Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание

Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ;
Осветить значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ;
Изучить формы организации дополнительных занятий по физическому воспитанию в ПТУ;
Исследовать литературные данные о влиянии дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся ПТУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ…………………4.
1.2. Значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ………………….8.
1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ…………..10.
1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ……………..13.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ
2.1. Формы дополнительных занятий с учащимися ПТУ…………………….16.
2.2. Влияние дополнительных занятий на состояние сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………………………..20.
2.3. Влияние дополнительных занятий на дыхательную систему……….…..22.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА……………………...……..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо не острым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая [5, с.32].

     Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с. и при этом не наблюдаются пошатывания тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с. нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно» [5, с.28]. Этот тест имеет практическое значение в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, фигурном катании и других видах спорта, где координация имеет важное значение. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются.

     Тест  Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов – 90 с и более [14, с.26]. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  данном этапе развития общества уже  нельзя рассматривать совершенствование физических кондиций учащихся как узкоутилитарную цель – повышение дееспособости индивида в будущей профессиональной деятельности. Здесь речь идет о физическом совершенствовании как одной из целей воспитания человека, повышения уровня его личной культуры. Социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию молодежи.

     Вот почему проблемы физического развития учащейся молодежи в современных условиях не могут не заботить специалистов и всех понимающих ее значимость для индивида и общества в целом.

     В ходе анализа научно-методической литературы установлено, что:

  1. Возраст 15 – 20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Кроме того, в этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, поэтому в процессе физического воспитания учащихся ПТУ важен индивидуальный подход.
  2. Физическое воспитание в профессионально-технических учебных заведениях являются учебным предметом, формирующим у учащихся жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающие двигательные способности. Его целью является формирование физической культуры личности учащихся – единства гуманистического идеала физического совершенства и активной деятельности по физическому и связанному с ним духовному совершенствованию, организации здорового образа жизни.
  3. Выделяют следующие формы дополнительных занятий: комплексные и специализированные (плановые), утренние физические упражнения (зарядка), массовые спортивные мероприятия (спортивные и спортивно-прикладные соревнования, однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, массовые проплывы и др.).
  4. Оздоровительный эффект дополнительных занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.
  5. При дополнительных занятиях физической культурой учащимися ПТУ повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, снижением веса тела и жировой массы, содржания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС.

     Дополнительные  занятия по физической культуре с  учащимися ПТУ решают комплекс задач, оказывая влияние на физическую подготовленность, физическое развитие, функциональное состояние занимающихся, позволяют укрепить здоровье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 1971. – 203 с.
  2. Введение в теорию физической культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 1983. – 290 с.
  3. Вопросы юношеского спорта / Под общ. ред. В.П. Филина. – М.: ФиС, 1967. – 219 с.
  4. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. – М.: ФиС, 1989. – 108 с.
  5. Диагностика функциональной подготовленности юных спортсменов разного возраста и пола. Методическое пособие / Под ред. Ф.А. Иорданской. – М., 1993. – 78 с.
  6. Ильинич, В.М. О взаимосвязи общей и профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов / В.М. Ильинич // Теория и практика физической культуры. – 1979. – № 10. – С. 37 – 38.
  7. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов: Учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.
  8. Кабачков, В.А., Полиевский, С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. – М.: Высшая школа, 1991. – 187 с.
  9. Каплан, И.М. Основы физического самосовершенствования студентов / И.М. Каплан. – Ташкент, 1991. – С. 134-136.
  10. Карпман, В.Л., Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. – М.: ФиС, 1974. – 96 с.
  11. Косилов, С.А. Физиологические основы НОТ / С.А. Косилов. – М., 1969. – 230 с.
  12. Носова, Р.М. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1 – 4 курсов технического вуза / Р.М. Носова. – М., 1988. – С. 23-37.
  13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 375 с.
  14. Программа по физической культуре для учащихся профессиональных технических училищ. – М., 1999. – 87 с.
  15. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р.Т. Раевский. – М.: Высшая школа. 1985. – 230 с.
  16. Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В.А. Романенко. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2005. – 290 с.
  17. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 277 с.
  18. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: ФиС, 1976. – 343 с.
  19. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: Учебное пособие / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005. – 169 с.
  20. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: ФиС, 1987. – 213 с.
  21. Фомин, К.А., Филин, В.П. Возрастные аспекты физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 178 с.
  22. Холодов, К.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2001. – 289 с.

Информация о работе Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