Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и правовых качеств человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:08, реферат

Описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно -
эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в
формировании гармонически развитой личности.
Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную
силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством
физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой

Работа состоит из  1 файл

текст.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

При написании работы мною была поставлена цель – показать  нравственно -

эстетические и социальные аспекты  физкультуры и спорта, их роль в

формировании гармонически развитой личности.

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную

силу и значимость, аналога каким  в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством

физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой

общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу

творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости  за беспредельность потенциальных возможностей человека.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как  одно из

важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе

духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.

Спорт – очень сложен и порой  противоречив. Поэтому влияние его  на

становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в  спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над  собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают  и осмысливаются спортсменами  по-разному.

Совершенно очевидно, что, занимаясь  спортом, человек  в первую очередь

совершенствует и укрепляет  свой организм, своё тело, свою способность  управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физическая культура как вид культуры общества

 

Для  понимания  места  и  значения  физической  культуры  в   обществе

необходимо иметь представление  об  общей  культуре  человечества.  С  одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат.

 Культура  представляет  собой   не  абстрактную  деятельность,   а   ее

качественную сторону, которая отражается  в результатах материальной  и

духовной сторон деятельности человека и общества.

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

  1. Познает  («потребляет»)  культуру,  зафиксированную  в  духовных  и

          материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим  

          опытом.          

  1. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.
  2. Создает новые культурные ценности,  которые становятся  базой для

            развития культуры последующих поколений.

 Таким образом, культура —  исторически  определенный  уровень   развития

общества, творческих сил и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и формах организации жизни и  деятельности людей, а  также  в  создаваемых  ими материальных и  духовных  ценностях.  В  более  узком  смысле  —  это  сфера духовной  жизни  людей.  Она  включает  предметные  результаты  деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в  деятельности.

Физическая культура — это особая и самостоятельная  область  культуры,

которая возникла и развивалась  одновременно с общечеловеческой культурой  и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре и развлечении,  в  некоторых  формах  самовыражения  личности через социально-активную полезную деятельность.

Исторически культура возникает как  объективно необходимая деятельность

человека, направленная на преобразование окружающей природы и  человеческой сущности  в  интересах  личности  и  общества.  Другими  словами,  сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной,  физической  и других  видах  культуры,  которые  постепенно  становятся  самостоятельными видами социальной деятельности  со  своими  конкретными  целями,  задачами, функциями, содержанием и другими признаками.  Поэтому  физическую  культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.

В  интересах  совершенствования       человека   физическая   культура

использует   физические   упражнения,       естественные    силы    природы,

гигиенические факторы, режим труда,  быта,  питания  и  отдыха.  Она  должна всемерно  способствовать  росту  экономического   и   оборонного  потенциала страны,  удовлетворению  духовных  потребностей  людей,   быть   действенным средством всестороннего гармонического  развития  личности,   формирования активной    жизненной позиции.

 Физическая культура — одна  из тех областей социальной  деятельности,  в

которой формируется и реализуется  социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том,  что физическая культура является естественной частью культуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физическая культура как часть культуры личности

 

 Физическая культура личности  включает все то, что использовал   и  чего

достиг человек сверх того, что  ему  дала  природа  в  развитии  физических

способностей, двигательных качеств,  состояния  здоровья,  и  все  то,  что

явилось в этом плане результатом  его деятельности,  физической  и  духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

 Физическая культура наряду  с культурой в  целом   призвана  формировать

всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта)  исторического  процесса.

Основными  материальными  ценностями  физической   культуры   личности

являются необходимый объем  двигательных  навыков  и  умений, определенный уровень развития ос-новных физических и специальных качеств, функциональных возможностей  различных  органов  и  систем   организма.   Они   составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент  его  рабочей силы и выступают в качестве  обязательного  средства  осуществления  любого вида человеческой деятельности.

 К  духовным   ценностям   физической   культуры   личности   относятся

совокупность  специальных  знаний  в  области   всестороннего   физического

развития,  идеалы  физического  совершенства  (спортивного  мастерства),  к

которым стремится каждый конкретный человек, представления  о  способах  их достижения, знание особенностей того или иного вида  спорта,  его  истории, перспективы развития и т. д.

Физическую культуру личности определяют  физическая  подготовленность,

физическая готовность и физическое совершенство.

