Контрольная по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Работа состоит из  1 файл

IOZh.docx

— 170.05 Кб (Скачать документ)

1. Особенности развития русской периодики в «эпоху реформ» 60-х гг 19в.

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на  очередь вопрос  о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати  проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло  количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований  книг  (1860  год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные  сочинения объемом не менее десяти,  а переводные  – не  менее двадцати  листов  и   некоторые периодические издания по   усмотрению   министра   внутренних   дел.   Для периодических изданий дополнительно требовалось   и   внесение   крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

      «Временные правила о печати»  действовали практически без   изменений  в течение 40 лет.

Изменение общего направления литературы и  журналистики с 1862 – 1863 гг. отражено и  в отзывах официальных кругов. В отчете III Отделения за 1863 г. говорилось: "Никогда еще литература не имела  такого политического характера, каким  она ознаменовала себя с начала 1863 года". П.И.Капнист, видный чиновник цензурного ведомства, с удовлетворением  вспоминал, что с 1862 г. прекратились статьи, проповедующие материализм, безверие и коммунизм, колеблющие основы самодержавия. Капнист в значительной степени преувеличивал успехи, которые удалось добиться властям в борьбе со свободолюбивой литературой, но общее изменение общественно-литературной обстановки после 1862 года отмечено им верно.     

Не  менее важной вехой в истории русской периодики был 1866 г., с каракозовским выстрелом, с последовавшей за ним реакцией, запрещением "Современника" и "Русского слова" и т.п Выходит ряд журналов и газет ("Женский вестник", "Гласный суд"). Последние, правомерно рассматривать в рамках периода 1862 – 1868 гг.     

  Эти годы – время, густо  насыщенное событиями, которые  нашли отражение и в журналистике. Правительство, напуганное ростом революционного движения, проводит ряд репрессивных мер, направленных против литературы. Параллельно с этим, широко используя методы подавления, власти стремятся я к более "гибким" действиям. Получают широкое распространение издания, в той или иной степени субсидируемые правительством ("Наше время", "Голос", "Весть" и др.).

  Как средство "нравственного"  воздействия на литературу и журналистику была задумана газета "Северная почта", выходившая с 1862 г. при министерстве внутренних дел. Валуев стремился придать ей вид самостоятельного умеренно-либерального издания. Однако близость к министерству, ведавшему полицией, сказывалась на каждом шагу, начиная с методов распространения "Северной почты". Как раз в конце рассматриваемого периода "Северная почта" прекратила свое существование. В 1868 г. она была преобразована в "Правительственный вестник". 

  Своеобразие  революционной  мысли "трудного времени" сказывается в 1863 – 1866 гг. и в направлении "Современника" и "Русского слова". Задачи и цели у них остаются одни и те же. Но обе редакции надеются достичь их разными путями. Между "Современником" и "Русским словом" намечаются серьезные разногласия, которые привели к ожесточенной полемике, к "расколу в нигилистах"

К числу  ведущих журналов демократического   лагеря 1860-х гг. относилась и "Искра". Наиболее тесно она была связана с направлением "Современника". И "Современник", и "Искра" часто одновременно  ставили  те  же  проблемы,  решали их одинаковым образом, откликаясь на те же события. Это отчетливо видно при сопоставлении печатавшейся в "Современнике" "Нашей общественной жизни" Салтыкова-Щедрина и "Искры" 1863 – 1864 гг. И Щедрин, и "Искра" решительно защищают революционно-демократическую идеологию, осуждают реакцию, усилившуюся после 1862 г.; они отметают   обвинения в поджогах, которые правительство пыталось приписать революционерам, Щедрин и "Искра" высмеивают официальный "патриотизм", шовинистический угар, вызванный восстанием 1863 г, в Польше» Они сходно реагиругт на многие жизнененные явления, порожденные  обстановкой:  аресты  революционеров, верно-подданические   тосты, попытки Юркевича опровергнуть материализм и т.п.     

