Внетренировочные и внесоревновательные факторы, дополняющие и оптимизирующие спортивную тренировку и соревнования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:10, контрольная работа

Описание

Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы) специализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапевтические и другие процедуры, специализированное питание, витаминизация), специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней среды, дополнительные биологические средства повышения спортивной работоспособности)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Средства и методы восстановления в современной спортивной практике..5
2.Дополнительные факторы, обуславливающие эффект тренировки и соревнования…………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Контрольня работа.docx

— 32.18 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И  МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ имени П.Ф. ЛЕСГАФТА,

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ» 

Мончегорский  филиал НГУ им. П.Ф. Лесгафта 

Тренерский  факультет

Кафедра теории и методики спортивных игр 

Морошкина Максима Владимировича 

студента IV курса 411 группы

очного  отделения 

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория спорта»

Внетренировочные  и внесоревновательные  факторы, дополняющие и оптимизирующие спортивную тренировку и соревнования 
 
 

  

Оценка                                                                                 Профессор пед. наук:

___________________                                                          Курамшин  Ю. Ф. 

«___»__________2011г. 

Преподаватель:

___________________ 
 
 
 

Мончегорск

2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Средства и методы восстановления в современной спортивной практике..5

2.Дополнительные факторы, обуславливающие эффект тренировки и соревнования…………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………..11

Список  литературы…………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Среди факторов, оптимизирующих подготовку спортсменов, основное место занимают различные средства и методы восстановления и повышения спортивной работоспособности.

     Как известно, восстановительные процессы в организме спортсменов представляют собой важнейшие психофизиологические процессы, суть которых заключается  в том, что после мышечной деятельности происходят обратные изменения в  работе тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данной физической нагрузки. Все изменения, происходящие в этот период, можно  объединить понятием "восстановление". Восстановление тренировочных нагрузок означает не только возвращение организма  к исходному или близкому к  нему уровню. Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после  отдельных тренировочных нагрузок, не устраняются полностью, а сохраняются  и закрепляются конструктивными  изменениями функциональных систем организма спортсменов, возникающими в восстановительном периоде, которые  служат основой повышения тренированности (Бальсевич В.К.,1999).

     Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы) специализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапевтические и другие процедуры, специализированное питание, витаминизация), специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней среды, дополнительные биологические средства повышения спортивной работоспособности) (Матвеев Л.В., 1977).  
 

Цель:

     Заключается в выявлении возможности использования разнообразных   факторов с целью восстановления и стимуляции специальной работоспособности спортсмена.

Задачи:

  1. Раскрыть основные методы и средства, оптимизирующие  спортивную тренировку и соревнования.
  2. Определить дополнительные факторы, обуславливающие эффект тренировки и соревнования.

Методы  исследования:

     Для решения поставленных задач использовался  теоретический анализ и обобщение литературных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Средства и методы восстановления в современной спортивной практике 

     Средства  восстановления в современной спортивной практике, целесообразно применять  в следующих основных направлениях:

1. В  период соревнований для направленного  воздействия на восстановительные  процессы не только после выступления  спортсменов, но и во время  их проведения или перед началом  соревнований.

2. Непосредственно  в различных формах учебно-тренировочного  процесса для повышения уровня  функциональных возможностей спортсменов,  развития двигательных качеств  и совершенствования технико-тактического  мастерства (Платонов В.Н., 1997).

     В тренировочном процессе предлагают планировать восстановительные  мероприятия на трех условных уровнях: основном, оперативном и текущем.

     Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния  организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов  утомления от кумулятивного воздействия  серии тренировочных нагрузок.

     Оперативное восстановление функционального состояния  спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учетом закономерностей  развития и компенсации утомления  в этом занятии.

     Текущее восстановление направлено на обеспечение  оптимального функционального состояния  спортсменов в процессе или после  нагрузки на отдельных занятиях в  целях подготовки к очередной работе (Платонов В.Н., 1997).

     В современной системе восстановления спортсменов условно выделяют педагогические, гигиенические, медико-биологические  и психологические средства.

