Волевые качества в дзюдо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – Разработать условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо.
Задачи исследования:
1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы;
2. дать общие представления о технико-тактической подготовленности спортсменов;

Содержание

Введение………………………..…………………………………………...3
1. Теоретические основы изменения волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств (Дзюдо) ………………………………5
1.1. Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы…………………5
1.2. Волевая сфера школьников………………………………………….9
1.3. Влияние Дзюдо на волевое развитие школьников………………..12
2. Организация и методика изучения изменений волевых качеств школьников, осваивающих программу единоборств Дзюдо. ………………..16
2.1. Оценка технико-тактической подготовленности юных самбистов16
2.2. Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо…………………22
Заключение…………………...…………………………………………...29
Список литературы…………………………….…………………………30

Работа состоит из  1 файл

волевые качества в дзюдо тоше.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Особая  ценность этих упражнений, а также  борьбы грудью или спиной, борьбы в кругу, борьбы за территорию и т. п. заключается в том, что при их выполнении сила проявляется в тех же движениях, что и в соревновательных схватках борцов. Это позволяет одновременно решать задачи технической и физической подготовки.

     Силовые упражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести к их закрепощению.

     В целях профилактики после таких  упражнений необходимо выполнить одно - два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами).

     Учитывая, что любое упражнение при его  однообразном исполнении станет привычным  и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия  выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами о пол, а руками - о гимнастическую скамейку; как только его силовая подготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20 раз, упражнение целесообразно усложнить - он должен выполнять его уже с опорой руками о пол, а впоследствии то же самое, но с опорой ногами о скамейку, что еще более усложнит упражнение.

     В связи с тем что попытки  развивать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «до предела» является наилучшим залогом повышения функционального уровня мышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступные им силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положении прямого угла в висе, приседания на одной ноге и т. п.) до предела в данном подходе.

     Особо следует указать, что, хотя очень  эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т. п.), с использованием отягощений более 5-6 кг следует несколько лет подождать.

     Это связано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает  большую нагрузку на позвоночник, в  результате чего происходит сдавливание межпозвоночных дисков.

     А так как в 9-11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночник еще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могут вызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба.

     В целях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в начале заключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколько движений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговые вращения), различные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или на гимнастической лестнице.

     Для более ясного представления о  силовой подготовке юных дзюдоистов непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий приведем пример урока, направленного преимущественно на развитие силы.

     Примерный конспект урока для да занятий.

     Основные  задачи:

     1. Развитие силы.

     2. Изучение техники борьбы:

     а) изучение переворота забеганием хватом шеи из-под плеча;

     б) совершенствование перевода в партер рывком за руку.

     План  – конспект занятия

    Части урока

    и их продол-

    жительность

    Содержание     Дозировка

    упражнения

    Методические  указания
    Вводная часть (5 минут)     1. Построение, рапорт, объяснение задач  урока

    2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в  колону по два

    2-3 минуты

    2-3 минуты

    Обратить внимание на внешний вид и осанку занимающихся
    Подготови-

    тельная

    часть

    (30 минут)

    1. Спортивная ходьба и спокойный  бег с переменой направления

    2. Прыжки на одной ноге

    3. Прыжки вверх толчком двумя  ногами, прогнувшись, с отведением  рук вперед, назад

    4. Прыжки в длину с места толчком  двумя ногами

    5. Кувырки вперед

    6. Кувырки назад 

    7. Исходное положение (и. п.) –  основная стойка.1 – руки за  голову. 2 – руки вверх, поднять  левую ногу назад и потянуться. 3 – руки за голову, приставить  ногу. 4- и. п.

    8. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. 1 – 3 – пружинистые разведения рук в стороны. 4 –и. п.

    9. И. п. - основная стойка, держа набивной  мяч за головой. 1 – наклон туловища  вперед. 2 – и. п.

    10. И. п. – то же. 1 – наклон  туловища влево. 2 – и. п. 3 –  наклон туловища вправо. 4 – и. п.

    11. И. п. - основная стойка.1 – упор  присев. 2 – выпрямляя ноги, упор  согнувшись. 3 – выпрямиться, руки  к плечам. 4 – и. п.

    12. И. п. – упор лежа с опорой  руками о гимнастическую скамейку. 1 – согнуть руки. 2 – отжаться  до исходного положения.

    13. И. п. – лечь на спину,  руки вдоль туловища. 1 – понять  ноги вверх до касания носками  ковра за головой. 2 – и. п.

    14. И. п. – лежа на спине,  поднять ноги на 450. 1 – 10 – быстрые скрестные движения ног вниз-вверх.1 – 10 – тоже влево-вправо

    15. И. п. – то же. 1 – 4 – большой  круг ногами влево. 1 – 4 – то  же вправо.

    16. Соревнования по толканию набивных  мячей: левой, правой и двумя  руками

    17. И. п. – в парах, стоя на  коленях, взаимно захватить набивной  мяч руками крест-накрест. По  сигналу – борьба за овладение мячом.

    18. Сводные махи ногами вперед  и назад. 