  Близкой оказывается и оценка  ряда тенденций, проявившихся в литературе, в журналистике: деятельности Каткова, либеральных "Отечественных записок" и официозного "Голоса", почвеннического "Времени", славянофильских изданий, "антинигилистического романа", произведений Тургенева и др. Нередко сходство проявляется не только в общем подходе к изображаемым событиям, но и в отдельных деталях.

 

2. Журналистика 1850-ых годов и журнал «Современник»: его значение в истории отечественной журналистики.

Самым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Пережив годы «мрачного семилетия» (1848—1855), жестокую политическую реакцию, тормозившую развитие передовой русской журналистики после европейской революции 1848 г., Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к исключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористический отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Прутков), ищет и находит новых сотрудников.

В 1854 г. в «Современнике» начинает сотрудничать Н.Г. Чернышевский — великий революционер-демократ, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик  и организатор всех революционных  сил в стране.

С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова  позиции революционных демократов значительно усиливаются.

К 1859 г. противоречия русской жизни настолько  обострились, что в стране сложилась  революционная ситуация, когда крестьянское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее.

В эти  годы особенно важную роль начинает играть «Современник» как центр передовой  идеологии, идейный штаб освободительного движения. В журнале идет внутренняя и внешняя перестройка в целях  наиболее успешного ведения революционной  пропаганды.

Чернышевский  уже в это время понял, что  реформа, которую в страхе перед  натиском революции готовят самодержавное  правительство и помещики, будет  обманом: коренные интересы народа не будут удовлетворены. Исходя из этого  он и начинает идейную подготовку крестьянского восстания.

Неизменно осуждая, разоблачая помещиков-крепостников, журнал, тем не менее, главный удар наносит в это время по либеральной  идеологии, понимая, что либералы своей  политикой соглашательства могут  свести на нет все усилия демократии, народа. В журнале открывается  отдел «Политика». Его начинает вести  Чернышевский, передав отдел литературной критики под руководство Добролюбова.  В 1859 г. Добролюбов при одобрении Некрасова организует в «Современнике» новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале) под названием «Свисток». И этот отдел был направлен прежде всего против русского и международного либерализма, всех носителей реакционных, антинародных идей. Здесь Добролюбов проявил себя как талантливый поэт-сатирик.

Примером  революционной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может  служить статья Чернышевского «Не  начало ли перемены?»  в форму  критической статьи писатель-революционер сумел вложить острую оценку состояния  страны, идею неизбежности революции  для удовлетворения справедливых требований русского народа.

Не  менее ярко отразились идеи революции  в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать  статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей  симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене  Стаховой.

Популярность  «Современника» в 60-е годы была исключительно  велика. Тираж журнала доходил  до 6—7 тысяч экземпляров. Значение «Современника» в истории русской  журналистики исключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX в. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, прогресса и социализма. Небывалое значение приобрела публицистика. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь началась сатирическая деятельность великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Все годы издания «Современника» цензура  зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное  направление на шесть месяцев, а  в 1866 г., уже после смерти Добролюбова  и ареста Чернышевского, был вовсе  закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.

 

3. Типология журнальных СМИ России в 1860-1870гг.

С начала правления АII происходит невероятный  подъем периодической печати. (Если в 51-55 гг. появилось 31 новое издание, то в 56-60 гг. – 147 новых издание и  сатирических журналов). До 70 годов  ведущее место занимали журнал, после  – газеты. Притом многие журналы  переквалифицировались в газеты. Политизация изданий.

Складывается  эмигрантская печать с открытия Вольной  типографии Герцена в 53 году, 55г альманаха  «Полярная звезда», сборника публикаций «голоса из России», политической газеты «Колокол»; так же зарубежная русская  пресса представлена правительственной  газетой «Le Nord» («Север») в Бельгии.

