Контрольная по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Работа состоит из  1 файл

IOZh.docx

— 170.05 Кб (Скачать документ)

в 1870 г «Народное дело» реорганизован в газету, имевшую целью не только разрабатывать вопросы теории, но и освещать «текущую международную жизнь пролетариата», борьбу революционеров в России. «НД» становится официальным органом русской секции I Интернационала.Увлеченные работой в женевских секциях I Интернационала, руководители издания не могли отдавать много времени литературной деятельности. К тому же им не удалось наладить необходимых связей с Россией. В сентябре 1870 г. на седьмом номере издание «Народного дела» прекратилось.

Бакунисты пытались в 1869 г. издавать совместно  с Нечаевым журнал «Народная расправа». Им удалось выпустить только два номера.

в 1875 г. в Женеве бакунисты сумели наладить издание газеты под названием «Работник» - первая русская популярная революционная газета для народа. Составили комплект в 15 номеров, печаталась в Женеве группой народников-эмигрантов (Н. Жуковский, Э. Ралли, Н. Морозов, А. Эльсниц). Рассчитана была как на рабочих, так и на крестьян, т.е. вообще на людей физического труда. Связи с Россией и этой газете наладить не удалось. Газета допускала грубые ошибки - отражается на доверии к читателя.

бакунисты – Бакунин умер в 1876 г. – издавали журнал «Община» (1878–1879), рассчитанный на революционную интеллигенцию. В девяти вышедших номерах журнала печатались теоретические статьи. Взгляды народников-анархистов, враждебные марксизму, нашли широкое отражение. Сотрудничали в журнале С.М. Степняк-Кравчинский и будущий соратник Г.В. Плеханова по группе «Освобождение труда» – П.Б. Аксельрод.

П. Лавров и его сторонники выпускали  с 1873 по 1877 г. в Цюрихе, а затем  в Лондоне журнал «Вперед!». Вышло пять томов этого издания. Журнал собирался объединить все оттенки русской революционной мысли и должен был помочь русским революционерам организоваться. В постоянном отделе «Летопись рабочего движения» излагалась история деятельности I Интернационала в 1872–1874 гг. Вели отдел Лавров, Смирнов и Подолинский. Кроме того, были постоянные отделы: «Что делается на Родине?» и «Хаос буржуазной цивилизации», где описывались порядки в капиталистических странах.

Для пропаганды среди революционеров-эмигрантов своих взглядов Ткачев предпринял в 1875 г. издание журнала «Набат», выходил в Женеве, затем в Лондоне нерегулярно. «Н» требовал немедленного свержения самодержавия. С весны 1874 г. в России началось хождение революционеров «в народ». В конце 1876 г. из участников народнических групп организ. тайное общество, позднее получит название «Земля и воля».

В марте 1878 г. вышел первый номер  нелегальной газеты общества «Начало». Критика существующего строя - основная задача издания. В газете чувствуется влияние бакунистов-анархистов. В программе газеты встречаются и социал-демократические требования: передача земли и орудий производства народу, равенство, свобода слова, сходок и собраний. Постоянных отделов не было, кроме одного – «Хроника социалистического движения на Западе».

Преемница г.«Начало» - нелегальная  газета «Земля и воля». Пять номеров этого издания выходили в России с октября 1878 по апрель 1879 г. Инициатором газеты был С.М. Степняк-Кравчинский. Газета ставила своей целью с помощью организации революционеров способствовать подготовке крестьянского восстания против царя и помещиков. Печатались статьи молодого Плеханова, в ту пору принадлежавшего к народникам.

В 1879 г. народовольцы создали газету «Народная воля». Газета признает необходимость политической борьбы - Надо вести борьбу с правительством и свергнуть царизм, пока не окрепла русская буржуазия. Партия заявила, что наряду с пропагандой и агитацией она будет вести террористическую деятельность. Редакторами ее первоначально были Л. Тихомиров, Н. Морозов.

Народовольцы издавали «Рабочую газету». Если «Работник» бакунистов был первой заграничной газетой для народа, то «Рабочая газета» явилась первой попыткой народников наладить популярное издание в России. Редактировал ее А. Желябов. С декабря 1880 по декабрь 1881 г. вышло три номера газеты и два приложения к ней.

Группа народников, оставшаяся на старых позициях борьбы за землю и  волю для крестьян путем пропаганды восстания, отрицавшая политическую борьбу и террор, издавала в 1880–1881 гг. свою газету под названием «Черный передел» - сильно сказывалось влияние анархизма, и К. Маркс неодобрительно отзывался об этой организации и ее печатном органе. В редакцию  входили Плеханов, Засулич, Аксельрод и др.