    3-4 минуты

    По 10 раз на каждой ноге

    7-8 раз

    3-4 раза

    4-5 раз

    4-5 раз 

    6-8 раз

    6-8 раз

    5-6 раз

    6-8 раз

    5-6 раз

    2 подхода

    5-6 раз

    2-4 серии

    8-10 раз

    По 1 разу

    3 раза (до результата)

    10-20 секунд

    По  сигналу мгно-венно менять на-правление  бега по-воротом на 1800

    Прыгать как можно дальше

    Начало  силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением 

    Обратить  внимание на технику выпол-

    нения

    Правую  и левую ногу отводить поочередно

    При разведении не опускать руки ниже груди

    При наклоне не сгибать ноги

    В каждом подходе выполнять максимально  возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1-2 минуты

    Ноги  в коленях не сгибать, носки вытянуть

    При выполнении движений ноги должны быть вытянуты 

    Вес мячей не более 3-4 кг

    Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью

    Основная  часть (45 минут)     1. Специальные упражнения для развития  мышц шеи и спины:

    а) наклоны головы вперед, назад и  в стороны

    б) повороты головы в стороны

    в) круговые движения головы влево и  вправо

    г) в упоре согнувшись головой и  ногами в ковер – сгибание шеи  вперед, назад, в стороны и круговые движения

    д) встав на мост – движения вперед и назад

    е) из упора головой и ногами в  ковер – забегания вокруг головы в обе стороны.

    2. Повторить ранее изученный бросок  через бедро.

    3. Соревнования на лучшее техническое  выполнение броска через бедро.

    4. Изучение броска через бедро  с забеганием и с захватом  под лопатку.

    5. Совершенствование перевода в  партер рывком за руку.

    6. Прослушивание какого-либо инте-ресного  случая из соревновательной практики  тренера.

    7. Учебные схватки в партере  на закрепление изученного приема

    8. Движения вперед назад на мосту 

    20 секунд

    15-20 секунд

    30секунд

    40-60 секунд

    10-15 раз

    По 5 раз

    3-5 минут

    По 3 по-пытки

    10-12 минут

    4 минуты

    3 минуты

    3 минуты

    10 раз

    Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего  рукой за голову

    Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо

    Обратить  внимание на правильность захвата

    С партнером равного веса

    Выполнять прием в обе стороны

    Заключительная  часть (10 минут)     1. В висе на перекладине повороты  туловища в стороны

    2. Спокойная ходьба в сочетании  с дыхательными упражнениями. Упраж-нения  на расслабление мышц рук и  ног.

    3. Разбор проведенных схваток.

    4. Задание на дом.

    8-10 раз

    2.5 минуты

    5 минут

    1-2 минуты

    С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     ДЗЮДО («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюдзюцу) [4, 273].

     Подготовка  дзюдоиста состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности  суставов, отработки приемов с  партнером и «рандори» – учебных  поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.

     Дзюдо, как ни один другой вид спорта, развивает  такие многогранные качества, как  координация движений, сила, скорость, скоростная и силовая выносливость, гибкость и пластика, память, аналитическое мышление, расчетливость действий.

     Обучение  дзюдо – это процесс постоянного  роста. Сначала занимающиеся осваивают  правила техники безопасности, учатся падать. Затем изучают технику  захватов и бросков. Полученные знания стараются применить в ситуациях, когда партнер пытается вывести из равновесия. Продолжая осваивать технику, дзюдоист готовится к соревнованиям. Само по себе состязание – неважно, закончится ли оно победой или поражением, - это мощный мотивирующий фактор, помогающий закалить характер.

     Занимаясь дзюдо, ребенок научится упорству, умению противостоять трудностям, преодолению  препятствий. Совершенствуя морально-волевые  качества, дзюдо развивает чувство  ответственности за свои действия, самодисциплину, настойчивость. Дзюдоисты учатся сохранять самообладание в трудных ситуациях. 
 

      Список  использованных источников и литературы

  1. Бальсевич В.К. Нужны ли занятия боевыми искусствами в школе?// Физическая культура в школе – 2000 - № 5.
  2. Бальсевич В.К. Оценка двигательной активности подростков// Физическая  культура – 2000- № 2.
  3. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.
  4. Вахта М.Ю. Дзюдо: основы тренировки// Полымя - 1983.
  5. Выгодский Л.С.  Пихология подростка. Под ред. Ю.И. Фролова. М.:Роспедагенство,1997
  6.  Гогунов Е.Н,, Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта, -М., 1998
  7. Дзюдо: Учебник для институтов ФК / Под ред. А.П. Купцова. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 236 с.
  8. Дзюдо. Учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Галовского Н.М., Катулина А.З. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 340 с.
  9. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 2007г.
  10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2004. – 308 с.
  11. Ивочкин В.В. Особенности соревнований борьбы самбо и дзюдо// Физическая культура в школе- 1997 - № 3.
  12. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002г.
  13. Мошков В.Н. Общие основы физической культуры. - М.: Медицина, 2003. – 284 с.
  14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 527 с.
  15. Психология - учебник Москва 1998г.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2
  17. Смирнов Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы и методы психологии. М., 1983.
  18. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
  19. Туманян Г.С. Дзюдо: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с.
  20. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. – СПб.: Вектор, 2003. – 358 с.
  21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Инфра-М, 2002. - 264 с.
  22. Шашурин А.В. Физическая подготовка. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 317 с.
  23. Щедрина Ю.С. Физическая культура. - М.: Юнити, 2005. – 350 с.
  24. Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Инфра-М, 2004. – 280 с.
  25. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.
  26. Шавердова А.И. Спортивная борьба // Физкультура и спорт 1968

Информация о работе Волевые качества в дзюдо