Физическая культура и спорт в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:06, реферат

Описание

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Работа состоит из  1 файл

физра готовая.docx

— 29.86 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Физическая  культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).         Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.    Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.        Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в . нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА И СПОРТ  В СССР 

     После победы Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура и  спорт впервые в истории общества стали достоянием всего народа. Они  используются в интересах социалистического  общества и одновременно каждого  гражданина страны, служат одним из важных средств воспитания  людей, их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.

     В программе КПСС отмечено: «В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к  труду … возрастает значение физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь».

     Правительство постоянно проявляет заботу о  физическом воспитании подрастающего  поколения, развитии массовости физической культуры и спорта и приобщении к  занятиям физическими упражнениями широких слоев населения, особенно молодежи.

     Массовое  физкультурное движение в нашей  стране должно перерасти в общенародное. Физическая культура должна в большей  степени способствовать удовлетворению потребностей людей, быть действенным  средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования  активной жизненной позиции, стать неотъемлемой частью образа жизни.

     Огромное  значение для становления и развития советской системы воспитания имеют  положения о коммунистическом воспитании, сформулированные в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина; постановления  ЦК КПСС по идеологической и политико-воспитательной работе, по физической культуре, спорту и туризму.

     Основоположники научного коммунизма отмечали, что  общество, организованное на коммунистических началах, будет нуждаться в людях  с всесторонне развитыми способностями  и создаст их; утверждали, что  новое общество даст возможность  всесторонне развивать и применять  развитые способности, как умственные, так и физические. «Под воспитанием, - писал К. Маркс, - мы понимаем три  вещи: умственное воспитание; физическое воспитание, такое, какое дается в  гимнастических школах и военными упражнениями; техническое обучение.

     Распределению детей и подростков по возрастным группам должен соответствовать  постепенно усложняющийся курс умственного  и физического воспитания».

     В.И. Ленин хотел видеть молодежь бодрой и жизнерадостной, богатой духовно  и развитой физически… «Юноши и  девушки Советской страны должны жить красиво и полнокровно как  в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта – вот области, в  которых молодежь должна проявить себя во весь размах».

     В беседе с К. Цеткин В.И. Ленин отметил, что «молодежи особенно нужны  жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, … и все это по возможности совместно!»

     Большое значение физическому воспитанию придавали  соратники В.И. Ленина – Ф. Дзержинский, М. Фрунзе, Н. Подвойский, Н. Семашко  и др. М.И. Калинин считал физическую культуру одним из главных предметов  в школе.

     На III съезде комсомола (1920) впервые была полно и глубоко проанализирована роль физического воспитания в нашей  стране; отмечалось, что физическое воспитание подрастающего поколения  является одним из самых необходимых  элементов общей системы коммунистического  воспитания молодежи, направленной к  созданию гармонически развитого человека.

     При разработке основ советской системы  физического воспитания широко использовался  исторический отечественный опыт.

     В решениях Коммунистической партии Советского правительства по вопросам физической культуры и спорта указывается на необходимость улучшения постановки физического воспитания детей всех возрастов, вовлечения в свободное  от учебы время в занятия физическими  упражнениями всей массы учащихся, создания благоприятных условий  для развития юношеского спорта.

     Отмечается, что физическая культура должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным  средством всестороннего развития личности, формирования активной жизненной  позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗВИТИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД С 1917 ПО 1941 ГОД

     На  фронтах гражданской войны еще  шли ожесточенные сражения, а молодая  Советская республика уже заботилась об укреплении здоровья трудящихся и  подрастающего поколения.

     В 1918 г. Всероссийский Центральный  Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов  по инициативе В.И. Ленина принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству». В состав образованного  Главного управления всеобщего обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч) вошел отдел  физического развития и спорта. Он ведал физической подготовкой в  частях Красной армии, пунктах допризывной  подготовки, среди гражданского населения. Физическое воспитание как обязательный предмет было введено в школьную программу.

     Всевобуч  создавал в городах и селах  военно-спортивные клубы, на фабриках и заводах – физкультурные  кружки, проводил спортивные праздники. К 1921 г. В системе Всевобуча насчитывалось  около 1500 рабочих спортивных клубов, объединяющих почти 150 тыс. физкультурников.

     К началу 1921 г. Физкультурные организации  располагали всего 253 спортплощадками, сотней гимнастических городков, 82 лыжными  и 60 водными станциями, 27 яхтклубами.

