Контрольная по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Работа состоит из  1 файл

IOZh.docx

— 170.05 Кб (Скачать документ)

В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный  со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между  славянофилами и западниками, осуждая  крайние позиции К.Аксакова и  А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует  силы в прозе (рассказ "Царицынская  ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров").

В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося  Погодиным, но из-за разногласий с  ним выпустил только три номера. Из статей Киреевского в "Москвитянине" особенно замечательно его "Обозрение coвременного состояния литературы". Как характерную черту своего времени, Киреевский отмечает прежде всего  в своей статье падение бескорыстного  интереса к явлениям чисто литературным: словесность изящная заменилась словесностью, так сказать, журнальною, в которой "мысль подчинена  текущим обстоятельствам, чувство  приложено к интересам партии, форма приноровлена к требованиям  минуты". Продолжая разрабатывать  проблему национальной самобытности русской  культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О  характере просвещения Европы и  его отношении к просвещению  России". Указывает три основных начала просвещения европейских  народов: христианство в форме римской  церкви, образованность языческого миpa и возникшую из насилия завоевания государственность. Все эти три  элемента Запада были совершенно чужды  древней Руси. Русский народ устраивался  самобытно.

В "Русской  беседе" (1856) была напечатана последняя  статья Киреевского "О необходимости  и возможности новых начал  для философии".

Петр Васильевич, младший брат И.В. Киреевского. В сер. 1820-х Киреевский установил литературные и дружеские связи с Хомяковым, Шевыревым, Веневитиновым, вместе с братом входил в “Общество любомудрия”.

Первые литературные опыты Киреевского относятся  к 1827 (с публикации в “Московском  вестнике” изложения “Курса новогреческой  литературы”). В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию. Свои славянофильские  взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье “О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину” (“Москвитянин”, 1845).

В 1840-50-е Киреевский усиленно занимался собиранием и  изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской губ. Некоторые из них (духовного  содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56 в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его  смерти (“Песни, собранные Киреевским”, вып. 1 — 10, 1860 — 74, новая серия вып. 1 — 2, 1911—28). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин.

 

11.Славянофильские периодические  издания  1850-1860 годов.

Славянофильские журналы -- "Москвитянин" (1841-1856) М.П.Погодина, "Русская беседа" (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова.

Статьи славянофилов выходили в "Москвитянине", а также в различных сборниках -- "Сибирский сборник" (1844), "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (1845), "Московские сборники" (1846, 1847, 1852). Славянофилы издавали журналы: "Русская беседа" (1856-60), "Сельское благоустройство" (1858-59); газеты: "Молва" (1857), "Парус" (1859), "День" (1861-65), "Москва" (1867-68), "Москвич" (1867-68), "Русь" (1880-85).

Наиболее  известным журналом славянофилов и  патриотов была "Русская беседа", которая выходила в Москве с 1856 по 1860 г., первые три года -- раз в квартал, в 1859 г. -- один раз в два месяца, а в 1860 г. было выпущено две книжки. "Беседу" редактировали: 1856-- 1857 гг. А. И. Кошелев (издатель-редактор) и соредактор Т. И. Филиппов, в 1858 г. -- один Кошелев, с августа 1858 г. заведовал редакцией И. С. Аксаков.

В журнале  печатались материалы славянофилов - (кроме названных выше редакторов) Хомякова, И.В. Киреевского, С.Т. Аксакова, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина.

  В "Русской беседе" печатались  по отделу словесности А. К.  Толстой, Н.П. Гиляров-Платонов, А.Ф.  Гильфердинг, И.В. Киреевский, С.П.  Шевырев, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев, а по другим отделам -- Погодин,  М. А. Максимович, И. Д. Беляев.

В "Русской  беседе" были отделы изящной словесности, науки, критики, обозрения, смесь, жизнеописания; печатались произведения С.Т.Аксакова, В.И.Даля, "Доходное место" А.Н.Островского, стихи А.С.Хомякова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, И.С.Аксакова, И.С.Никитина, Т.Г.Шевченко, неизданные стихи Е.А.Баратынского, В.А.Жуковского, Н.М.Языкова, рассказы Щедрина "Госпожа Падейкова" и Марко  Вовчок "Маша". Наиболее значительными  статьями в разделах "Наука" и "Критика" были: "О необходимости  и возможности новых начал  для философии" И.В.Киреевского, "Предсмертное неоконченное сочинение" А.С.Хомякова, "О правде и искренности в  искусстве" А.А.Григорьева, "Два  слова о народности в науке" Ю.Ф.Самарина и др.

