Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание

Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ;
Осветить значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ;
Изучить формы организации дополнительных занятий по физическому воспитанию в ПТУ;
Исследовать литературные данные о влиянии дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся ПТУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ…………………4.
1.2. Значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ………………….8.
1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ…………..10.
1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ……………..13.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ
2.1. Формы дополнительных занятий с учащимися ПТУ…………………….16.
2.2. Влияние дополнительных занятий на состояние сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………………………..20.
2.3. Влияние дополнительных занятий на дыхательную систему……….…..22.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА……………………...……..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Специализированное занятие (учебное, тренировочное) – форма занятий, имеющая строгую направленность. Оно включает обучение вспомогательно-прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных физических качеств.

     Специализированные  занятия проводятся, когда организационно трудно или методически нецелесообразно совмещать обучение по отдельным разделам профессионально-прикладной физической подготовки, когда необходимо воздействие на отдельные функциональные системы и органы, чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях с предельной интенсивностью предусматривают расширенную подготовительную и заключительную части [8, с.38].

     В процессе плановых занятий перед  выполнением прикладных упражнений полезно сообщать теоретические  сведения по изучаемому виду профессионально-прикладной физической подготовки. Эти вопросы можно рассматривать также на специальном теоретическом занятии.

     Утренние  физические упражнения (зарядка) для учащихся профтехучилищ преследуют не только гигиенические, но и тренировочные цели. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.

     Зарядка должна включать как общеразвивающие  упражнения гигиенического характера  и повышающие разностороннюю физическую подготовленность, так и специальные  прикладные упражнения. Последние применяют с целью тренировки, и в этом случае задачи обучения не ставятся.

     Утренние  физические упражнения должны быть плановыми. Каждый вариант зарядки разрабатывается  со специальной направленностью. Комплексы  упражнений через определенный промежуток времени необходимо изменять в зависимости от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий по физической подготовке и ряда других причин. На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 мин.

     Соревнования – действенная форма профессионально-прикладной физической подготовки, воспитывающая волевые качества: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, способность стойко переносить большие и предельные физические нагрузки. Соревнования помогают совершенствовать физические качества и прикладные навыки в обстановке спортивной борьбы. По степени прикладности соревнования бывают спортивные и спортивно-прикладные. Спортивные только косвенно отражают специфические особенности той или иной деятельности (для лиц, управляющих скоростным транспортом, –состязания по горнолыжному спорту, баскетболу и другим спортивным играм; для строительных рабочих – по акробатике, гимнастике).

     Спортивно-прикладные отличаются от спортивных тем, что в  их содержание входят физические упражнения, специфичные для той или иной профессии (для водников – состязания по водным видам спорта). Большое значение для профессиональной подготовки учащихся имеет массовое целенаправленное физическое совершенствование путем занятий в спортивных секциях по различным видам спорта. Секции организуются, как правило, с учетом особенностей профессии. Занятия в секциях содействуют повышению уровня развития у учащихся профессионально важных качеств и навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Влияние дополнительных занятий на состояние сердечно-сосудистой системы 

     Сердце  нетренированного человека в состоянии  покоя за одно  сокращение (систолу)  выталкивает в аорту 50-70  мл  крови, в минуту  при 70-80 сокращениях 3,5-5 л. Дополнительные занятия физической культурой  усиливают функцию сердца и доводят систолический объем до 90-110 мл  в  покое, а при очень больших физических нагрузках 150 и  даже 200 мл.  Частота сердечных сокращений  при  этом  увеличивается  до  200 и более,   минутный   объем соответственно до 25, а иногда  и  40  л. Другими словами, сердце  спортсмена  имеет десятикратный резерв мощности.

     Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого  человека в покое обычно  составляет  72-84  в  минуту,  для  сердца  же  тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота  сокращений  ниже  60 ударов в минуту (иногда до 36-38) [6, с.23].

     Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время  отдыха  (диастола),  во  время  которого  оно  получает обогащенную кислородом артериальную кровь.

     Основное  же различие заключается в том, что  при легкой нагрузке сердце нетренированного  человека  увеличивает  количество  сокращений,  а   сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.

     Конечно, десятикратное увеличение мощности сердца в экстремальных условиях  не  может  не  сказаться  на  функции  сосудистой  системы.  Но  у тренированного  человека  она  также  имеет  больший  запас  прочности.  При больших  физических  нагрузках  максимальное  давление   у  спортсменов  и физически  тренированных  людей  может  превысить  200-250  мм  рт.  ст.,  а минимальное падает до 50 мм рт. ст. [12, с.44].

     При большой физической нагрузке возрастает и объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом  5-6  л.  Пополнение поступает из кровяных депо – своеобразных  резервных  емкостей, находящихся главным образом в печени, селезенке и легких.  Соответственно  увеличивается количество  циркулирующих  эритроцитов,   в результате чего  возрастает способность крови транспортировать кислород.

