысли».

Гольцев был по своим убеждениям типичным либералом. Поэтому он не уклонялся  от знакомства и сближения с революционерами, печатал в своем журнале статьи Чернышевского, Плеханова, революционеров-эмигрантов. Об этом было известно правительству, и «крайний радикал» Гольцев неоднократно подвергался обыскам и арестам.

Первоначально в «Русской мысли» приняли  участие ряд профессоров Московского  университета: М.И. Семевский, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Н.И. Иванюков, О.Ф. Миллер и др. Печатались здесь крупные  земские деятели: В.Ю. Скалон, Н.П. Колюпанов, публицисты А.А. Головачев, В.В. (В.П. Воронцов), С.А. Венгеров, Вас. Ив. Немирович-Данченко.

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» из семи тысяч их подписчиков  четыре с половиной перешли к  «Русской мысли», до этого издававшейся в убыток. Редакция журнала усилилась  за счет сотрудников «Отечественных записок»: Г. Успенского, Плещеева, Михайловского, Златовратского, Южакова, Протопопова  и некоторых других. Почти одновременно, после цензурного разгрома журнала  «Дело», в «Русской мысли» начал  печататься: Н.В. Шелгунов.

С 1885 г. участие в журнале принял вернувшийся из ссылки Н.Г. Чернышевский. Он не мог печататься под своим  именем. Чернышевский опубликовал в 1885 г. под псевдонимом «Андреев»  стихотворение «Гимн деве неба», а несколько позднее, за подписью «Старый трансформист», – ряд  статей научного характера. Одна из них  – «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь» (1888) была направлена против реакционных сторон учения Дарвина

В конце 80-х годов в журнал приходит А.П. Чехов как официальный редактор беллетристического отдела и как  автор очерков и рассказов.

Каждая книжка делилась на две части: первую составляли художественные произведения и статьи научно-исторического содержания; вторую – публицистические статьи. В эту часть входили подотделы: «Новые книги», «Внутреннее обозрение», «Политические заметки», «Театральные рецензии», «Земство». Позднее появились  рубрики – «Смесь», «Современное искусство», «Очерки русской жизни» (обзор провинциальной печати), «Заметки по внешним делам» и очень обширная «Библиография». Последняя имела  свое собственное оглавление и занимала до пятидесяти страниц.

Поначалу одним из ведущих был  отдел «Русская жизнь», где печатались многочисленные очерки о России и  затрагивался крестьянский вопрос. К  нему примыкал отдел «Земство». Редакция возлагала на земство большие  надежды, о чем громко заявила  в №2 «Русской мысли».

В отделе науки печатались статьи прогрессивных русских ученых, пропагандистов естественнонаучного материализма, защитников передовой науки –  К.А. Тимирязева («Опровергнут ли дарвинизм?»), А.Г. Столетова («Энергия солнца», «Гельмгольц  и современная физика») и др.

Беллетристический отдел заметно  улучшился после 1884 г., когда в  «Русскую мысль» волей-неволей перешли  писатели, ранее принадлежавшие к  кругу «Отечественных записок». Здесь  печатались: Г. Успенский, Чехов, Короленко, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Григорович, Златовратский, Эртель, Плещеев, Апухтин, Пальмин, Майков. Из иностранных писателей редакция охотно переводила польских авторов  – Г. Сенкевича и Э. Ожешко.

Не изменяя однажды принятому  направлению, «Русская мысль» в первые 26 лет своего существования характеризовалась  эклектизмом; на страницах её появлялись произведения писателей, в других органах  того же направления крайне редко  или совсем не участвовавших. Так, в  «Русской мысли» публиковались произведения Н. С. Лескова, К. К. Случевского, А. Н. Апухтина, графа А. А. Голенищева-Кутузова, Г. П. Данилевского. «Русская мысль» с одинаковой готовностью предоставляла свои страницы как защитникам «марксизма»  и «экономического материализма», так и «народникам», а также  писателям, старающимся примирить  эти оба направления.

Программа издания в значительной степени определялась статьями самого Гольцева и публицистов, близких  к либеральному народничеству. Объявляя себя защитницей земельной общины, «Русская мысль» выступила «за ее постепенное превращение в свободный  союз на основе общинного землевладения». Государство обязано «представить общине полный простор и не вмешиваться  в ее внутренние распорядки», – писал  Гольцев в предисловии к «Внутреннему обозрению» (1880, №1).

