Воля и волевые качества личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:18, реферат

Описание

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Содержание

Введение
Воля:
А) Понятие воли
Б) Характеристика волевых действий
В) Развитие воли в подростковом возрасте
Волевые качества личности
Вывод
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат!!!!.docx

— 42.08 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУЗБАССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО  «КузГПА»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

  • Реферат

  • «Воля и волевые качества личности»

  •  

     

     

     

    Выполнил: студентка 1 курса группы П–12-01

    Ильевская О.Ю.

    Проверил: к.пс.н., доцент кафедры психологии Трегубова Н.А.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Новокузнецк, 2012

     

     

     

    Содержание:

     

    1. Введение

     

     

    1. Воля:

     

    А) Понятие воли

    Б) Характеристика волевых действий

    В) Развитие воли в подростковом возрасте

     

    1. Волевые качества личности

     

     

    1. Вывод

     

     

          5. Список использованной  литературы

     

     

     

    Введение

     

    Нередко, принимая какое-то решение  и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают  для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро  необходимых потребностей. Когда  люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений  и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению  стоящей перед ними задачи или  когда при столкновении с трудностями  одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной  энергией – эти явления связывают  с такой особенностью психики  как воля.

     

    Данная тема актуальна потому, что  человеческое поведение зависит  от многих факторов, но прежде всего  от нашей воли. Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, человек  способен на совершение благородных  и даже героических поступков. Также  воля человека тесно связана с  его характером. По меткому выражению  английского писателя С.Смайлса: « Характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью, практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля».

     

    Задача моей работы заключается в том, чтобы дать характеристику понятию воля. Так же задачами моей работы будет подробное рассмотрение волевых качеств личности.

     

    Воля

     

    «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над препятствиями и преградами, которые она героически преодолевает».

     

                                                    Оноре Бальзак

                                                     

    Понятие  воли

     

    Существенной особенностью всех психических  процессов и личности в целом  является активность - произвольная и  непроизвольная. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с  заранее поставленной целью, она  связана с нашим «Я» и протекает  с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых  действий, которые всегда совершаются  по определенным мотивам.

     

    Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить  жажду. Все отдельные действия, благодаря  усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются  в одно целое, и человек пьет воду.

     

    Воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей и препятствий.

     

    Например, 28-летний французский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через океан, чтобы изучить приспособляемость организма в непривычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению люди умирают не от голода или жажды, а от страха. И вот на 53 день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам своим увидел корабль. Первым порывом было намерение отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность результатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше.

    Однако воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в  умении воздержаться от чего-либо.

     

    Характеристика волевых действий

    В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей.

    1. Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению.
    2. Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам.
    3. Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением)  за счёт функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением намеченной цели.

     

     

    Развитие  воли в подростковом возрасте

    Для подростка воля стоит на одном  из первых мест.

    Однако как раз про подростков принято говорить, что у них  слабая воля. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед  трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки  усвоенным, казалось бы, требованиям  и правилам поведения.

    В подростковом возрасте и учебная  деятельность ребенка, и положение  его среди окружающих существенно  меняются. Учение  становится более  сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

    В семье повышение требований к  подростку в значительной степени  обусловлено реальной нуждой родителей  в его помощи. В домашнем обиходе  часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Подросткам не так уж редко приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (ходить за покупками в магазин, участвовать в приготовлении еды, присматривать за маленькими детьми). Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности. 
    Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, - важнейшая составляющая волевого поведения.

    И на все это накладываются возможности  и потребности самого подростка.  
    У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением.

    Одновременно с этим у подростков  уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности.

    Наблюдения показывают, что очень  часто ребята проходят стадию так  называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или  то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.

    Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать  аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения  за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть  за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно  для себя начинает подыскивать аргументы  в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

    Часто подросток бывает, намерен поступить, так или иначе, под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

    Точно так же добрые намерения могут  оказаться невыполненными потому, что  силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших  отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается  и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно  рассчитать свои силы, распределить время.

     

    Волевые качества личности

     

    Волевой человек обладает рядом  характерных качеств.  
    В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность (важнейшее мотивационно-волевое свойство личности, определяющее содержание и уровень развития всех других волевых качеств). Целеустремленность - это:  
    - умение ставить ясные цели и задачи,  
    - умение планировать свои действия;  
    - умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.  
    Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное.»  
    Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее. 

     
              Следующее важное волевое качество - настойчивость - это умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Выдержка - это умение затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации, способность постоянно контролировать своё поведение.

     

    Жизненно важным является такое  волевое качество как самообладание. САМООБЛАДАНИЕ — способность выполнять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация процессов психических, регулирующих эту деятельность. Самообладание — показатель эмоциональной и социальной зрелости личности. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантомимикой - его профессиональная обязанность.  
               Самообладание состоит:  
    - в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов.

    - также  в умении владеть своими чувствами:  легко повышать эмоциональный  тонус в состоянии растерянности,  апатии, страха и др.; снижать уровень  эмоционального возбуждения при  излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в  случае удачи не проявлять  излишней самоуверенности, беспечности,  чувства мнимого превосходства  и других нежелательных переживаний;  
    - и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.  
     
                Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.  
    «Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский).  УПРЯМСТВО — особенность поведения, в устойчивых формах — черта характера; Выражается в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.

     
                Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.  
     
                 Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость. Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний.  

    Информация о работе Воля и волевые качества личности