Спортивные организации и проведение соревнований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:15, доклад

Описание

С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

Работа состоит из  1 файл

спортивный туризм.docx

— 26.49 Кб (Скачать документ)

                           Спортивные организации и проведение соревнований

С момента зарождения организованного спорта и появления  спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что  мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла  выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям  спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью  проведения соревнований являлось определение  победителя, то с появлением организованного  спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего  с целью проведения спортивных соревнований , составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце ХХ века в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения - специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.). Как правило, в подавляющем большинстве стран это не относится к спортивным клубам как низовому звену организованного спорта, которые сами проводят свои соревнования.

Почему произошла  и происходит такая трансформация? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в  историю спортивных организаций. И  начать ее следует с международных  спортивных организаций (МСО), и в  первую очередь с международных  спортивных федераций (МСФ).

Появление МСФ относится  к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине ХХ века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д.

В те годы, когда создавались  эти МСО, мало кто из спортивных руководителей  задумывался о коммерческой стороне  проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам.

С начала 80-х годов  любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как "товар" , и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.

Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию  и проведение соревнований.

Многие историки и социологи спорта связывают  коммерциализацию спорта на национальном уровне с его коммерциализацией  на международном уровне. И хотя в большинстве стран это имело  место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически  коммерциализация спорта началась с  продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере  зарождения американского профессионального  спорта [2]. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное  разделение спортивных организаций  на любительские и профессиональные.

Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И  эта концепция, несомненно, влияла на организацию и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось  и сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция  канула в лету, а рассуждения о  любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс.

"На протяжении  столетия профессиональный и  олимпийский спорт развивался  самостоятельно, создавая каждый  свою сложную систему соревнований ... Их сближение - один из важнейших  факторов дальнейшего прогресса  спорта", - отмечают авторы учебника "Олимпийский спорт" (1994) С.И. Гуськов и В.Н. Платонов [3], т.е. происходят процессы коммерциализации и профессионализации МСО и отдельных национальных спортивных организаций (НСО).

Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в  России, значительно сокращается  выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации  могут и сами заниматься подготовкой  и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации  этих доходов стали создавать  свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб  оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

Организационная структура  МСФ да и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.

Выбирая на своем  Исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.

Таким же образом  действуют и многие НСО или  НСФ в подавляющем большинстве  стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным  спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, т.к. в некоторых странах имеются  государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.

На наш взгляд, государственные спортивные организации  на любом уровне и общественные спортивные организации среди своих отличительных  особенностей имеют одну, тесно связанную  с проведением соревнований. Если для последних организаций проведение соревнований многие годы, а для некоторых и сейчас, являлись и являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.

К сожалению, следует  признать, что и в бывшем Советском  Союзе, и в России государственные  спортивные органы занимались и занимаются многими аспектами организации  и проведения соревнований . Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор С.И. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт" [5].

Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в  России, значительно сокращается  выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации  могут и сами заниматься подготовкой  и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации  этих доходов стали создавать  свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб  оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

На наш взгляд, подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.

Таким образом, на рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, "товаром", начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики. 

Организация и планирование учебно-тренировочных  программ и спортивных                                   соревнований

В организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работе решающее значение имеет рациональное планирование учебно-тренировочных  занятий. Документы планирования разрабатываются  на основе учебной программы и  программам по видам спорта. Различают  перспективные (многолетние и на один год), текущее и оперативное планирование.

Целью перспективного планирования является определение  путей решения поставленных задач. Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение интенсивности  и общей тренировочной нагрузки по сравнению с предыдущим годом.

В спортивной секции тренировочный план на один год делится  на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный (заключительный или восстановительный).

В подготовительном периоде осуществляется совершенствование  спортивной технике и тактики  с целью приобретения высокого уровня тренированности. В соревновательном периоде спортивная форма сохраняется, занимающиеся участвуют в соревнованиях. В переходном периоде спортивная форма частично утрачивается. Используется отдых, различные игры.

Текущее планирование основывается на перспективном планировании, но отличается от него большей конкретностью  целей, задач, средств и методов  работы. Сроки текущего планирования различны: от одного месяца (средний  цикл или мезоцикл) до одной недели (малый цикл или микроцикл).

Средние циклы (мезоциклы) в спортивных секциях складываются из микроциклов, которые различаются между собой на:

- втягивающие, базовые  (в них реализуются основные  задачи), контрольно-подготовительные, предсоревновательные (адаптация к  конкретным условиям спортивных  соревнований), соревновательные и  восстановительно-поддерживающие.

Втягивающие мезоциклы - с них обычно начинается подготовительный период годичного цикла. Используются обычно обще подготовительные упражнения. Базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительного периода. В них реализуются основные задачи тренировки, связанные с формированием новых и совершенствованием старых двигательных навыков и повышением функциональных возможностей организма занимающихся.

Контрольно-подготовительные - переходные мезоциклы между базовыми и соревновательными.

Предсоревновательные  мезоциклы способствуют подготовке к основному соревнованию.

Информация о работе Спортивные организации и проведение соревнований