Для того чтобы вывести народ  из нужды и неграмотности, журнал устами Гольцева призывал государство  «опереться на здоровые силы русской  интеллигенции». «Скромные желания  русского общества заключаются, – писал  Гольцев в статье «Новый год» (1881, №1), – в стремлении достигнуть либеральных  законов, которые высоко подняли  бы авторитет власти в глазах всех образованных людей».

В 90-е годы редакция печатает статьи В.В. (Воронцова), Южакова, Михайловского, которые открыто полемизируют с  марксистами, хотя еще «в приличном  тоне»[171], а также Петрункевича, одного из организаторов кадетской партии. Гольцев пытается спорить с Плехановым. Журнал вовсю расхваливает книгу  Воронцова «Судьбы капитализма  в России». Не удивительно, что в 1893 г. редакция отклонила работу В.И. Ленина «Новое хозяйственное движение в крестьянской жизни» (рецензия на книгу Постникова). Нет ничего неожиданного и в том, что Гольцев после 1905 г., напуганный революцией, становится кадетом, а «Русская мысль» – органом  кадетской партии. В последние  годы редактировали ее Кизеветтер и  Струве. Закрыт журнал был в середине 1918 г. как контрреволюционное издание.

На протяжении 1886–1891 гг. Шелгунов печатал в «Русской мысли» чрезвычайно  разнообразные по тематике «Очерки  русской жизни», в которых содержались  отклики на злобу дня и ставились  крупные общественные проблемы.

 

23. Публицистика Чехова конца 19 века. Роль Чехова-журнилиста в эволюции «малых» газетных жанров.

Начало  журналистской деятельности А. П. Чехова - 80-е годы XIX в. в России - совпало  с периодом суровой политической реакции. Во главе политической реакции встал сам Александр III. В его царствование проводится ряд контрреформ, цель которых ликвидировать, свести на нет реформы 60-х годов. Спад революционного движения в стране способствовал возникновению антинародного, упадочнического искусства. В литературу широко проникают пессимистические настроения, усиливается влияние натурализма и декадентства. Первым произведением А. П. Чехова, опубликованным в печати, было «Письмо к ученому соседу» Оно появилось в марте 1880 г, в юмористическом журнале «Стрекоза». Семь лет он сотрудничал в юмористической прессе, в таких журналах, как «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель» и некоторых других («Мирской толк», «Свет и тени», «Волна», «Молва», «Спутник»).  Издатели большинства юмористических журналов 80-х годов (издатель «Будильника» - Уткина, «Стрекозы» - Корнфельд, «Сверчка» - Вернер и др.) были просто предпринимателями и интересовались только числом подписчиков, т. е. подписной платой. Ни о какой серьезной сатире не могло быть и речи. Их издания поверхностно освещали жизнь, не задевая основ общественного строя или действий правительства. Чехов не был революционером, не был политическим деятелем в собственном смысле слова, но он не был аполитичным, как это утверждала современная ему либерально-народническая критика. Нет почти ни одного вида журнальной работы, которую бы он не испробовал. Чехов писал театральные рецензии, репортерские заметки из зала суда, делал надписи к рисункам, сочинял анекдоты, пародии, статьи (о положении приказчиков, о виновниках желез-подорожных катастроф и т. д.) и рассказы. Наиболее длительным и постоянным было сотрудничество писателя в московском «Будильнике», петербургских «Осколках».  В журнале «Будильник» он опубликовал написанный в духе литературной стилизации роман «Ненужная победа», рассказы «Корреспондент», «Марья Ивановна» и другие произведения.

В 1886 г. выходит первый сборник Чехова «Пестрые рассказы», принесший писателю известность и признание. Сам  Чехов понял, что он должен «скорее  выбраться оттуда, куда завяз...». В фельетонах Чехова наряду с «сезонной» тематикой (дачные приключения - летом, новогодние происшествия - зимой, обжорство - на масленице и т. п.) можно найти отклики на театральную и литературную жизнь Москвы, описание салонов и варьете, обличение судебных и железнодорожных непорядков, разоблачения жульнических махинаций страховых обществ. За три года Чеховым всего было написано 50 фельетонов-обозрений. (Что лучше?», «Верх благонамеренности»)

Информация о работе Контрольная по "Журналистике"