"Русская  беседа" декларировала славянофильскую доктрину, приспособленную к новым условиям эпохи 60-х годов.

-  защищали устои жизни, существовавшие  в допетровской Руси

- критиковали  реформы Петра I и социально-политические  преобразования на Западе

- отстаивали  так называемый "принцип народности"

- пропагандировали  православие как абсолютную богословско-философскую  истину

- неизменной  частью славянофильского мировоззрения  была борьба за общину. "Русская  беседа" выступала за сохранение  крестьянской общины после реформы,  освобождение крестьян с землей  за выкуп, за отмену смертной  казни; пыталась связать проповедь  религии в народе с распространением  всеобщей грамотности

- Журнал  выступал за свободу слова  по формуле: царю - полноту власти, народу - свободу мнений.

. Издателями "Русской беседы" в 1858 г. было  решено издавать "прибавление  к "Беседе" -- "Сельское благоустройство", журнал, исключительно посвященный этой теме. Редактором "Сельского благоустройства" был А. И. Кошелев. На страницах приложения авторы рассуждали о крестьянской реформе.

В полемике с журналом "Сельское благоустройство" по крестьянскому вопросу журнал "Современник" проводил мысль о необоснованности какого бы то ни было выкупа, выступал за безвозмездную передачу земли крестьянам. Журнал требовал предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями, настаивал на освобождении мужика от любой зависимости от помещика. Только в случае передачи всей земли крестьянству, не обремененному повинностями, можно надеяться на благополучный исход земельной реформы. "Современник" обвинял славянофилов в том, что более всего их интересует, как отразится реформа на помещиках, а судьба угнетенных крестьян их не интересует.

Популярные  среди духовенства и помещиков  журналы "Русская беседа" и "Сельское благоустройство" не пользовались особым вниманием демократического читателя. Тиражи этих журналов были незначительны. Кроме того, издатели плохо справлялись  с организационной стороной печатного  дела, и "Русская беседа", и "Сельское благоустройство" перестали выходить в 1859 г.

Выпускались в 60-е годы и другие славянофильские издания: газеты "Молва", "Парус" и "День". Надзор за газетами со стороны правительства был более строгим, чем за журналами, издания просуществовали недолго. К.С. Аксаков - автор и редактор этих славянофильских изданий в конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством, в том числе с И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания.

"Молва"  выходила в Москве под редакцией  С. М. Шпилевского с 1857 г., фактическим  редактором ее являлся К. С.  Аксаков. Это была еженедельная  газета, по названию литературная, а по существу общественно-политическая. В "Молве" изредка печатались  стихи К. С. Аксакова, Н. М.  Павлова, А. П. Чебышева-Дмитриева.  Центральное место в газете  занимали статьи К. Аксакова. В  36 номере Аксаков опубликовал  статью "Публика - народ". Это  открытое противопоставление народа, т. е. крестьянства, "публике", отравленной западной цивилизацией, вызвало недовольство правящих  кругов и царя. По приказу властей  газета была закрыта.

Газета "Парус" посетовала на цензуру, выступила  в защиту свободы слова, и была закрыта на втором номере.

Более долговечной оказалась еженедельная газета И. С. Аксакова "День", выходившая в Москве с конца 1861 до 1865 г. Постоянные нападки на "Современник", осуждение  студенческих выступлений, проповедь  русификаторства и панславизма, разнос Герцена за его выступление  в защиту польских революционеров -- таков был "День" Аксакова в  период подъема революционного движения. Газеты Аксакова так часто преследовались и закрывались, что Аксакова называли "страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений".

 

12. Журналы Ф.М. и  М.М. Достоевских и их полемика  и демократической прессой. Моножурнал  Ф.М. Достоевского.

“Время”, литературно-политический журнал патриотического направления, выходил в Петербурге в 1861-1863. Издатель М.М. Достоевский, при ближайшем участии  Ф.М. Достоевского. Считался органом  “почвенничества”, близкого славянофильству. Выступал за реформы и прогресс, но не на западной, а на национальной русской основе, опираясь на исторические традиции русского народа (статьи Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева). Журнал вел борьбу против нигилистов. Критикуя, с одной стороны, поместное  дворянство, чиновничью бюрократию, а  с другой – западно-европейскую  буржуазную культуру, журнал призывал верхние классы общества, оторвавшиеся от народа, к сближению с «почвой». Журнал вел ожесточенную полемику с  «Современником», отрицая возможность  революционных преобразований, отстаивая  идею мирного пути развития России. В области эстетики журнал выступал как против теории «искусства для  искусства», так и против революционных  демократов, связывавших литературу с актуальными задачами освободительного движения. Прогрессивный характер имела  полемика «В.» с «Русским вестником» М.Н.Каткова. Журнал был закрыт в  апреле 1863 года в связи со статьей  Н.Н.Страхова «Роковой вопрос», которая  в правительственных кругах была ошибочно расценена как философски-историческое оправдание польского восстания.

