Занятия физической культурой при нарушенном зрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:24, реферат

Описание

Проблема близорукости до недавнего времени была изучена недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так как бытует мнение, что близорукость — наследственное заболевание и лечению почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения и прогрессирования близорукости.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ МЫШЦ ГЛАЗ.........................................................................................................................5
3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ (ЦИЛИАРНЫХ) МЫШЦ…………………………………………………….……………...6
4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО СОЧЕТАТЬ С ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАЗ…………………………….…………….8
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………..10
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................11

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 29.02 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ МЫШЦ ГЛАЗ.........................................................................................................................5

3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ (ЦИЛИАРНЫХ) МЫШЦ…………………………………………………….……………...6

4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО СОЧЕТАТЬ С ДВИЖЕНИЯМИ  ГЛАЗ…………………………….…………….8

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………..10

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь человека — постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. И важнейшим из них является зрение. Благодаря ему мы различаем разнообразные предметы, правильно определяем их местоположение в пространстве, воспринимаем богатейшую гамму цветовых оттенков.

Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению.Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии.

Одна из причин ухудшения зрения — близорукость. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.

Проблема близорукости до недавнего времени была изучена  недостаточно. За рубежом ею занимаются мало, так как бытует мнение, что близорукость — наследственное заболевание и лечению почти не поддаётся. Российские офтальмологи опровергли это мнение. Сейчас многие научные учреждения нашей страны изучают пути профилактики возникновения и прогрессирования близорукости.

Близорукость, миопия (от греч. «мио» — щуриться и «опсис»  — взгляд, зрение), - один из недостатков  рефракции глаза, в результате чего, люди страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях.

Если вовремя не принять  мер, то близорукость прогрессирует, что  может привести к серьёзным необратимым  изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности.

Исследования последних  лет существенно пополнили и  углубили представления о механике происхождения близорукости. Как  установлено, близорукость чаще всего  возникает у детей и взрослых с недостаточным физическим развитием. Это позволяет по-новому оценить значение физической культуры в профилактике близорукости и её прогрессирования.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с  помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Именно поэтому так  важны методические разработки по подбору  физических упражнений для всех, кто в той или иной степени страдает близорукостью, но стремится заниматься спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ МЫШЦ ГЛАЗ

 

Приведённые ниже специальные  физические упражнения (или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3–4 раз в неделю.

 1. Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

 2. И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

 3. И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек., опустить руку. Повторять 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

 4. И. п. – стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

 6. И. п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.

7. И. п. – сидя. Медленные  круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз). 

 

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ (ЦИЛИАРНЫХ) МЫШЦ 

 

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле», и на «аккомодотренере».  

   При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 – 35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 – 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25 – 30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня – 5 мин., а в остальные дни – 7 мин.

Для проведения упражнений на «аккомодотренере» необходимо изготовить простой прибор. Он представляет собой кусок плотного картона или фанеры в форме ракетки (примерно 20 х 10 см). В нижней части её (над рукояткой) делается горизонтальная щель, в которую вставляется линейка длиной 50 – 60 см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке. На передней поверхности ракетки, в её центре, нанесена буква «с» величиной примерно 2 мм. 

   Упражнения выполняются следующим образом. Тренирующийся надевает очки, полностью корригирующие близорукость, дополнительно прикрепив к ним +3 диоптрии, и приставляет к одному глазу (другой глаз прикрывает) линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по линейке по направлению к глазу до тех пор, пока буква «с» не станет расплывчатой и похожей на букву «о». После этого занимающийся медленно отодвигает ракетку от глаза, добиваясь того, чтобы буква «с» вначале была ясно видна, а потом расплылась. Как только это произойдёт, ракетку вновь приближают к глазу, а затем отодвигают и т. д. Упражнение проводят в течение 10 мин. для каждого глаза отдельно с интервалом 10 – 20 мин. Необходимо следить за тем, чтобы буква на ракетке во время выполнения упражнения была хорошо освещена. Дополнительная линза в +3 диоптрии приставляется для более полного расслабления цилиарной мышцы.

Из приведённых далее  физических упражнений, способствующих тренировке внутренних мышц глаз, используйте на каждом занятии с таким расчётом, чтобы упражнять цилиарные мышцы не менее 4 – 5 мин. Эти упражнения можно выполнять подряд или чередовать с общеразвивающими.

1. Подбросить мяч обеими  руками вверх и поймать. Выполнить 7 – 8 раз.

2. Бросить мяч сильно  об пол, дать ему возможность  подняться вверх, поймать одной  или обеими руками. Выполнить  6 – 7 раз.

3. Передача мяча партнёру  из-за головы. Выполнить 10 – 12 раз.

4. Броски теннисного мяча  в мишень. Повторить 6 – 8 раз  каждой рукой.

5. Броски мяча в баскетбольное  кольцо двумя и одной рукой  с расстояния   3–5 м. Выполнить  12 – 15 раз.

6. Верхняя (нижняя) передача  партнёру волейбольного мяча. Выполнять  5-7 мин (5 – 7 мин. для нижней  передачи).

7. Игра в бадминтон  через сетку и без неё в  течение 15 – 20 мин.

8. Игра в большой теннис  у стенки и через сетку в  течение 15 – 20 мин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО СОЧЕТАТЬ С ДВИЖЕНИЯМИ  ГЛАЗ

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами  выполнять медленно.

1. И. п. – лёжа на спине,  руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 – 12 раз.

2. И. п. – лёжа на спине,  руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять  руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч  в другую руку. То же другой  рукой. Смотреть на мяч. Повторить  5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1 – 3 кг.

3. И. п. – лёжа на спине,  руки в стороны. Выполнять скрестные  движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное.

4. И. п. – сидя на полу, упор  руками сзади, прямые ноги слегка  подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

5. И. п. – то же. Одна нога  несколько поднимается, другая  опускается, затем наоборот. Смотреть  на носок одной ноги. Выполнять  15 – 20 сек.

6. И. п. – сидя на полу, упор  руками сзади. Мах правой ногой  вверх – влево. То же левой  ногой вверх – вправо. Смотреть  на носок. Повторить 6 – 8 раз  каждой ногой.

7. И. п. – то же, прямая нога  слегка поднята. Выполнять ею  круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой.

  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, держать гантели  впереди. Круговые движения руками  в одном и другом направлении  15 – 20 сек. Смотреть то на  одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

  10. И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

  11. И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Близорукость прогрессирует  чаще всего в тех случаях, когда  дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по многу  часов (без перерыва) читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физкультурой, не тренируют мышцы глаз.

Ослаблению аккомодации  глаз способствует острые респираторные, хронические и инфекционные заболевания. Поэтому вопрос профилактики этих заболеваний должен стать заботой не только медиков, но и каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Аршавский И.А. Физиологические  механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

2. Виноградов П.А., Жолдак  В.И. и др. Основы физической  культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997. - 80 с.

3. Григорьева Л.П. Роль  перцептивного обучения в преодолении  последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология человека, 1996, т. 22, №5, с. 85.


Информация о работе Занятия физической культурой при нарушенном зрении