В 60-70 годы система печати имела классификацию:

по месту распространения:

- столичные

- региональные

- местные

по типологии

по общественно-политическому  направлению:

- консервативно-монархическое

Это издания были представлены официальной  печатью органов министерств, ведомств, учреждений, губернскими и епархиальными  «Ведомости»,  а также некоторыми частными проправительственными изданиями («Журнал землевладельцев», газеты «Домашняя беседа», «Весть», «Земледельческая газеты», «гражданин» и др.). Эти  издания  отстаивали сохранение незыблемой самодержавной власти и защит  помещичьих интересов.

- либеральное:

Это направление было неоднородно. Оно  отражало разные общественные течения, такие как либерально-западническое, славянофильское и почвенническое. Они предлагали разные варианты проведения крестьянской реформы, выступали в поддержку преобразований. Расхождения во взглядах находили отражение в печатной полемике по о-п, историческим, культурным и литературно-критическим вопросам. Либеральная печать сыграла большую (ударение на У) роль в проведении реформ. Либерально-западнические издания были представлены журналами «Русский вестник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» и др.

Славянофильские издания были представлены журналом «Русская беседа» А.И.Кошелева и группой газет («Молва», «Парус», «День», «Москва») братьев Аксаковых.

Почвенники – журналы Ф.М и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха», а также на страницах «Дневника писателя» Ф.М.Д

- демократическое

«Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»(С 1868 г.), «Дело», сатирическая «Искра». К  ним же примыкали эмигрантские издания  Герцена и газета Лаврова «Вперед». Радикальное крыло демократической  прессы представляли революционная  пресса М.А.Бакунина и П.Н.Ткачева, а  также нелегальные органы революционных  народников, выходивших в России: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный  передел».

Преобразование журналов:

 I.  Сокращается число отделов до двух, трех, главным становится публицистический отдел. С 1856 г. Разрешают открывать политический отдел. Литературно-критические журналы преобразуются в общественно-литературные. Публицистика вытесняет литературную критику (желание отразить «злобу дня»).

В журналистике складываются три ведущие концепции литературной критики:

- реальная. Она представлена в демократических изданиях последователями критического метода Белинского – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым. Литература играет общественную роль. Художественные ценности должны исходить их идеологии.

- эстетическая. («искусство для искусства»). Критики этого направления – Дружинин, Боткин, Анненков. Они отстаивали самоценность искусства, свободного от социалистического заказа.

- органическая. Эту теорию разработал Ап. Григорьев. Он отвергает крайности двух предыдущих концепций. Главное при оценке произведения – синтез жизненной правды и эстетические начала произведения.

Развитие  в 60-70 гг. «тонких» иллюстрированных еженедельных журналов: художественных с иллюстрациями («Всемирная иллюстрация», «Нива»), сатирических и юмористических с карикатурами («Искра», «Гудок», «Будильник»).

По содержанию и целевому направлению  журналы разбились на две группы:

Универсальные. Они разные по характеру (о-п, л, л-к, н-л), они имели разные идейно-политические направления (д, к-м, л). Но все они предлагали разнообразное чтение и ориентировались на широкий круг читателей.

Специализированные. Это научные и научно-популярные, библиографические, педагогические, медицинские, музыкальные и др. («Вокруг света», «Здоровье», «природа и охота»). Библиографические издания были ориентированы на люде, которые интересуются новинками литературы и издателей. В 60х годах появляется первый журнал по типографскому делу и фотографии «Типографский журнал». Он публиковал законы о печати, материалы судбных процессов по делам печати, сведения о новинках типографской и фототехники, объявления, прейскуранты. Издатель – Р.К.Шнейдер. журнал издавался на русском и немецком языках. В 60х годах вых-одило 19 журналов для детей (17 в СПБ и 2 в М). Среди них «Забавы и рассказы», «Журнал для детей», журнал для молодых девиц «Рассвет». Также были военные издания разного профиля («Военный сборник»), издания посвященные искусству. Появляются издания «для дам», как правило, из светского общества («Модный свет», «Ласточка», «Новый русский базар»). Один их них даже обращался к социальным проблемам («Женский вестник»).

Информация о работе Контрольная по "Журналистике"