     1. Педагогические средства восстановления. Педагогические средства и методы восстановления являются важными факторами оптимизации тренировочного процесса, восстановления и повышения спортивной работоспособности. Рациональное и целенаправленное их применение обеспечивает проведение учебно-тренировочного процесса на современном научно-методическом уровне.

     В работе профессоров рекомендуются  следующие основные направления  применения педагогических средств  восстановления.

1. Рациональное  планирование тренировочного процесса  с учетом этапа подготовки, условий  тренировок и соревнований, пола  и возраста спортсменов, их  функционального состояния, особенностей  учебной и трудовой деятельности, бытовых и экологических условий  и т.п. 

2. Оптимальная  организация и программирование  тренировок в макро-, мезо- и микроциклах,  обеспечивающих рациональное соотношение  различных видов, направленности  и характера тренировочных нагрузок  и их динамическое развитие.

3. Правильное  сочетание в тренировочном процессе  общих и специальных средств  подготовки.

4. Рациональное  сочетание тренировочных и соревновательных  нагрузок с необходимыми восстановительными  циклами после напряженных тренировок  и соревнований.

5. Рациональное  сочетание в тренировочном процессе  различных микроциклов: втягивающего, развивающего, ударного, поддерживающего,  восстановительного с умелым  использованием облегченных микроциклов  и тренировок.

6. Систематическое  применение тренировок в горных  условиях в целях повышения  спортивной работоспособности и  ускорения восстановительных процессов. 

7. Оптимальное  планирование тренировок в микроциклах  с обеспечением необходимой вариативности  тренировочных нагрузок, периодов  пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.

8. Обязательное  использование после напряженных  соревнований или соревновательного  периода специальных восстановительных  циклов с широким включением  восстановительных средств, активного  отдыха с переходом на другие  виды физических упражнений и  использованием благоприятных экологических  факторов.

9. Систематический  педагогический, врачебный контроль  и самоконтроль за функциональным  состоянием, переносимостью тренировочных  и соревновательных нагрузок  и необходимая коррекция тренировочного  процесса спортсменов с учетом  этих данных.

10. Важным  педагогическим средством стимуляции  восстановительных процессов является  правильное построение тренировочного  занятия. При этом следует соблюдать  следующие основные положения: 

- выполнение  полноценной разминки перед тренировкой,  что не только обеспечивает  быструю врабатываемость и настройку  организма на предстоящую работу, но и создает условия для  оптимального развития физиологических  и психических процессов. А  это, в свою очередь, способствует  более эффективному восстановлению  организма между отдельными сериями  упражнений в процессе тренировки;

- выполнение  упражнений для активного отдыха  в интервалах между тренировочными  нагрузками в одном занятии; 

- использование  пассивного отдыха в состоянии  полного расслабления в оптимальной  позе;

- выполнение  упражнений в расслаблении в  интервалах между тренировочными  нагрузками и после занятий; 

- выполнение  индивидуально подобранных упражнений  для заключительной части тренировки (заминки). Постепенный выход из  больших нагрузок - эффективное средство  для активного развертывания  восстановительных процессов после  тренировки. При этом рекомендуется  применять в течение 10-15 мин бег в невысоком темпе (ЧСС - 105-120 уд/мин) и комплекс специальных упражнений (Кузина В.В., Лаптева А.П.,1999).

2. Гигиенические  средства восстановления.

     Гигиенические средства восстановления рекомендуется  применять в рамках системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов, эта система имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности спортсмена, рациональный суточный режим, личная гигиена, закаливание, специализированное питание, оптимальные условия проведения тренировок и соревнований, планирование подготовки с учетом биоритмов, психогигиены, отказ от вредных привычек, профилактика травм, специальные средства повышения работоспособности и восстановления, специализированные комплексы для быстрой адаптации в сложных условиях, реабилитационные мероприятия после травм и заболеваний (Лаптев А.П.,1975).

3.Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления и повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теплотерапию.

Информация о работе Внетренировочные и внесоревновательные факторы, дополняющие и оптимизирующие спортивную тренировку и соревнования