Группа чернопередельцев-москвичей (Буланов и др.) издавала в начале 80-х годов газету под названием «Зерно» с подзаголовком «Рабочий листок». Газета была рассчитана на малоподготовленного читателя, преимущественно из рабочих.

Народники не смогли создать  подлинно рабочей печати, отражающей идеи этого общественного класса, идеи научного социализма. Но показали силу печатного слова при подготовке штурма самодержавия.

 

27. «Северный вестник» в 80-90 годы.: литературно - публицистическая позиция и характер издания. Критические статьи Волынского.

К умеренно-либеральным журналам 80-х  годов относится «Св», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный  литер-научный и полит журнал под предварительной цензурой. Издательницей  его первоначально (до 1889 г.) была А. В. Сабашникова, редактором — А. М. Евреинова.

В 1885 г. Евреинова пригласила сотрудников  закрытых «Отечественных записок», в  том числе Плещеева, Южакова и  Михайловского. Печатались Г. Успенский, Короленко и некоторые другие видные демократические писатели и  публицисты (Менделеев, Миклухо-Маклай). Особую роль в журнале в качестве негласного соредактора с весны 1886 по 1888 г. играл один из видных народнических  публицистов Михайловский.

Состоял из двух частей: научно-беллетристической и публицистической. В каждом номере в первой части - одна-две статьи научного характера по разным отраслям знаний. Во второй части печатались такие рубрики, как «Иностранное обозрение», «Дневник читателя», «Библиография», регулярно велся областной отдел.

Печатались очерки Г. Успенского «Живые цифры». Писателя отличала необыкновенная зоркость, когда он изображал цифры  официальной статистики в живых  картинах повседневной народной жизни. Ему приходилось писать о поруганном материнстве, о детской смертности, массовом сиротстве, о малоземелье. Раскрывал художественными средствами те обобщения, которые заключены  в средних статистических данных. Эффект был огромный.

 Период 1886—1888 гг. - сотрудничество  Чехова, Мамина-Сибиряка, Гаршина, Каронина, Надсона и др. Наряду с Михайловским  большую роль в укреплении  журнала, его беллетристики играл  Плещеев, редактор литературного  отдела.

Журнал переходит в руки Л. Гуревич, она передает права Волынскому.

С 1891 г. «Северный вестник» меняет прогрессивный характер. Волынский  активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры.

СТАТЬИ:

  1. Помещает первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта», которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма».

Этот критический идеализм вскоре стал лозунгом возродившегося к концу XIX века среди русской интеллигенции  философского умонастроения. В искусстве  этот метафизический индивидуализм  порождает импрессионизм. Исчезает народническая вера в «просветительное»  искусство, в искусство-истину.

  1. Статьи Волынского о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под общим названием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики»), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли.

Однако престиж журнала неуклонно  снижался. Если в 1897 г. тираж «Северного вестника» составлял еще 4000 экземпляров, то в 1898 г. упал до 2800.

В легальном журнале «Новое слово» Плеханов высмеял взгляды Волынского на искусство, его «грозные филиппики  против материализма» - не способствовало увеличению числа подписчиков журнала. Столкнувшись с серьезными материальными  затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.

Роль «Северного вестника» в  становлении русского символизма трудно переоценить: впервые настоящий, традиционный толстый журнал позволив символистам  опубликовать принципиальные, даже декларативные  произв, составившие в дальнейшем основу всего русского символизма. Но «Северный вестник» был подчинен публицистической воле Волынского, не склонного допускать в журнал теоретические статьи символистов, а также произведения радикального крыла направления, — A.M. Добролюбова, Вл. В. Гиппиуса и В.Я. Брюсова.

 

 

 

28.

1890-е  годы — время промышленного  подъема в России. Продолжается  количественный рост прессы. Наблюдается  рост провинциальной частнособственнической  газетной печати, дальнейшее увеличение  числа различных еженедельников, в том числе иллюстрированных. «Толстый» русский журнал, сохраняя  роль руководителя общественного  мнения: журналы для юношества  и самообразования («Мир божий»), журналы для семейного чтения («Семья»), научно-популярные («Наука  и жизнь», «Журнал для всех»), научно-философские  («Научное обозрение»). Получают  развитие духовно-религиозные и  деловые издания. В 90-е годы  появляются такие значительные  общенациональные газеты, как «Россия», «Русское слово», «Курьер». Газеты  обзаводятся приложениями, практикуются  вторые (дневные) выпуски газет.  Растут тиражи газет, улучшается  информационное обеспечение. Формируются   издательские концерны А.С. Суворина, И.Д. Сытина и др. Дифференцируются  политические направления. Позитивизм  овладевает значительной частью  интеллигенции. Народничество испытывает  серьезные трудности в объяснении  исторических судеб России. Растет  интерес к марксизму, идеям  исторического материализма. 