     Кровоток  в  работающих  мышцах  увеличивается  в  десятки  раз,  также многократно увеличивается число работающих капилляров. Интенсивность  обмена веществ с использованием кислорода возрастает в десятки раз.

     Приведенные  цифры   свидетельствуют   о   больших   анатомических   и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, раскрыть которые можно только при дополнительных занятиях физической культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Влияние дополнительных занятий на дыхательную систему 

     Если  сердце  представляет  собой  насос,   перекачивающий   кровь   и обеспечивающий ее доставку  ко  всем  тканям,  то  легкие  –  главный  орган дыхательной системы – насыщают эту кровь кислородом.

     Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких,  совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы.   Установлено,   что   у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20%  по сравнению с таковыми у не занимающихся   спортом [17, с.78]. Это  значительный анатомический и функциональный резерв.

     Дополнительные  физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания учащихся ПТУ. У спортсменов,  например, жизненная емкость легких достигает 7 л. и более. Спортивные  врачи  сборных  команд  страны по баскетболу и лыжам зарегистрировали величины, равные 8,1 и 8,7 л.

     Конечно, спортсмены – это люди, как правило, с изначально  хорошими физическими данными, но физические нагрузки развивают любой организм.

     При максимальных физических нагрузках частота дыхания может возрасти до 50-70 в минуту, а минутный объем дыхания до 100-150 л, т.е. в  10-15  раз превысить этот показатель, отмеченный в состоянии покоя.

     Хорошо развитый дыхательный аппарат – надежная гарантия  полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь  известно,  что  гибель клеток  организма в конечном  итоге  связана  с  недостатком  в  них  кислорода.  И   напротив, многочисленными  исследованиями  установлено,  что чем больше  способность организма усваивать кислород, тем выше физическая   работоспособность человека.  Тренированный   аппарат  внешнего   дыхания   (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

     При  дополнительных занятиях физической культурой максимальное потребление кислорода, как отмечают спортивные  физиологи,  повышается  в среднем на 20-30% [19, с.65].

     У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Так, частота дыхания снижается до 8-10 в  минуту,  при  этом несколько возрастает его глубина.  Из  одного  и  того  же  объема  воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

     Возникающая при мышечной активности потребность  организма в  кислороде «подключает» к решению энергетических задач  незадействованные до  этого резервы легочных альвеол. Это  сопровождается  усилением  кровообращения  во вступившей в работу ткани и  повышением  аэрации  (насыщенность  кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. Кроме того, хорошо  «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки,  которые  аэрированы слабее и потому хуже снабжаются  кровью.  Известно,  что  при  поверхностном дыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно  в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные процессы. Напротив, повышенная аэрация целительно действует при лечении некоторых заболеваний [10, с.42].

     Врачи уже давно отметили, что спортсмены и оперные певцы не  болеют туберкулезом легких, в основе этого факта, в обоих случаях,  лежит повышенная аэрация легких.

     При физических нагрузках возрастание  легочной  вентиляции  связанно  с усилением амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается и на состоянии других органов. Так, сокращаясь при вдохе,  диафрагма давит на печень и другие органы пищеварения способствуя оттоку из них венозной крови и поступлению ее в правые отделы сердца. При выдохе диафрагма поднимается, облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости  и  улучшая  их питание и работу. Таким образом, диафрагма является как  бы  вспомогательным органом кровообращения для органов пищеварения.

     Именно  этот механизм – своеобразный  мягкий  массаж  –  имеют  в  виду специалисты лечебной физкультуры, рекомендуя некоторые    упражнения дыхательной гимнастики для лечения органов пищеварения.  Впрочем,  индийские йоги с давних пор лечат заболевания желудка, печени и кишечника дыхательной гимнастикой, эмпирически установив целебное ее действие при  многих недугах органов брюшной полости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА 
 

     Уровень функционального состояния организма  можно определить с помощью функциональных проб и тестов.

     Функциональная  проба – способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса. Оценить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы можно с помощью различных функциональных проб [5, с.21].

     Индекс  Рюффье. Для оценки деятельности сердечнососудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р3) после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

     Индекс  Рюффье = (Р12З)-200)/10

     Оценка  работоспособности сердца: индекс Рюффье

     0 - 1 – атлетическое сердце; 1 - 5 – очень хорошее сердце;

     6 - 10 – хорошее сердце; 11 - 15 – сердечная недостаточность;

     15 - 20 – сердечная недостаточность сильной степени.

     Тест  не рекомендуется выполнять людям  с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

     Центральная нервная система (ЦНС) – самая сложная из всех функциональных систем человека. В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции. Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦHС и анализаторов.

     Проверить состояние ЦHС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦHС. Возбудимость ЦHС: слабая – 0-6, нормальная – 7-12, живая 13-18, повышенная – 19-24 уд/ мин. [5, с.24].

Информация о работе Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