Культурный уровень человека —  это степень его приобщения  к  процессам

созидания  и  «потребления»  ценностей  в  различных  областях  культуры   — духовной, политической,  физической  и  др.  Это  и  степень  удовлетворения потребностей   человека   в   продуктах    культуры.    Например,    степень удовлетворения   потребностей   в    движениях,    физических    упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья.

Одним  из  критериев  культурного   уровня   человека   является   его

способность правильно, с большей  пользой для себя и  общества,  расходовать свободное время. Насыщение свободного времени  двигательной  деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку,  сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нравственно – этическое воспитание человека.

                

Специфическая особенность спорта – обязательность соревнований –  прямо и наиболее значительно влияет на морально – этическое, нравственное формирование личности.

Как известно, в любом виде спорта соревнования проводятся по жестоким

правилам. Действующий регламент  обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила, следовательно,

определяют психологическую настройку  атлета. Они требуют от спортсменов  в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения.

Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно  приводит к их развитию.

Правила соревнований построены на основе «строгого соперничества».

Необходимость спортсменов завоёвывать  первенство в соревнованиях, проводимых по существующим правилам, побуждает спортсменов и тренеров желать в первую очередь победы над противостоящей командой путём достижения выигрышных очков, баллов или призовых мест любыми средствами. А «любые» способы не всегда этичны. Приведу несколько примеров.

Предположим, на старте финального забега на 100 метров стоят восемь равных по силам участников. Вероятность того, что именно такой – то спринтер станет чемпионом, в этом случае равна одной восьмой. Каждому из участников выгодно, если кого – то из бегунов судьи снимут за фальстарт, а кто – то, возможно, споткнётся на дистанции. Ведь в таком случае конкурировать будут лишь шесть бегунов, шансы каждого из них вырастут до одной шестой. Есть случаи и аморального поведения. Например, на одном из чемпионатов мира по футболу португальцы во встрече с командой Бразилии стремились вывести из строя самую яркую звезду бразильцев – знаменитого Пеле. Он не мог действовать в полную силу 6 португальцы совершенно беззастенчиво били его по ногам, пока не лишили возможности играть.

Конечно, те, кого называют истинными спортсменами и рыцарями спорта, не ищут лёгких и сомнительных путей к пьедесталу почёта. Не ищут их потому, что в результате влияния нравственных требований коллектива приобрели надёжные морально – этические устои. У них сформировались взгляды, убеждения, характер, которые противоречат логике схемы «строгого соперничества»: объективно выгодное в ряде случаев становится субъективно неприемлемым. Но, к сожалению, это не всегда так. Некоторые порой идут к спортивной победе окольными путями.

В спорте, по мнению специалистов, может  существовать схема так называемого «нестрогого соперничества». При правилах, построенных по схеме «нестрогого соперничества», спортсмену или команде объективно невыгодно, если противник выступает плохо. Ведь победа над слабыми стоит «дешевле», чем ничья с сильными. Не покажешь отличного результата, если твой соперник плохо подготовлен и груб. Схема «нестрогого соперничества» побуждает «болеть» за соперника, помогать ему раскрыть в соревновании все сои возможности, расти и совершенствоваться. Такая схема в большей мере способствует развитию массового спорта. Она не выступает в противоречие с морально – этическими и эстетическими нормами. Она способствует в полной мере правильному воспитанию зрителей, спортсменов, судей, тренеров.

Главная задача, связанная с воспитанием  спортсменов, тренеров, судей и

зрителей, заключается в том, чтобы  спортивными мотивами, побуждающими

бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели.

 

 

 

 

4. Процесс самосознания и самосовершенствования.

                

В начале моего реферата я хочу поговорить о первой специфической  особенности спорта. Итак, в спорте объект труда – сам спортсмен. Но сам спортсмен – субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь – субъект, деталь – объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт – деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Что же следует из положения: спортсмен  есть одновременно и субъект и  объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности?

Во – первых, то ,что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как

можно больше, точнее и полнее. Это  совсем не просто, не всегда интересно,

иногда – страшновато. Это –  работа трудная, кропотливая.

Спортсмен занимается самопознанием  по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем – либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник – свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной – отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так – везде. Мастер – это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.

Информация о работе Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и правовых качеств человека