«Легальный Марксизм»

Достаточно  широкое увлечение марксизмом в  либерально-буржуазных кругах публицистов, привело к появлению «легального  марксизма». Отстаивая интересы капиталистического развития страны, либерально-буржуазные публицисты П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский  и др. с середины 90-х годов провозгласили  себя сторонниками нового учения —  «экономического материализма», т.е. марксизма, и стали критиковать  народников. Целый ряд периодических  органов печати стал выразителем  этого течения: «Новое слово», «Начало», «Жизнь» и др. В них печатаются от случая к случаю и революционные  марксисты, пропагандируя материалы, связанные с именем Маркса и его  теорией (Плеханов, Ленин, Засулич и  др.). Струве, Туган-Барановский пишут  статьи о рабочем классе, критикуют  народников, доказывают жизненность  капитализма. С.Н. Булгаков в «Новом слове» утверждал в 1896—1897 гг., что  марксизм, материалистическое понимание  истории вполне объясняет все  экономические и социальные процессы в русской жизни. Вместе с тем  эти журналы сохраняли многие черты старых ежемесячников. В них  печатались различные обозрения, литературная критика, имелся хороший беллетристический  отдел (особенно в журнале «Жизнь»), где в разные годы печатались Чехов, Мережковский, Вересаев, Горький, Серафимович  и др.

Однако  в 1899—1901 гг. многие «легальные марксисты», никогда не принимавшие революционности  в учении Маркса, — С.Н. Булгаков, А.Н. Бердяев, П.Б. Струве перешли к  критическому анализу марксизма, усмотрев в нем догматизм, пренебрежение  нравственными началами, и повернули  к идеализму. Революционные марксисты, не могли открыть свои издания в России до 1905 г. И развивали свою деятельность за границей (группа «Освобождение труда» Плеханова, газета «Искра»). Создание социал-демократической рабочей партии становится главной задачей революционной печати.

«Русское богатство» Одним из крупных журналов в России становится «Русское богатство». Он был организован в 1876 г., но до 1880 г. не имел заметного влияния в журналистике.

С 1892 г. «Русское богатство» перешло в руки авторитетных народнических публицистов С.Н. Кривенко и Н.К. Михайловского. С 1894 г. развернули активную полемику с марксистскими  идеями. Критиковали легальных марксистов, полемика придавала журналу еще  больший интерес. Достойный ответ  Михайловскому и Кривенко дал  Плеханов в своей книге «К вопросу  о развитии монистического взгляда  на историю». Однако, претендуя на роль хранителей идей крестьянской демократии сотрудники «Русского богатства» стремились придать журналу демократический  характер. Большую роль в этом сыграл В.Г. Короленко, ставший соредактором журнала в 1895 г. Журнал «Русское богатство» вел постоянную полемику с консервативной печатью  выступал с критикой крепостнических  пережитков, широко освещал внутреннюю жизнь России: голод 1893 г., произвол администрации, национальную политику правительства, незавидное положение  земств, стесненное положение печати. Все это привлекало широкие слои русской интеллигенции к журналу. Тираж его достигал в 90-е годы 14 тысяч экземпляров. На страницах  журнала в эти годы публиковались  выступления против философских  идей Л. Толстого и Достоевского. «Русское богатство» выступало против теории чистого искусства, резко критиковало  появившееся декадентство («Литература  и жизнь» Михайловского). Прогрессивный  характер имел в 90-е годы беллетристический  отдел журнала, в котором участвовали  Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др. Короленко был  мастером художественного  очерка.  Предельная правдивость, смелость постановки общественно-значимых проблем, гуманизм характеризуют все его  выступления в печати.Ставит вопрос о тяжелом положении крестьян, малоземелье, кулачестве в деревне, о беззакониях по отношению к  простому народу («В голодный год», «Сорочинская трагедия»), протестует против национальной политики русского правительства, направленной на разжигание розни между народами и народностями России («Мултанское  жертвоприношение», «Дом № 13» и др.). подвергает критике отдельные стороны  американской демократии и некоторые  нравственные нормы

Информация о работе Контрольная по "Журналистике"