«Эпоха» (1864-1865) - журнал М.М. и Ф.М. Достоевских. Издавался  в Санкт-Петербруге. После закрытия "Времени" редакция не оставляла  попыток возродить журнал. Разрешения продолжать издание М.М.Достоевский  добился к январю 1864 г. с условием изменения названия.

В "Эпохе" публиковались произведения Ф.М.Достоевского ("Записки из подполья", "Крокодил"), И.С.Тургенева ("Призраки"), Н.С.Лескова ("Леди Макбет Мценского уезда"), переводная литература.

Круг сотрудников "Эпохи" поменялся по сравнению  с предшествующим журналом. В июне 1864 г. умер М.М.Достоевский, в сентябре того же года - другой яркий сотрудник "Времени" - Ап.Григорьев. Заботы по ведению журнала легли на плечи  Ф.М.Достоевского (официально редактором был утвержден А.У.Порецкий), что  не могло не сократить авторское  участие писателя в новом журнале.

Подписка  на "Эпоху" в 1864 г. не превысила 1 300 экз. Финансовые и организационные  сложности не позволили "Эпохе" повторить успех "Времени", и  в марте 1861 г. редакция прекратила издание  журнала.

Вся история  второго журнала братьев Достоевских - это его медленная гибель. В  объявлении о журнале «Эпоха»  говорилось, что редакция твёрдо намерена вести журнал в духе «прежних изданий», стремясь к разработке общественных и земских явлений в направлении  русском и национальном. Это было продолжение почвенничества, но уже  в духе правового славянофильства. Резко осуждалось обличие существовавшего  строя, отвергалась социальная критика, исключалась политическая сатира.

Такую программу, с общей ориентацией на великий  творческий идеал - русскую литературу - Достоевский и стремился проводить  в «Эпохе». Задача в основном оказалась  ошибочной и журнал еле выдержал первый и единственный год своего существования на своей тринадцатой  книжке.

В 1861 Достоевский  помещает в ноябрьской книжке «Время»  статью о новой газете Ивана Аксакова «День». При всем уважении редактора  и при некоторых совпадениях  во взглядах (община, самобытность народа), ФМ выступил против сф учения. Он говорит, что несомненна общественная роль литературы (з). Притом он указывает на некоторые  ошибки западников, но говорит о  сочувствии к ним «массы общества». ФМ видит значение петровской реформы  в том, что она внесла «великий элемент общечеловечности» и  поставила его «как главнейшую цель всех стремлений русской силы и русского духа». Полемика продолжилась в 1862 г. в  статьях «Два лагеря теоретиков», «Девятнадцатый нумер “Дня“». Автор упрекает сф за беспощадные обвинения общества во лжи, за слепую вражду к молодому поколению, «материалистам и коммунистам», за теоретический подход к жизни.

1876 - Достоевский начинает издавать  моножурнал "Дневник писателя". Январский выпуск (2000 экз.) расходится  в два дня, печатается дополнительный  тираж. Февральский выпуск - 6000 экз. "Дневник писателя" становится  трибуной. Достоевский высказывает  свои самые глубокие философские,  политические, исторические воззрения.  Он  позволил писателю вступить  в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер  издания: "„Дневник писателя" будет похож на фельетон, но  с тою разницею, что фельетон  за месяц естественно не может  быть похож на фельетон за  неделю. "Дневник"— сплав публицистических  статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления  и мнения Достоевского о важнейших  явлениях европейской и русской  общественно-политической и культурной  жизни, волновавшие Д. юридические,  социальные, этико-педагогические, эстетические  и политические проблемы. Большое  место в "Дневнике" занимают  попытки писателя увидеть в  современном хаосе контуры "нового  создания", основы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей  будущей России честных людей,  которым нужна лишь одна правда". Критика буржуазной Европы, глубокий  анализ состояния пореформенной  России парадоксальным образом  сочетаются в "Дневнике" с  полемикой против различных течений  социальной мысли 1870-х, от консервативных  утопий — до народнических  и социалистических идей.

Информация о работе Контрольная по "Журналистике"