     На  примитивных площадках и пустырях юноши и девушки проводили  тренировки, устраивали соревнования, вырабатывали в себе готовность к  труду и защите молодой Страны Советов. Время настоятельно требовало  более широкого использования физической культуры и спорта для укрепления здоровья трудящихся, особенно молодого поколения. Назрела необходимость  в новых организационных формах физкультурного движения. В июне 1923 г. При Всероссийском Центральном  Исполнительном Комитете был образован  Высший совет физической культуры (ВСФК). Возглавил ВСФК один из ближайших  соратников В.И. Ленина, первый нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко. В физической культуре он видел мощное профилактическое средство, существенный фактор повышения производительности труда, связь ее с общей культурой.

     Летом 1923 г. В Москве впервые разыгрывался чемпионат страны по плаванию. На всесоюзном уровне стали проводится турниры  борцов, штангистов, боксеров, лыжников, баскетболистов…

     20 июля 1924 г. Вышел первый номер  газеты « Красный спорт», провозгласивший:  «Наша первоначальная задача  – уничтожение физкультурной  безграмотности». 

     Постоянный  рост рядов физкультурников, более  регулярное проведение соревнований по разным видам спорта дали возможность  провести в 1923 г. Всесоюзный праздник физической культуры – первый смотр достижений физкультуры в стране.

     Расширению  организаторской и методической работы, выработке основных идейных  установок советской физической культуры способствовало программное  постановление Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в  области физической культуры».

     Середина 30-х годов знаменует новый этап в развитии физкультурного движения. В мае 1936 г.  ВЦСПС принял решение  об организации 64 добровольных спортивных обществ профсоюзов. Организация  в этот период коллективов физкультуры, в основном на всех заводах и фабриках, во многих учебных заведениях, приблизила физкультурную работу к производству, к деятельности партийных, профсоюзных  и комсомольских организаций. Тем  самым расширились возможности  для дальнейшего развертывания  самодеятельного физкультурного движения в стране, вовлечения в него миллионов  трудящихся и учащейся молодежи.

     Важным  событием в развитии физкультуры  и спорта в нашей стране явилось  введение в 1931-1934 гг. по инициативе комсомола  Всесоюзного физкультурного комплекса  «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Комплекс ГТО за короткий срок приобрел огромную популярность, стал программно-нормативной основой  советской системы физического  воспитания и подлинной школой патриотического  воспитания, закрепил связь советского физкультурного движения социалистическим строительством и задачами укрепления обороноспособности страны. Миллионы юношей и девушек выполнили нормативы  комплекса, многие из них стали систематически заниматься спортом.

     В 1935-1937 гг. была разработана и введена  в действие Единая всесоюзная спортивная классификация, что значительно  упорядочило учебно-спортивную работу. Классификацию, охватившая в 1937 г. До 10 видов спорта, способствовала развитию методики подготовки спортсменов, системы  спортивных соревнований и в целом  массового спорта. Единая всесоюзная спортивная классификация и сегодня  нормативный документ подготовленности и спортивного мастерства спортсменам  последовательно присваиваются  разряды и звания – от юношеского до мастера спорта СССР международного класса.

     Важнейшим событием в спортивной жизни тех  лет стало успешное выступление  советских спортсменов III Международной  рабочей олимпиаде, которая состоялась летом в 1937 г. В Антверпене.

     Накануне  Великой Отечественной войны  физкультурные организации страны объединяли около 5,2 млн. чел. К этому  времени значительно укрепилась материальная база физкультурного движения. В стране было построено 378 стадионов, более 6 ты. Спортивных и гимнастических залов, свыше 70 тыс. больших и малых  площадок и футбольных полей и  другие сооружения.

     Перед физкультурными организациями страны встала задача усилить использование  средств физического воспитания в целях укрепления обороноспособности страны. В 1939 г. были пересмотрены школьные программы по физическому воспитанию, в них включили занятия по начальной  военной и допризывной подготовке.

     26 ноября 1939 г. было принято постановление  «О введении нового физкультурного  комплекса «Готов к труду и  обороне СССР».  В этом комплексе, введенном в действие с 1 января 1940 г., была усилена военная прикладная направленность. Наряду с упражнениями, обеспечивающими разностороннюю физическую подготовленность физкультурников, в комплексе ГТО входили преодоление полосы препятствий, упражнения, развивающие навыки метания и стрельбы, защиты и нападения.

Информация о работе Физическая культура и спорт в СССР